«Заставляй себя есть чёрную икру!» — гласит советский плакат. Раритет приколочен к стене магазина при осетровой ферме «Астраханская фишка».
Приехала сюда на экскурсию. Рассчитывала увидеть производство икры. В данном хозяйстве рыбу не убивают с целью получения деликатеса. Подводных обитателей доят — так специалисты называют процесс.
Как оказалось, сбор икры происходит в стерильных условиях, посторонних не допускают. И длится недолго — 15 минут. На экскурсии показали картинки и расписали в деталях, как ценят жизнь пресноводного. По мне же такая добыча икры хоть жизнь сохраняет, но, мягко скажем, процедура насильственная. В прямом смысле этого слова.
Проводили к садкам, в которых плещутся гигантские осетры и стерляди. Трогать нельзя, чтобы рыбу не заразить и не мучить. Что ещё интересного на экскурсии в «Астраханскую фишку?» Конечно, рассказ!
Смысл которого сводился к идее: не сберегли то, что имели. Думали, чёрная икра будет литься рекой. Но запасы ценной рыбы иссякли. Погубила осетров деятельность человека. До угрозы полного их вымирания.
Далеко не только браконьеры истребили национальное достояние. Мощный урон принесло дикой фауне строительство плотины в нижней части Волжско-Камского каскада. Дело было в СССР, 1958 год. Для рыбы построили рыбоподъёмники. Идеально придумали. Рыба плывёт, подплывает к плотине, её встречают рыбоподъёмники, поднимают наверх и направляют на нерестилище. Только оборудование оказалось не дееспособное. Опромышлевание Волги принесло колоссальный урон. Почти 100 % нерестелища белуги, 80 % русского осетра и 40 % севрюги были полностью уничтожены.
Следующий удар по популяции осетровых рыб Каспия нанесла экология. В 1980-х случился крупный выброс ядовитых веществ на одном из заводов, стоящих на Волге. Большинство особей мгновенно погибло. Та рыба, что выжила — дала слабое и болезненное потомство.
Дальше была не одна техногенная катастрофа, о которых в Советском Союзе умалчивали. В дельту Волги стекала вся грязь, которая собиралась вверху по течению. Удобрения и пестициды, бытовой мусор, отходы промышленных заводов, нефтепродукты. Вся химия была сконцентрирована в том месте, где нерестился осётр. Нефтедобывающие предприятия также сбрасывали в море отходы.
А мы чаще слышали о браконьерах. Да, коррупция в органах надзора и контроля сделала своё неблагородное дело. Но браконьеры — далеко не единственный фактор, который довёл рыбу до грани исчезновения. Чтобы спасти её, с 2007 введён полный запрет на ловлю в Каспийском море.
Сегодня вся чёрная икра, которую мы видим на официальных, белых прилавках — выращена на фермах. Икры из рыбы, выловленной в дикой природе на небраконьерском рынке — нет!
Разрушаем. Созидаем. Такое у нас лекарство от скуки.
Сколько раз в жизни пробовали царский деликатес?