Найти тему
AROMA AVENUE

Натуральная или синтетическая парфюмерия, что лучше?

Постулат «раньше все духи были полностью натуральными и пахли прекрасно, а сейчас одна химозина» очень популярен и удобен. Жаль только никто из нас не помнит тех времён, когда в духах не было синтетики. Не помнят этого и наши бабушки. И прабабушки. Первый «синтетический» парфюм появился в 1882 году и к 20-м годам XX века уже трудно найти ароматы, не содержащие синтетики. Помните вы эти времена? Вот и мы не помним. Но мы помним Shanel №5 и шалимары, Opium и легенду – Climat! Уж они-то натуральные? Нет. Не натуральные. Не полностью натуральные. Они больше синтетические. Основа Chanel №5 - смесь трёх синтетических алифатических альдегидов. Angel Mugler, строится на основе этилмальтола — синтетического вещества, которое не встречается в природе.

Теперь определимся с понятиями. Что можно назвать натуральной парфюмерией?

Натуральная парфюмерия создана только из компонентов, полученных исключительно из натурального сырья без применения химического синтеза.

Нас интересует только то, что пахнет. Какие есть способы отделить запах от растений (о животных позже)?

Паровая дистилляция. Горячий пар пропускают через растительную массу (цветки, лепестки, корни, стебли), расщепляя клетки и высвобождая летучие соединения. Затем пар охлаждают и на выходе отделяют нерастворимое в воде эфирное масло.

Анфлёраж. На стекло, покрытое животным жиром, насыпают цветы, жир впитывает запах. Затем жир растворяют и остаются только имеющие запах вещества. Этот метод дорог, непрактичен и не используется для создания жидкости во флаконах на полках крупных магазинов.

Прямой отжим. Кожуру цитрусового протыкают иголками и кладут под пресс. На выходе – ароматное масло. Использование натурального масла бергамота запрещено ввиду высокой токсичности.

CO2-экстракт. Сверхкритический газ пропускают через растительную массу. На выходе – пахучий экстракт

Извлечение летучими растворителями. Растительное сырьё смешивают с растворителем, который насыщается ароматными веществами (это называется мисцелла). Затем выпаривают под давлением и в вакуумной среде, получая в итоге кокрет – пасту с высоким содержанием ароматических молекул. Конкрет растворяют в спирте, кристализуют, дистиллируют в вакуумной среде или вымораживают. В итоге получается абсолю – высококонцентрированное ароматическое масло

Тинктуры. Растворение различных веществ в спирте и получение ароматного спиртового настоя низкой концентрации

Вот сколько способов получить чистый запах любого цветка, корня, смолы, животного, дерева! Но есть важный нюанс: эфироносных растений не так много, гораздо больше растений, запах которых невозможно получить натуральными методами. Сирень, ландыш, липа, пион, тюльпан, фрезия, цикламен – не эфироносы. Почти все фрукты, ягоды, деревья, травы и корни не могут поделиться своим ароматом на расстоянии. Из шпал, морского воздуха, дыма, банки консервированных ананасов, булочки с корицей и персикового молочного коктейля тоже не сделать эфирное масло. Пока не станем горевать по этому поводу и возьмём, к примеру, розу, из которой масло можно экстрагировать. При паровой дистилляции бутонов розы мы получаем продукт, состоящий из 300 компонентов, пахнут розой из которых всего 4, остальное – в лучшем случае не пахнет ничем. И если натуральное масло розы разбавить спиртом и залить в красивый флакон с пульверизатором, то это не станет духами с запахом розы, увы. Во-первых, это не будет пахнуть как роза, во-вторых, это будет нестойко, в-третьих, это будет опасно для здоровья ввиду содержания аллергенов, токсичных соединений, неконтролируемых примесей. Напомним, что роза росла в определённом месте, при определённых условиях и запах цветка определяется климатом, содержанием в почве, воздухе, осадках определённых веществ. И потом этот цветок подвергли нагреванию, выпариванию, в результате образовались соединения, которых никогда не было в этом цветке в природе. Почти во всех эфирных маслах содержатся высокомолекулярные терпены, обладающие характерным скипидарным, «аптечным» запахом.

