В августе в Москве прошли первые в истории Архангельского театра драмы им. М. Ломоносова гастроли. На сцене театра им.Вахтангова 26 по 31 августа было представлено десять показов пяти программных постановок! На Новой сцене - камерные постановки, а на основной — масштабные полотна, а именно "СТОЛЕТВМАКОНДО», «Василий Теркин», «Доктор Живаго», «Пряслины. Две зимы и три лета», «Мастер и Маргарита».
Гастроли начались с пресс-бранча в штаб-квартире Русского географического общества, где мне посчастливилось познакомиться с коллективом театра поближе.
«Мы стараемся делать спектакли, близкие и понятные любому зрителю, обращаемся к сердцу каждого из вас» – говорит режиссер. «Актуальность для Архангельского театра драмы заключена прежде всего в вечных темах: что такое человек? Как ему жить на Земле? Мы верим, что не человек для обстоятельств, а обстоятельства для человека. Хотим, чтобы не гасла надежда, не охладевала любовь. Работы наши честные. У каждой постановки есть свой вкус, свой стиль и своя прелесть. Наши драйвовые спектакли как свежий ветер ворвутся в самый центр Москвы! Горячее сердце русского Севера открыто для вас!» - поделился во время пресс-бранча в штаб-квартире Русского географического общества (при поддержке которого проходили гастроли) режиссер.
Еще оказалось, что главный режиссер Архангельского театра драмы им. М. Ломоносова Андрей Тимошенко - живет в Архангельске, но сам москвич, выпускник Щукинского. У него два образования - режиссера и архитектора, поэтому, например, «Доктор Живаго» он не только поставил, но и оформил. Оформление спектаклей действительно достойно отдельного рассказа. Мне удалось посмотреть два спектакля, "Доктора Живаго" и "Мастера и Маргариту".
В "Докторе Живаго" - это покосившая платформа, как ушедшая из под ног героев земля, разверзающаяся то окнами в новую реальность, то могилами.
Сам спектакль рассказывает историю любви главных героев на фоне исторических событий: Первой Мировой войны, революции и Гражданской войны в России, параллельные прямые жизни Лары и Юрия в итоге пересекаются в треугольник.
Духовный поиск Юрия Андреевича заменяют стихи, которые превосходно читает Дмитрий Беляков. И как он их читает! Его "Гамлет" кажется апогеем и финальным пунктом спектакля (спойлер: но это не так).
"Жизнь пройти - не поле перейти"...
В заключительной сцене сверху на помост спускаются кресты – каждый персонаж забирает свой крест. Но это не кладбище, это символ судьбы - каждому дается крест по силам его.
Невероятно сильный и нежный спектакль получился.
Рекомендую категорически, или при следующих гастролях, или когда будете в Архангельске.
Теперь про "Мастера и Маргариту"
На мой взгляд зрителя - рискованно в Москву везти свою версию "Мастера и Маргариты". Только в Москве есть 5-6 постановок этого культового для Москвы романа (парочку мне удалось посмотреть), не говоря о бесчисленных экскурсиях по следам "Мастера и Маргариты"), но тем не менее - главный режиссер Андрей Тимошенко (как мы уже знаем - москвич) рискнул.
Рискнул и, наверное, угадал.
Искушенной московской публике точно есть что обсудить.
Это потрясающе красивые мизансцены: с трамваем, с похоронами Берлиоза и венком «преданному атеисту», с последней сценой первого акта восхождения на голгофу, с ванной (простите за спойлер!) Воланда и с диалогами Бегемота (лучший Бегемот в исполнении Нины Няниковой!) со зрителями.
И перенос действия в зале - держит интерес публики с первых минут: тут тебе иучастники сеанса разоблачения среди зала, и разбрасываемые в зал купюры (со скидкой на спектакли театра!😉) , и Аннушка, которая по спектаклю не только разлила масло, но и просто сквозной персонаж, как собирательный образ той самой Москвы, которую испортил квартирный вопрос.
А уж эта звезда, а Воланд под звездой на этой бесконечной лестнице... Я специально смотрела, когда впервые была показана постановка, настолько это было по духу близко нашумевшему фильму Локшина...
Только у Локшина Маргарита не летала на этой звезде, но это уже вИдение режиссера (упс, кажется, снова спойлер).
Любопытно и то, что Мастера и Понтия Пилата играет один и тот же актер, Иван Братушев (кстати, Комаровский из доктора Живаго), что, впрочем, не случайно - мы же знаем, что роман Мастера посвящен Пилату...
Маргариту играет Екатерина Зеленина - пронзительная Тоня Громеко из постановки "Живаго". К сожалению, ее линии, как и линии Мастера в спектакле до обидного мало времени уделено, при внушительном хронометраже - спектакль идет почти 4 часа.
Финал тоже отличен от романа, вместо покоя Мастер и Маргарита получают от "той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает блага"... любовь.
Не скажу, что я согласна с этим финалом, ведь "хэппи-энд вызывает чувство незавершённости", но безусловно спектакль будет интересен любителям романа.
А еще я жалею, что не попала на спектакль "«Пряслины. Две зимы и три лета» по роману Фёдора Абрамова - о судьбе крестьянского рода, что очень близко мне даже генетически (не зря же одна из веток моих предков - это крестьяне русского севера) Поэтому буду ждать новые гастроли в Москве!
Ну и, надеюсь, в Архангельск тоже доведется попасть.
А вы что-то смотрели из гастрольных спектаклей?
Какие впечатления?