Найти в Дзене

Как устроена система выборов во Франции?

В июне 2024 года Эмманюэль Макрон распустил Национальную Ассамблею — так во Франции называется нижняя палата парламента. Буквально накануне его партия под названием «Возрождение» проиграла на европейских выборах ультраправому «Национальному Объединению». За макронистов на выборах в Европейский парламент проголосовали только 15% французов. А больше 30% избирателей отдали предпочтение крайне правой партии «Национальное Объединение». Сейчас ее возглавляет молодой политик Жордан Барделла. Прежний президент партии — Марин Ле Пен — покинула пост два года назад, чтобы возглавить парламентскую группу. Эмманюэль Макрон обратился к народу Франции по телевидению: «Я услышал ваше послание. Я не оставлю его без ответа. Я не могу вести себя так, словно ничего не произошло. Пусть народ скажет свое слово!». После этого французский президент объявил дату первого тура внеочередных парламентских выборов — 30 июня. Перед выборами французские политические партии объединились. В результате появились три кру

В июне 2024 года Эмманюэль Макрон распустил Национальную Ассамблею — так во Франции называется нижняя палата парламента. Буквально накануне его партия под названием «Возрождение» проиграла на европейских выборах ультраправому «Национальному Объединению».

За макронистов на выборах в Европейский парламент проголосовали только 15% французов. А больше 30% избирателей отдали предпочтение крайне правой партии «Национальное Объединение». Сейчас ее возглавляет молодой политик Жордан Барделла. Прежний президент партии — Марин Ле Пен — покинула пост два года назад, чтобы возглавить парламентскую группу.

Эмманюэль Макрон обратился к народу Франции по телевидению: «Я услышал ваше послание. Я не оставлю его без ответа. Я не могу вести себя так, словно ничего не произошло. Пусть народ скажет свое слово!». После этого французский президент объявил дату первого тура внеочередных парламентских выборов — 30 июня.

Марин Ле Пен и Жордан Барделла, партия "Национальное объединение"
Марин Ле Пен и Жордан Барделла, партия "Национальное объединение"

Перед выборами французские политические партии объединились. В результате появились три крупных блока. Это левые и зеленые — они создали союз под названием «Новый народный фронт»; крайне правые — это партия «Национальное объединение» и примкнувшие к ней Республиканцы. А еще — макронисты и консерваторы, они пошли на выборы под названием «Вместе за республику»!

По итогам первого тура, впервые в истории Франции, большинство голосов получили ультраправые. За партию «Национальное объединение» проголосовали больше 33,2% избирателей. Левые получили 28,1%, макронисты 21%.

Предвыборный плакат объединения "Новый народный фронт"
Предвыборный плакат объединения "Новый народный фронт"

Во втором туре за «Национальное объединение» проголосовали 32% избирателей; за левый союз 25,8%; за макронистов 24,5%. Однако больше всего мест в парламенте получили… левые! Им досталось 180 депутатских кресел. Макронисты получили 159 мест, а крайне правые заняли в парламенте только 125 кресел.

Но как так вышло, что безусловные лидеры голосования по сути проиграли выборы? Секрет — в методике голосования.

Во многих странах используется пропорциональная избирательная система. Голосование проходит по спискам; и та партия, которая получила большинство голосов — получает и больше мест в парламенте. Но во Франции действует мажоритарная избирательная система.

Никаких списков нет: в парламент избирается кандидат, получивший большинство голосов на своем избирательном участке. Выборы проводятся в два тура: в первом туре побеждают кандидаты, набравшие больше 50% голосов. В тех округах, где явного победителя нет — проводится второй тур. В него попадают кандидаты, набравшие в первом туре больше 12,5% голосов.

-4
-5

И вот тут возникает самое интересное — так называемые «двойки» и «треугольники», которые и подвели партию «Национальное объединение». Левые и макронисты — проиграв первый тур — решили снять своих кандидатов в некоторых округах. Цель проста: избежать конкуренции и оставить против крайне правого кандидата одного, самого сильного соперника.

-6

У «Национального объединения» во втором туре было 386 кандидатов, у макронистов 218, у левого блока 281. Отсюда и разница в количестве голосов — у левых и макронистов было физически меньше кандидатов. При этом, сколько бы голосов не отдали кандидату (50%, 100%) он все-равно получил только одно место в парламенте.

Партия «Национальное объединение» пострадала именно из-за «двоек» — то есть проиграла на тех избирательных участках, где остались всего два кандидата. 2/3 этих проигрышей случились как раз там, где левые и макронисты отозвали своих кандидатов, чтобы создать дуэль.

В избирательных округах, где сохранялись «треугольники» (то есть за место в парламенте боролись три кандидата) крайне правые побеждали гораздо легче. Таких участков было одиннадцать, и они проиграли только на одном из них.

Предвыборный плакат "Национального объединения"
Предвыборный плакат "Национального объединения"

Если бы во Франции действовал английских метод голосования, например, то партия «Национальное объединение» совершенно точно имела бы абсолютное парламентское большинство. В Великобритании тоже используется мажоритарная избирательная система, но там кандидату нужно просто набрать больше голосов, чем его конкуренты. Не обязательно даже пятьдесят процентов.

Добавлю, что партия Марин Ле Пен и Жордана Барделлы уже давно критикует французский метод голосования, и призывает установить пропорциональную систему, которая, по их мнению, лучше отражает взгляды избирателей. Но, по понятным причинам, действующие власти пока делать этого не собираются.

О том, кто такой Жордан Барделла и как он сделал головокружительную карьеру во французской политике у меня есть видео: