Пиар — это незаменимый инструмент в арсенале любого успешного бизнеса, способный изменить его восприятие на рынке и укрепить позиции среди конкурентов. Однако, как часто бывает, добиться желаемого результата от пиар-кампании — задача не из лёгких. Порой усилия кажутся тщетными, и вложенные ресурсы не приносят ожидаемой отдачи. Только тем, кто готов исследовать новые подходы и адаптироваться к изменениям, удаётся раскрыть секреты эффективного пиара.
В этом интервью генеральный директор IT медиахолдинга «Регионы России» Ольга Чернокоз рассказывает о революционных подходах в пиаре и о том, как новые технологии могут изменить привычные правила игры.
Ольга Валерьевна, как вы оцениваете текущую ситуацию на рынке в рекламе и пиаре в России?
Считаю, что эта сфера во многом не прозрачна. Представитель бизнеса часто не знает, что и как ему продвигать -- компанию, личный бренд или свои товары и услуги. Он действует интуитивно.
Ситуация осложняется тем, что на рынке достаточно недобросовестных псевдопиарщиков, которые предлагают заведомо неэффективные инструменты и стратегии продвижения. Это приводит к тому, что бюджет тратится, а эффекта ноль. особенно это обидно для малых и средних предприятий, у которых бюджет небольшой и обратиться в профессиональное рекламное агентство они не могут. Чтобы исправить эту ситуацию, и оказать помощь такому бизнесу, мы создали свои инструменты, которые призваны сделать рынок пиара и рекламы в медиа более прозрачным, удобным даже для непрофессионалов. Мы нашли способ, как бизнесу в один клик публиковаться в СМИ и самостоятельно вести свою pr-кампанию, контролируя ее качество и эффективность.
Медиахолдинг «Регионы России» начал формироваться в 2005 году при поддержке на тот момент губернатора Тюменской области Сергея Собянина. Сначала появился федеральный журнал «Регионы России», миссией которого с первых дней основания стало донесение позиции регионов до федерального центра. С первых дней печатное издание громко заявило о себе, став настольным журналом органов исполнительной власти. Здесь выходят интервью высших должностных лиц субъектов федерации и глав региональных парламентов, министров и других представителей власти, а также крупного и среднего бизнеса, работающего в регионах.
В дальнейшем возник сетевой ресурс «Регионы Онлайн», в настоящий момент преобразованный в информационную платформу РР-Новости с широкой аудиторией в 3 миллиона посетителей в месяц. Если изначально «Регионы Онлайн» обладали узкой аудиторией, которой интересна аналитика текущих событий и мнения экспертов, то сейчас РР-Новости — новостная лента для широко круга читателей, которым интересны как локальные новости в каком-то конкретном регионе, так и технологические новинки и научные открытия, широко обсуждаемые во всем мире.
Сегодня новости на платформе РР-Новости выходят в режиме реального времени 24/7: посетителям сайта открывается информационный поток около 1000 материалов в сутки.
Ольга Валерьевна, долгие годы холдинг работал исключительно в сфере медиа, пиара и рекламы. Как так получилось, что за короткое время в вашей организации возникло направление, связанное с IT и искусственным интеллектом?
Знаете, мы всегда стремились к развитию, и всегда занимались чем-то большим, чем просто выпуск печатных и электронных материалов о регионах. Со стороны могло казаться, что мы просто журнал и сайт, но мы год за годом объединяли вокруг себя ряд других СМИ, занимались pr-кампаниями, развивали ивент-направление, стараясь решать конкретные задачи наших партнеров и клиентов. Поэтому мы никогда не были традиционными СМИ и всегда готовы были меняться под веяния текущего времени, были открыты к новым возможностям.
В 2022 году, который для многих на рынке медиа стал сложным, я познакомилась с одним креативным человеком из IT-сферы. Имя его я называть не буду, но одно отмечу – речь о настоящем профессионале, который реализовывал несколько стартапов, работал за границей и сотрудничал с крупными зарубежными фондами. На тот момент он уже активно занимался искусственным интеллектом и нейросетями.
Это сегодня нейросети оказались в тренде, а тогда технологии искусственного интеллекта только внедрялись, и в нашей стране ими занимались, мягко говоря, немногие. Энтузиасты создавали какие-то свои разработки, пытались повторить то, что уже есть на Западе, но делали все это на кустарном уровне.
