Найти в Дзене
Камнерезное дело

Как сделать красивый кабошон или фигурку из камня

Оглавление

Практически в каждом изделии новичков повторяются одни и те-же технические ошибки.

Красивый кабошон

Красивый кабошон - ровный кабошон. Некрасивый кабошон - кривой кабошон. Кривой не в смысле "не геометрической формы".

Каким-бы ни был красивым сам камень, если он вырезан криво, то вся работа насмарку. "У меня кривые руки" - это "разговор в пользу бедных", уж извините. Ровный кабошон - это сугубо технический вопрос, который решается запросто любым мастером.

Кстати, у опытных пожилых ювелиров руки зачастую трясутся, это возраст, физиология. При этом они делают ровные и красивые изделия. Просто они пользуются нужными приспособлениями и приемами работы с упором рук, заготовки, инструмента.

Как работают новички? Новички вырезают (вытачивают) кабошоны на руках, не пользуясь приспособлениями и не соблюдая технологию их изготовления.

Обратимся к Джону Синкенкесу. На иллюстрации показаны этапы изготовления кабошона.

1. С использованием шаблона размечается контур кабошона. Есть специальные лекальные линейки с кружочками, овалами и сердечками.

2. Из каменной пластины выпиливается на подрезной пиле заготовка кабошона по контуру с небольшими припусками для последующей обточки.

3. На шлифовальном диске с использованием опорного столика обтачивается контур кабошона в чистовую.

4. Формируется микрофаска тыльника.

5. С использованием наклонных приспособлений формируется сначала первая фаска, затем вторая.

6. И только потом (!) начинается ручная обточка до овала.

-2

Например, у нашего станка Авангард-5, у шлифприставки есть и опорный столик для обточки контура и съемная площадка 15 градусов для первой фаски.

-3

Как видите, приспособления позволяют не ошибиться ("кривыми") руками и сделать красивый (ровный) кабошон.

Но даже и без приспособлений важно соблюдать технологию: сначала фаски, потом катаем овал в сечении. Фаску легко контролировать визуально (симметрию), а хаотичные закругления - нет.

Опытные мастера, прочитав мою статью, только хмыкнут: а я и на руках делаю ровные кабошоны. Верю. С опытом можно и без приспособлений делать красивые кабошоны. Но при этом опытные мастера не вырезают шарики вручную, без использования фрез или колец-шароделов. На шариках никакие волшебные руки не помогут.

Натянутые поверхности

Следующий аспект красивого кабошона или резной фигурки из камня - натянутые поверхности. "Натянуть поверхности" - профессиональный термин скульпторов.

Посмотрите на яйцо. У него все поверхности натянуты: нет никаких изломов и вмятин. У ровного кабошона также все поверхности натянуты.

Резные фигурки любительского уровня страдают неровными поверхностями.

Лекальные линии и согласованные формы

Дернул для примера фигурку из Интернета. Кому-то сильно достанется. Не принимаем во внимание плохую шлифовку углублений, линий. Мастер "наскоряк" вырезал и зашлифовал внешние поверхности.

Здесь много ошибок другого плана.

-4

Овал 1

Линия ляжки не лекальная. Вроде и есть скругление, но виден излом. Линия не лекальная.

Всем мастерам, кто вырезает животных, рептилий (змей, ящериц) с текучими формами, на заметку - такие изломы смотрятся не очень.

Овал 2

Как говорят опытные скульпторы - "формы не согласованы". Непонятное соединение передней лапки с головой под глазом. Такое место называют еще "гнилой угол".

Спешка, лень было думать, "сойдет и так", ну не знаю какой мотив... Вырезал быстро, а потом сотни лет тысячи людей будут разглядывать эту фигурку и цокать языком. Кто понимает. Камень вечный, а мы со своей спешкой как комары.

На этапе моделирования в пластилине или "при резьбе сразу" такие места нужно додумывать, чтобы формы перетекали друг в друга, и/или сочленялись логично и красиво.

У брюшка, посмотрите внимательно, также нелогичная форма - она слишком прямоугольная, словно лягуха проглотила ящик. Можно было вывести форму более красиво.

Все эти аспекты мы рассматриваем с коллегами в моей экспериментальной группе при моделировании и вырезании пробной фигурки из камня.