Слово «вилла» происходит от латинского villa – богатый загородный дом, окружённый садом. Самое массовое скопление «вилл» сегодня можно встретить на знаменитой «Рублевке» - месте обитания «элиты» общества. Но спешу сообщить, что так было не всегда.
За сто лет до появления современной «Рублевки», в Петровском парке – «Рублевке царских времен» уже были особняки, которые значительно превосходили по красоте современные здания, построенные по типовым проектам. На окраине Петровского парка сегодня можно увидеть симпатичное здание с колоннами – на этом месте располагалась загородная вилла Николая Рябушинского «Черный лебедь».
Вилла «Черный лебедь» была построена в 1909 году по проекту архитекторов Владимира Адамовича и Владимира Маята для Николая Павловича Рябушинского – известного мецената и представителя одной из самых влиятельных купеческих династий Москвы. Почетный потомственный гражданин Николай Павлович Рябушинский (1877-1951 г.) был сыном Павла Михайловича Рябушинского, одного из богатейших купцов-старообрядцев в России.
Нравы в семье были суровые, с 9 лет детей отдавали на обучение для подготовки к управлению и развитию семейного дела. Николай, как и братья, получил прекрасное образование, но продолжать родительское дело не захотел. Получив солидное наследство после смерти отца, в 22 года Николай стал миллионером и отправился в кругосветное путешествие по экзотическим странам. После возвращении из "кругосветки" в 1900 году Николай Павлович стал тесно дружить с московской богемой, и его часто можно было видеть на всех театральных премьерах и вернисажах, где собиралась «художественная знать» Москвы.
В 1901 году Николай Павлович женился. Его первая жена, дочь состоятельных родителей, Мария Осиповна, по воспоминаниям современников, была очень красивой. Но счастье молодых длилось недолго. Бесконечные измены, азартные игры и кутежи с цыганами вынудили Марию Осиповну уйти от мужа спустя два года и уехать к родителям в Австрию.
Разъехавшись с женой, Рябушинский продолжал кутить и эпатировать публику, за что был удостоен прозвища «шалый». На застолья и подарки своим пассиям он истратил треть своего капитала. Одно колье с жемчугом и бриллиантами от Фаберже обошлось Николаю в 10 тысяч рублей (огромные по тем временам деньги). Одной из своих пассий, актрисе Марии Дальской, он прислал «подарок из деревни» в виде настоящего медвежонка, напоенного водкой для усмирения и помещенного в бочку для транспортировки, чем очень шокировал московскую публику.
В 1903 году Николай был отстранен братьями от семейного дела в связи с растратой своего капитала, а над его имуществом установили опеку. В 1905 году он продает братьям свои паи семейного хлопчатобумажного товарищества, чтобы издавать дорогой и престижный журнал «Золотое руно», ставший центральным изданием русского символизма.
В марте 1907 года он организует выставку художников-символистов «Голубая роза», в 1909-м - устраивает вернисаж современных французских художников, впервые представив московской публике работы Анри Матисса.
В 1908 году Николай Рябушинский приобретает участок в Петровском парке и начинает строительство виллы, которая, по его мнению, должна была стать «приютом муз». За строгим неоклассическим фасадом виллы в стиле усадеб Екатерининских времен, скрывались причудливые интерьеры, поражавшие современников своей роскошью. Стилизованное изображение черного лебедя украшало изготовленную по заказу мебель, фарфоровые сервизы, хрусталь, рюмки из тончайшего венецианского стекла. Черный лебедь украшал и фронтон виллы.
Новоселье Николай Рябушинский отпраздновал с эпатажем — направил всем своим гостям приглашения на великолепной бумаге, украшенные вензелем с изображением черного лебедя и надписью: «Вилла Черный Лебедь». Сад украшали настоящие пальмы, орхидеи, живые павлины и фазаны, а на цепи у собачьей конуры сидел леопард.
Живописные панно для оформления виллы принадлежат Павлу Кузнецову, художнику-символисту объединения «Голубой розы». Холл виллы украшал огромный фриз «Нерожденные младенцы», производивший, по словам современников, очень странное впечатление.
Виллу украшали редкие и экзотические предметы, привезенные Николаем Павловичем из многочисленных путешествий: приобретенные на Яве стрелы, вазы и фигурки драконов. Здесь же размещалась коллекция живописи европейских мастеров и мастерская самого Николая Рябушинского, талантливого художника-любителя.
В саду виллы Николай Рябушинский строит зверинец в виде грота с куполом. В нем он собирался держать тигров и львов, но от этой затеи пришлось отказаться. После многочисленных жалоб местных жителей полиция запретила устройство зоопарка в частном владении.
У входа в сад был размещен мраморный саркофаг с фигурой быка, который должен был впоследствии стать гробницей хозяина виллы.
Разорившись от непомерных трат, в 1911 году Рябушинский продает большую часть своей коллекции с аукциона.
В 1913 году вилла сильно пострадала от пожара, в котором погибла значительная часть интерьера и коллекции живописи, включая живописный фриз Павла Кузнецова. Спустя два года после пожара, Николай Рябушинский по одной из версий продал, по другой – проиграл за одну ночь виллу в карты своему другу – нефтепромышленнику и коннозаводчику Леону Манташеву.
Новый владелец затеял перестройку здания виллы с помощью архитектора А. Измирова, но после революции эмигрировал во Францию. На здании до сих пор можно увидеть вензель Леона Манташева в виде букв «ЛМ».
После революции 1917 года Николай Рябушинский оставался в России и даже состоял на советской государственной службе консультантом и оценщиком произведений изобразительного искусства. Продолжал заниматься живописью, выставив на Восьмой Государственной выставке в Москве в 1919 году часть своих картин. Спустя пять лет, в 1922 году эмигрировал в Париж. Позднее, на Елисейских полях он открыл свой антикварный магазин.
В советское время в здании виллы располагался районный отдел ЧК, затем здание перешло в собственность ВНИИАМ. Старожилы помнят, как в здании НИИ 8 января 1980 года выступал с концертом для сотрудников Владимир Высоцкий.
Время не сохранило оригинального фасада виллы, здание несколько раз перестраивалось, но, к счастью, осталось много фотографий интерьера, которые напоминают о былом великолепии «Черного лебедя».