Изначально мы не ставили перед собой каких-то грандиозных задач и вообще слабо понимали, как это может изменить нашу компанию. Но этот IT-разработчик сделал нам предложение, от которого мы не могли отказаться – он предложил внедрить технологии искусственного интеллекта в наш сетевой ресурс «Регионы Онлайн». И с этого все началось.
И что произошло с «Регионами Онлайн»? Как ИИ-технологии изменили работу этого интернет-СМИ?
Скажу сразу - барьер сознания был преодолен не сразу, все таки мы привыкли работать как работали. Но постепенно у нашей команды появилось много идей по автоматизации работы нашей редакции.
Я не могу раскрыть все подробности того, что в итоге было сделано. Но сразу могу сказать, речь не о банальном использовании чужих нейросетей для генерации текста. Мы пошли гораздо дальше.
Платформа РР-Новости сегодня – это своего рода машина, под капотом которой работает несколько нейросетей и алгоритмов. Человеческий труд в работе нашей платформы мы сократили в десятки раз, а для остальных максимально упрощен и автоматизирован. И эта оптимизация позволила вырасти нашему ресурсы из медиа, где выходило около 50 новостей в день, в платформу с 1 000 материалов в сутки (!). Посещаемость нашего сайта смогла в какой-то момент вырасти до 5 миллионов в месяц, это больше 100 тысяч в день.
И это только начало!
Для частной организации в медиа это огромный скачок – благодаря внедрению новых технологий мы смогли в разы увеличить свою эффективность.
Достигнуты многие цели, которые мы ставили перед собой в рамках развития платформы РР-Новости. Наше медиа растёт, но для нас это только первый этап. Мы знаем, что будем делать дальше – внедрять новые форматы и увеличивать охват.
В планах также создание нескольких специализированных медиа, работающих в нашей системе.
Почему вы решили перейти к разработке своих ИИ-решений и сервисов в PR уже для широкой аудитории?
Убедившись на себе, как можно автоматизировать процесс подготовки новостей различными способами, мы подумали – а почему бы нам не автоматизировать работу наших партнеров и клиентов. Для начала хотя бы с нашей платформой РР-Новости. Так появился сервис РР-Пиар.
С помощью сервиса РР-Пиар любой получает возможность самостоятельно публиковать свои материалы. Нам удалось автоматизировать процесс на 95%. Человеческий труд тут ограничивается сформулированным вами заданием с одной стороны и модерацией с другой. Даже не нужно писать никакой текст заранее – заходишь в личный кабинет через логин-пароль и даешь задание встроенному AI пресс-секретарю Пушкин, который обучен писать новости, статьи и даже интервью. А также пиар стратегии.
Но одной работой с текстом мы решили не ограничиваться. Внутри сервиса РР-Пиар можно автоматически расшифровывать аудиофайлы и потом преобразовывать их, например, в интервью, дать -задание нарисовать картинки и многое другое.
К 15 сентября мы готовим обновление сервиса РР-Пиар, где будет добавлен новый полезный и по отзывам очень востребованный функционал. Например, появится возможность прямо из сервиса вести соцсети своей компании или собственные. Наш встроенный виртуальный помощник подготовит за вас контент с нуля или адаптирует предложенный вами текст под социальную сеть. Подстроит текст под целевую аудиторию. Прямо через сервис вы сможете разместить сгенерированные искусственным интеллектом креативы.
Готовятся и другие расширенные функции сервиса РР-Пиар, но о них мы лучше расскажем в релизе обновлений.
С кем вы сейчас работаете и сотрудничаете в рамках развития собственных разработок?
Мы сотрудничаем с Федеральным центром прикладного развития искусственного интеллекта (ФЦПР ИИ) Минпромторга России, который сейчас тестирует наш сервис РР-Пиар. Планируем курсы по нейросетям для руководителей пресс-служб, промышленных предприятий, а также самого министерства.
Кроме того, мы взаимодействуем с региональными органами власти. Например, с правительством Свердловской области подписано соглашение о сотрудничестве в сфере развития IT-компетенций органов власти. Активно работаем с ТПП РФ - прошло несколько мастер классов и готовиться большое мероприятие в октябре в Москве.
Можете подробнее рассказать про этого встроенного помощника, который сам пишет любые тексты?
