Мы наблюдаем в СМИ за делом Telegram и как разработчики онлайн-платформы, которая не хранит, но оперирует данными пациентов, не можем не возвращаться к теме безопасности общения и оказания услуг онлайн. Мы всегда подчеркиваем, насколько важно врачу и клинике использовать только специализированную защищенную платформу для консультирования пациентов. Тем не менее мы нередко наблюдаем, что врачу и клинике не хватает понимания безопасности и прозрачности онлайн-приёма. Мы поговорили с экспертами телемедицины, которые профессионально обучают врачей онлайн-консультированию, о том, есть ли реальные механизмы контроля работы врача в онлайне и как правильно говорить с врачами об ответственном консультировании.
Тина Петровская, врач-терапевт, автор курса по телемедицине и навыкам коммуникации для врачей
Про контроль работы врача онлайн
С врачами всегда говорю о важности консультирования на специальных телемедицинских платформах, прививаем культуру консультирования на защищенных каналах связи, что, конечно, не является гарантом безопасности для данных, однако, минимизирует риски. Так же и клиники могут обеспечить безопасность онлайн-консультаций единственным способом: консультируя не через мессенджеры, а через защищенные платформы. Реальных механизмов контроля работы врача в мессенджерах нет – это важно понимать. Кроме того, в них врач проводит именно информационную консультацию, а не медицинскую, что требует обучения врачей навыкам онлайн-консультирования.
Про преграды для развития телемедицины
Спрос и потребность в онлайн-консультациях значительный, и остановить цифровой прогресс в медицине невозможно, он социально необходим. Во-вторых, меняется поколение докторов, которые не готовы работать как раньше, получая копейки за тяжелейший труд, и это поколение, которое вкладывается в образование самостоятельно и готовы развивать новые направления деятельности.
В реальности проблема не в том, что персональные данные могут утечь. Проблема в том, что есть непонимание задач, стигматизация телемедицины и противопоставление ее очным приёмам.
Про ответственность руководителя клиники
Руководители зачастую не вникают и не понимают, что такое телемедицина. У меня был разговор с главным врачом одной из московских клиник, в которой онлайн-консультация проводится через Zoom. Я предложила главному врачу сделать полноценные телемедицинские услуги на платформе, чтобы можно было отслеживать записи, проводить контроль качества, работать в защищенном канале связи. И главный врач ответил: “Какая телемедицина? Это незаконно”. В голове многих руководителей до сих пор есть убеждение, что телемедицина незаконна, нет базовых знаний и вовлеченности, чтобы разобраться в технологии. При том, что это очень квалифицированные главные врачи и управленцы и современная клиника. В регионах, например, такое сплошь и рядом.
Про обучение как рычаг глобальных перемен
У меня есть учащиеся доктора, которые сами инициировали внедрение телемедицины в клиниках, где они работают. Нужно просто обучать! Нужны тренинги, мастер-классы с докторами. Как только я провожу с докторами игровые онлайн-консультации, 80% вопросов и страхов снимается.
Ирина Алышева, врач-кардиолог, маркетолог, преподаватель Школы Медицинского Бизнеса
Про отличие онлайн-консультации от информационной услуги
На лечебно-диагностической онлайн-консультации врач задает вопросы, чтобы выяснить жалобы пациента, собирает анамнез, оценивает эффективность лечебно-диагностических мероприятий, принимает решение о необходимости очного приёма. Итог консультации – медицинское заключение. Пациент и врач используют для такой консультации специальную компьютерную программу — аккредитованный защищённый мессенджер. Защита — это требования к идентификации и аутентификации врача и пациента через систему ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации). Также потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись врача.
О безопасности как осознанном выборе
При оказании информационно-консультационной услуги врач может использовать практически любой мессенджер, так как нет требований к применению конкретных информационных систем, не требуются идентификация и аутентификация. Врач может сделать заключение в произвольном виде. Фактически врач онлайн отвечает на вопросы пациента так, как это делается на популярных телевизионных программах: дает общий ответ и рекомендацию обратиться к врачу очно. Это похоже на мини-лекцию для пациента: ему расскажут, например, о факторах риска ишемической болезни сердца. Но сведения будут касаться всех пациентов с таким диагнозом. Врач дает общую информацию и может пригласить пациента на очный приём, где после осмотра поставит диагноз и назначит лечение. Тем не менее даже такой вид консультации целесообразно оказывать в специальной защищенной программе, чтобы обезопасить пациента и обеспечить приватность любого его запроса.
Больше оценок экспертов и практик телемедицины глазами клиник и врачей — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить 🩵