Найти тему

Чтение с пониманием: Как я осваиваю книги

Оглавление

Зачем вообще читать?

Всё начинается с вопроса. Не с вопроса "зачем читать?", а с того, который действительно меня волнует, с вопроса, ответы на который мне нужны как воздух. Из любопытства, для развлечения или для практического решения? В последнее время — для практического решения. За ответом я иду в книгу.

На каждый волнующий меня вопрос я составляю список книг, в которых надеюсь найти ответы. Этот список формируется из рекомендаций в интернете, советов авторитетных людей в данной области, а также из моих походов в книжные магазины. Так создаётся список "что почитать". Он представлен в виде интеллект-карты, хранится на моём компьютере и со временем дополняется.

Формируем список чтения

Из списка "что почитать" выбираются три лучшие книги по данному вопросу. Критерии выбора разнообразны. Вот мои топ-3:

  1. Книгу написал ведущий эксперт в данной области.
  2. Книга написана понятным для меня стилем и языком.
  3. Моё окружение рекомендует её прочитать.

Ещё можно почитать отзывы и просмотреть рейтинги интересующей книги. Полезно сходить в библиотеку или книжный магазин, чтобы подержать книгу в руках и прочитать пару страниц — я периодически делаю такие вылазки.

Таким образом, список "что почитать" превращается в "список для чтения" на этот год. Обычно в нём 13-17 книг.

фрагмент интеллект-карты "что-почитать"
фрагмент интеллект-карты "что-почитать"

Покупаем книги для чтения

Я покупаю книги строго по сформированному списку для чтения и беру все сразу. Для чего? Чтобы не было путей к отступлению — стопка книг на видном месте меня мотивирует. Оптом выходит дешевле. К тому же, разом сформировать "список для чтения" и сразу закупить всё по нему — быстро и удобно.

Книги я покупаю на Авито, в маркетплейсах или напрямую у издательств. В книжных магазинах покупаю редко.

эта стопка прочитанных книжек лежит у меня на работе, стопка книжек на этот год у меня дома на полке
эта стопка прочитанных книжек лежит у меня на работе, стопка книжек на этот год у меня дома на полке

Что нам ещё понадобится для чтения?

  • Список для чтения. План всегда должен быть перед глазами. Наличие плана гарантирует успех.
  • Сложенные стопочкой на вашей полке книги. Они мотивируют и привлекают.

Расходные материалы:

  • Маркер для выделений.
  • Стикеры разных цветов.
  • Бумага для заметок.
  • Шариковая ручка или простой карандаш.
-3

Принципы чтения книг

Теперь переходим непосредственно к чтению. Я беру любую книгу из списка и начинаю читать. Можно читать сразу две или три книги, отдельные главы или их части, с конца или с начала — как вам нравится. Моя цель — найти ответы на интересующие меня вопросы. Вы сами можете установить свои правила.

Мои правила таковы:

  • Можно отклоняться от запланированного списка. Нашли интересную книгу не из списка — не ждём, берём и читаем. Спонтанность у меня в пределах разумного: это 20% от запланированного списка, то есть 2-3 книги в год.
  • Не понравилась книга — бросаем. Бывает, что ошиблись: стиль автора, много воды, нет ответов, книга неинтересная. На моей практике не более одной книги в год.
  • Читаем 30 минут каждый день. Я стараюсь читать ежедневно, минимум 30 минут. Если есть настроение, читаю дольше; если нет — себя не заставляю. Любопытство помогает мне читать.
  • Книги ношу с собой на работу, в командировки, на отдых. Размер и формат книги выбираю так, чтобы было удобно.

Теперь переходим непосредственно к осознанному чтению.

Осознанное чтение

Данная методика чтения не уникальна; похожие методы вы сможете найти у Игоря Манна, Маргулана Сейсембаева и многих других. У меня что-то похожее.

Она заключается в том, что прочитанную информацию мы раскладываем на «нутриенты» — жиры, белки, углеводы, витамины, минералы и т.п.

Нашими «нутриентами» будет следующая информация из книги:

  1. Статистические данные, ссылки — это минералы.
  2. Интересные фразы, изречения, мысли, которые вы хотели бы использовать в своей речи или письме, — это витамины.
  3. Интересные и увлекательные истории, которые достойны вашего внимания и внимания вашего окружения, — это жиры.
  4. Основная мысль главы, параграфа, пункта, то, что хотел сказать автор, мысль, над которой нужно подумать, ответ на ваш вопрос — это углеводы.
  5. Практические рекомендации автора, то, что нужно сделать, чтобы применить сказанное на практике, — это белки.

Читаем и ищем в тексте «нутриенты». Нашли — выделяем маркером и ставим стикер.

  • С верхнего торца стикеры для углеводов — ответы на наши вопросы.
  • С нижнего торца стикеры для белков — практические рекомендации.
  • С края страницы напротив выделенного текста у нас стикеры для жиров, витаминов и минералов — для каждого вида свой цвет.

Если возникла мысль к фрагменту текста, выделяем, ставим соответствующий стикер, пишем на бумаге для заметок инсайты и прикрепляем на этой странице. Всё просто.

пример наклеенных стикеров
пример наклеенных стикеров

О воде. Всё, что в книге не выделено, — это вода для вас. Для кого-то её в книге много, для кого-то мало. Бывает, что воды очень много, и поиск «нутриентов» утомляет, такую книгу читать не хочется. Бывает и обратная ситуация: воды очень мало — вся книга насыщена полезной информацией, и её читать тяжело, нужно постоянно напрягаться и думать. Воды должно быть достаточно для комфортного чтения.

Нюансы. Есть книги с преобладанием определённых «нутриентов». Например, жиров: в нашей методологии это чтение для развлечения — романы, интересные истории, анекдоты и т.п. Или, например, одни минералы — это справочник. Только белки — гайды или чек-листы. Витамины — сборники афоризмов. Примеров масса.

А что со всем этим делать?

Вот перед нами прочитанная и полностью обработанная книга. А что со всем этим делать?

  1. Во-первых, мы нашли ответы на интересующие вопросы и практические рекомендации — воплощаем их в жизнь. Наша задача выполнена.
  2. Во-вторых, если мы хотим перечитать книгу, чтобы освежить память, мы читаем её только по «нутриентам», без воды. Это занимает очень мало времени — иногда всего несколько минут.
  3. В-третьих, мы хорошо запомнили прочитанное, так как читали вдумчиво и анализировали важное.
  4. В-четвёртых, мы знаем, что и где написано, теперь мы работаем с информацией книги как с картотекой.
  5. В-пятых, такая книга становится для вас особенно ценной и занимает достойное место в вашей библиотеке.

На сложные, объёмные, концентрированные (без воды) книги я строю интеллект-карту, чтобы легче ориентироваться в прочитанном и обработанном. Интеллект-карту я сохраняю на ПК.

Каждую книгу я фотографирую, ставлю оценку по десятибалльной шкале, пишу краткое эссе или отзыв и сохраняю на своём ПК.

  • Книги с оценкой 9-10 я буду перечитывать — это настольные книги.
  • Книги с оценкой 7-8 я, возможно, перечитаю, если будет желание или нужно будет освежить память по данному вопросу.
  • Книги с оценкой 5-6 я храню как справочники, часть моей картотеки.
  • Книги с оценкой ниже 5 покидают мою библиотеку, но это редкость. Если таких книг много, значит, что-то не так на этапе планирования или некорректно поставлены вопросы.

Вместо завершения

Деловые и нон-фикшн книги я уже читаю более пяти лет, по данной методике — только два. Если сравнивать методы чтения до и после, без комментариев — я выбираю осознанное чтение.

Если у вас есть своя методика чтения, поделитесь со мной в комментариях, мне очень интересно посмотреть на ваш опыт.

Читайте книги, читайте их правильно, и результат не заставит вас долго ждать.