Найти тему
Art’s Context

Любовь окрыляет: "Прогулка" Марка Шагала

Мы часто слышим выражение: «Любовь окрыляет». Каждый, кто испытывал это чувство, считает, что его невозможно описать словами. Намного проще это чувство изобразить. Давайте посмотрим, как передал окрыление любовью русский авангардист Марк Захарович Шагал (1887-1985) на картине «Прогулка» (1918).

"Прогулка", Марк Захарович Шагал, 1918
"Прогулка", Марк Захарович Шагал, 1918

«Прогулка» является частью триптиха: кроме нее в группу картин входят «Двойной портрет с бокалом вина» и «Над городом». Общая идея триптиха состоит в свободе от притяжения земли, которую дарит человеку любовь. В настоящее время полотна разъединены: «Двойной портрет» находится в в парижском музее искусств им. Помпиду, «Над городом» — в Государственной Третьяковской галерее, а «Прогулка» — в Русском музее.

Урождённый Мовша Хацкелевич обожал свою малую Родину — Витебскую губернию, поэтому изображал ее на всех работах. Захолустный городишка на полотнах Шагала превращается в Иерусалим — вечный центр христианства. Витебск у художника всегда окрашен в насыщенный изумрудный цвет, глубоко любимый Шагалом, символизирующий любовь к жизни.

На «Прогулке» мы видим и некоторые детали Витебска: центром, словно сердцем картины является бледно-розовая Спасо-Преображенская церковь. Эту церковь юный Мовша видел из окна родительского дома. Пейзаж на «Прогулке», навеянный детскими воспоминаниями, пронизан атмосферой чего-то родного и беспечного.

-3

Картина пронизана любовью не только к Родине. На «Прогулке» Шагал изобразил себя и возлюбленную Беллу. Встретив свою будущую супругу в 22 года, Марк не переставал восхищаться юной красавицей. Однако любовь потребовала жертв: дочь богатого московского антиквара не могла выйти замуж за молодого художника из бедной еврейской семьи. Ради возможности брака с Беллой Шагал поехал во Франции. И только после того, как он смог заработать себе имя и состояние, вернулся и женился на возлюбленной в 1915 году — как раз в этот период написана картина. Этот момент любовного счастья и изобразил художник: он держит Беллу за руку, широко улыбаясь светлому будущему.

Белла и Марк Шагал
Белла и Марк Шагал

Композиция картины напоминает русскую пословицу: «Лучше синица в рукаве, чем журавль в небе». В правой руке у Шагала синица, символизирующая родной Витебск и увлечение искусством, а в левой — журавль-Белла. Художник не отпускает ни журавля, ни синицу, тем самым убеждая зрителя, что человек не должен делать выбор между вещами, которые он любит, ведь он может их совместить.

-5

Мотив полета также мог быть взят Шагалом из идиша. В этом языке есть слово «люфтменч», которое дословно переводится как «человек воздуха». Так художник пытается передать, насколько любовь переполняет Беллу: она буквально возносится на небеса.

-6

Стоит также заметить, что год написания картины связан с еще одним важным событием — русской революцией. Она перевернула жизнь Шагала: всё имущество отца Беллы было конфисковано большевиками, а художник был отправлен в Витебск в должности комиссара искусств. Однако на «Прогулке» нет никаких признаков трудностей семьи Шагала: молодые улыбаются, под их ногами — ткань, разрисованная богатыми узорами и уставленная бокалами вина. Это вовсе не отсылка к крови революции, а символ счастья и безмятежности влюблённых. Шагал абстрагируется от ужасающей действительности, смотря на жизнь чистым и непредвзятым взглядом. Как говорил сам авангардист: «Художнику надо иногда быть в пелёнках».

-7

Так, «Прогулка» становится олицетворением абсолютного счастья Шагала. Вся картина пронизана любовью: от детского восторга до юношеского обожания. Марк Шагал изображает жизнь со своей точки зрения: трудную, но пропитанную радостными воспоминаниями и сулящую прекрасное будущее. Потому, познакомившись с биографией и творчеством Шагала, хочется посмотреть на свою действительность по-новому: быть может, в ней намного больше положительных моментов, чем нам могло казаться до этого (доселе).

Марк Шагал и Белла Розенфельд
Марк Шагал и Белла Розенфельд

Знакомство Марка Шагала с Беллой Розенфельд стало ключевым событием в его жизни: Белла была для художникка не только женой, но и музой, натурщицей, и источником вдохновения. Ее образ можно увидеть на более чем 2000 его работ.

Шагал так писал о Белле: «Она парит на моих картинах, озаряет мой путь в искусстве. Ни одной картины, ни одной гравюры я не заканчиваю, пока не услышу ее “да“ или “нет“».

Если вам понравилась статья, вы можете поддержать наш проект лайками и подпиской ❤️

Еще больше материалов про искусство в нашем Телеграм-канале 💫