С удовольствием. Это исключительно наш продукт, и мы им гордимся. ИИ Пушкинъ – наша нейросеть, которая специализируется на написании текстов. Она реализована в двух воплощениях – в телеграм-боте ИИ Пушкинъ и в качестве виртуального помощника в сервисе РР-Пиар. В отличие от чата GPT от OpenAI и других иностранных аналогов и их адаптаций наша нейросеть лучше справляется с написанием текстов на русском языке, разбирается в журналистских жанрах и может искать информацию в интернете.
Еще одно преимущество нашего AI-помощника – это доступность и простота использования. Чтобы иметь доступ к работе с другими текстовыми нейросетями нужно или находить вне территории Российской Федерации, или иметь достаточную техническую базу, чтобы понимать, какое количество токенов тебе понадобится для выполнения своих задач. Мы же предоставляем универсальные решения, где каждый пользователь получает практически неограниченный доступ к возможностям нейросети. Почему говорю «почти», потому что в нашем боте в telegram есть месячный лимит в 60 генераций изображений. Но с текстом он работает без ограничений токенов и запросов. Цена на Пушкина на данный момент очень низкая.
Почему вы назвали свою нейросеть в честь Пушкина? Она умеет писать стихи не хуже?
Да, стихи наша нейросеть тоже писать умеет. Но до самого Пушкина, конечно, ей еще далеко. Да и мы не ставили перед собой такие задачи. Мы закладывали другую идею в выбор имени для нашего искусственного интеллекта.
Так мы хотели заявить право России на ИИ-технологии. Несмотря на то, что первые нейросети появились не у нас, считаю, они могут получить свое развитие и в нашей стране. В том числе через наше культурное наследие и таланты наших людей. Чтобы разрушить эту, на мой взгляд, вредную для технологического развития установку, что искусственный интеллект и нейросети – это якобы исключительно западные технологии. Да, они возникли на Западе, но как их трансформировать и применять - это уже наш выбор.
А как появилась идея проекта РР-Академия?
РР-Академия — это наша образовательная инициатива, возникшая в процессе разработки IT-продуктов и сервисов. По мере погружения в мир искусственного интеллекта мы осознали, что эти технологии могут быть интересны и полезны всем. Использование ИИ действительно упрощает многие процессы в работе.
Однако, когда наши продукты вышли на рынок, мы столкнулись с тем, что многие люди не хотят воспринимать искусственный интеллект. Это часто связано с негативным опытом работы с другими нейросетями, который сформировал у них стереотип о том, что ИИ — это нечто непонятное и доступное лишь избранным.
Причиной подобного недопонимания в значительной мере стали проблемы с формулированием запросов. Большинство людей предпочитают оставаться в привычной рутине, и мы наблюдали, как компании отказывались использовать наш сервис, просто потому что осваивать новое оказывается сложнее, чем продолжать работать по старинке.
Мы поняли, что такой подход лишь подчеркивает дефицит знаний и навыков у клиентов. Уже очевидно, что бизнес, который не использует искусственный интеллект, рискует отстать. Наша образовательная инициатива направлена на снижение барьеров восприятия новых технологий, чтобы наши клиенты могли увидеть явные преимущества использования нейросетей. РР-Академия создана для обучения навыкам работы с нейросетями и сервисами на базе искусственного интеллекта.
Каким вы видите будущее искусственного интеллекта в пиаре?
Знаете, сейчас еще сохраняется категория таких журналистов-консерваторов, которые как бы намеренно игнорирую появившиеся технологические возможности. Они в штыки воспринимают нейросети как само явление, постоянно говоря о том, что никакой искусственный интеллект не в состоянии писать так, как это делают профессиональные авторы.
На самом деле этот процесс внедрения ИИ-технологий необратим. Есть тенденция, и она сильнее личных амбиций. В любом случае, искусственный интеллект уже входит в сферу медиа и пиара, автоматизируя и упрощая многие процессы. И вместе с теми, кто упорно сопротивляется использованию нейросетей, есть те, которые относятся к ним как к дополнительному инструменту в работе.
Понятно, что любая нейросеть не может составить сегодня конкуренцию опытному профессионалу. Но этого и не нужно. Достаточно, что искусственный интеллект берет на себя выполнение рутинных задач. У людей будет оставаться больше времени на творчество и написание чего-то по-настоящему ценного и значимого.
Подготовила Ксения Ширяева
]]>