Реклама CHANEL 1960-х годов
Реклама CHANEL 1960-х годов

Рассмотрим некоторые мифы о преимуществах парфюмерных компонентов:

Натуральный = безопасный. Синтетика = яд

Дубовый мох вызывает мигрень, масло бергамота фотоожоги, розовая вода аллергию и удушье. Утрированно, конечно, и не обязательно это случится с вами, желаем вам богатырского здоровья, многих лет жизни, и рекомендуем посмотреть на гораздо более стабильные ингридиенты, прошедшие десятки степеней очистки и протестированные на предмет безопасности для здоровья – на синтетику

Натуральный = бережное отношение к природе. Синтетика = вред экологии

Индия лишилась 95% сандаловых рощ из-за парфюмерии. На грань вымирания поставлены кабарги – это милые небольшие олени, которых пугали и мучали, чтобы они выделили необходимый мускус (образуется только при стрессе). А вот бобров не испугать, бобров приходилось убивать ради добычи ценного парфюмерного сырья. Множество растений и животных пострадало ради желания человека пахнуть приятно. Синтетика всё же более дружелюбна к природе

Натуральный = дорого, долго, зато хорошо. Синтетика = быстро, дёшево, но плохо

Есть очень дорогие и совсем недорогие в производстве натуральные материалы. То же относится и к синтетике

Натуральный = ароматы природы в первозданном виде. Синтетика = запах химии

Ну не пахнет абсолю жасмина цветком жасмина. Чтобы воссоздать реалистичный аромат цветка необходимо добавлять, смешивать множество компонентов, большая часть из которых будет синтетической. Полностью натуральный компонент может пахнуть очень «химозно», а полностью синтетический очень натурально. За «химозность» отвечает не изначальное состояние одного компонента, а умение парфюмера, видение креативного директора.

Может показаться, что мы против натуральных компонентов. Это не так! Перед глазами картинки с лавандовыми и жасминовыми полями, рассказы парфюмеров о путешествии на край света за редким растением и многолетними попытками дистиллировать его аромат, истории про ароматические традиции древнего Египта. Нам очень хочется, чтобы парфюм во флаконе из магазина был когда-то собран в закатных лучах на побережье бережными руками трудолюбивых девушек под музыку тёплого ветра. И чтобы эти лепестки нежнейших цветов клали в начищенный латунный чан, поджигали под ним огонь лучиной из апельсинового дерева и помахивали веточкой османтуса пока тонкая струйка ароматной жидкости льётся в хрустальный сосуд.

Вернёмся ненадолго в реальность. Хочется, чтобы парфюм был стойкий, чтобы он был шлейфовый, чтобы запах нравился нам и окружающим и не портился в течение многих лет. За подобные технические характеристики отвечает синтетика.

Но как же лавандовые поля и жасминовые рощи? Они в порядке! Конечно, современная парфюмерная промышленность не отказалась от натурального сырья и до сих пор в среднем во флаконе парфюма из магазина (если убрать спирт) содержится около 20% натуральных компонентов и 80% синтетических. А если мы введём определение «натуральный = созданный (не важно как) из природных материалов», то содержание таких компонентов будет в среднем около 90% и только 10% компонентов, не встречающихся в природе. Для примера – амбра. Изначально это продукт пищеварительного тракта кашалота, который в течение нескольких лет плавал по поверхности океана в солёной воде под палящим солнцем. Выделенная животным амбра пахнет очень плохо, а за 10 лет плавания успевает ферментироваться, окислиться и превратиться в ценнейший парфюмерный фиксатор с характерным приятным и многогранным ароматом. Собирать по берегу амбру долго и дорого. Очевидно, что природной амбры на всех не хватит. Но если понять какой именно химический элемент в этом невзрачном камушке нужен, то можно попробовать его синтезировать. Так и поступили. Получился амброксан, который в свою очередь синтезируется из склареола, компонента эфирного масла мускатного шалфея – очень даже природного материала.

Так что же лучше, синтетика или натуральные компоненты?

Представьте, вы сидите на террасе с видом на озеро и рядом играет на гитаре музыкант. Вам важно из чего сделаны струны инструмента - меди, нейлона, или бараньих жил? Или важнее насколько эта музыка созвучна вашему настроению и вкусу, нравится она вам сейчас, в этом месте, в это время или нет? Вот так и с парфюмом.

Больше об ароматах вы можете узнать в нашем телеграм и вконтакте
Будем рады видеть вас среди наших подписчиков!
AROMA AVENUE