«Успешные лидеры строят свои организации из людей, желающих взобраться на самую вершину». Джефф О’Лири
В предыдущих публикациях был дан краткий обзор основных проблем Бирюзовых подходов, опубликованных автором Фредериком Лалу в книге «Открывая организации будущего» (2014г). Была проанализирована российская практика переходов на Бирюзовые принципы, проведены исследования философии Бирюзовой теории и попытки автора скрестить менеджмент с духовными практиками, описаны сложности использования принципов социократии и холакратии в коммерческих организациях, выявлены ошибки футуристических прогнозов спиральной динамики развития.
Полная подборка публикаций с анализом Бирюзового подхода находится по ссылке: https://dzen.ru/suite/36a03553-cfba-424b-af23-95f45fc69308
Очередные публикации посвящены опровержению мифов и утверждений автора Бирюзовой теории Фредерика Лалу относительно конкурентов, эффективности и инновационности Бирюзовых компаний-будущего, которые, как показала практика, имеют несбалансированную структуру затрат, очень медлительны и менее адаптивны.
Конкуренты – не союзники.
Фредерик Лалу в своей книге призывал Бирюзовые компании относится к конкурентам как союзникам, примеряя пацифистскую философию на бизнес.
На практике компании сталкиваются с самой безжалостной конкуренцией – с одной из основ рыночной экономики и эволюционного развития бизнеса. Борьба за рынки, за умы потребителей, за место на полках в магазинах, за рекламное время, за кошельки потребителей и бюджеты клиентов, за выдающихся управленцев и кадры, за капитал и инвесторов, за активы и связи…, - борьба ведется по всем направлениям и по всем «фронтам». В условиях, когда большинство компаний стремятся расти - этот рост возможен только за счет более слабых игроков рынка.
Конкуренция может быть добросовестной и носить характер состязательности (как олимпийские игры). Или быть агрессивной, когда конкурент смотрит на вашу компанию через «оптический прицел» как на противника в готовности использовать самые грязные методы конкурентной борьбы.
Союзные отношения с конкурентами возможны на уровне отраслевых/профессиональных объединений, которые лоббируют интересы всей отрасли. Объединения независимых компаний под единым брендом или торговой маркой предусмотрены франчайзинговой бизнес-моделью.
Эффективные собственники успешных компаний никогда не откажутся от роста бизнеса и прибыли, чтобы поддержать умопомрачение Бирюзовых компаний (призывы Фредерика Лалу относится к конкурентам как к союзникам). Появление Бирюзовых компаний может только ускорить рост компаний-лидеров.
Эффективность всегда измеряема. Миссия компаний – давно не про деньги. Сотрудники счастливы там, где есть высокие заработные платы и стабильность.
В своих трудах Фредерик Лалу предлагает отказаться от традиционных КПЭ и разработки стратегий, делая акцент на эволюцию компаний от сердца с фокусом на самоопределение сотрудников. Но компании-лидеры как раз и стали лидерами, т.к. умеют хорошо планировать, видят и управляют будущим.
Исследования подтверждают, что КПЭ компаний-лидеров в разы выше среднеотраслевых показателей, в десятки раз выше относительно аутсайдеров, и они более адаптивны к рынку. Лидеры, как правило, не испытывают проблем с поиском кадров и платят больше денег своим сотрудникам.
Следует отметить, что современный бизнес ни в Миссии, ни в Видении, ни в ценностях не делает фокуса на прибыль, как утверждает автор Бирюзовой теории. Собственники нашли много новых смыслов для будущего своих компаний, делая акцент на создании ценности для потребителей, комфортных условий труда для сотрудников и создают высокую добавленную стоимость акционерам. Кодексы этики человекоцентричных компаний прописывают принципы коммуникаций, мотивируют сотрудников на созидание, самореализацию и выработку эффективных решений.
Отраслевой бенчмаркинг подтверждает, что по-настоящему эффективными на рынке являются только 5% компаний. Именно в этих компаниях работают самые счастливые люди с высокими заработными платами и уверенностью в завтрашнем дне: их доходы постоянно растут, т.к. они трудятся в самых быстрорастущих компаниях. Основной признак успешной компании – это устойчивый рост чистой прибыли, которая позволяет компаниям вкладывать деньги в развитие, новации, в сотрудников и даже в эксперименты.
Коммерческая организация – не коммуна, предпринимательский риск всегда остается за собственниками. На рынке выживают сильнейшие и наиболее адаптивные компании.
Свежее международное исследование о жизненном цикле бизнеса определило, что современные компании живут в среднем 12,5 лет, а постоянные участники рейтинга Fortune-500 всего 40–50 лет. Ежегодно в мире погибает около 10% публичных компаний, что в 4 раза больше, чем 50 лет назад на менее концентрированном рынке. Некоторые дефолты заканчиваются трагично - самоубийством собственников и топ-менеджеров обанкротившихся предприятий. Компании гибнут в условиях усиления конкуренции из-за своей стратегической близорукости, низкой адаптивности к переменам, неверных решений и пренебрежения рисками.
Эволюция рынка и лидерство. В отличии от западных, большинство российских рынков еще не достигли стадии зрелости, когда 5–10 компаний контролируют более 80% рынка. Примером зрелого рынка в России является рынок мобильной связи, 98% которого делят 4 оператора. Эволюционный путь от развивающего рынка с низкой концентрацией до зрелого высококонкурентного рынка пройдет каждая отрасль. Но не все российские компании останутся на рынке в процессе этой эволюции. В зависимости от отрасли, 19%-37% компаний-аутсайдеров всегда постоянно убыточны. После банкротства одних аутсайдеров – их место занимают новые, теряющие прибыль под усиливающимся давлением лидеров. Лидерство принадлежит сильнейшим, рыночно-ориентированным и эффективным компаниями, которые видят будущее и управляют им.
Не все компании-долгожители стали глобальными игроками или гигантами, пережив десятки или сотни кризисов и войн, развиваясь при различных общественных строях. Пройдя свой многовековой исторический путь, компании-долгожители не утратили своей адаптивности и уникальности продуктов. Рецепты долголетия этих компаний могут быть полезны для семейных компаний.
Бирюзовая подход – не про бизнес. Предпринимательской деятельностью (создание бизнеса/продукта с целью получения прибыли), способны заниматься не более 5% населения Земли, из которых успешными могут стать только 1,5%. Талантом управления и лидерскими качествами обладают только 10% населения. Успех в бизнесе достигается соединением таланта предпринимателя с талантом управления.
Собственникам следует осознать, что они могут быть не лучшими управленцами для своих компаний, но они обязаны реализовать свою владельческую роль: определить основной смысл существования бизнеса, определить стратегический вектор развития и назначить профессиональных управленцев.
Эффективность управления зависит от ментальной зрелости и лидерских качеств руководителей. Ключевые качества лидера можно сгруппировать на: 1) системные навыки: видение, целеполагание, настойчивость, гибкость, организованность; 2) коммуникативные навыки: коммуникабельность, умение мотивировать, поддержка; 3) личностные качества: уверенность, проактивность, профессиональность и ответственность, самообладание, эмоциональный интеллект, открытость к новому опыту, социальность.
Бирюзовый подход, смещая фокус с прибыли на гармоничное развитие сотрудников, борясь с системностью и целеполаганием, подрывает дух предпринимательства и конкурентную способность компаний. Снижение прибыли и низкая доходность – это первые признаки того, что компания превращается в аутсайдера и уже встала на путь собственной гибели. Любой кризис или резкое падение спроса могут стать для нее трагическим финалом.
Абсурдность идеи Фредерика Лалу можно понять при моделировании применения Бирюзовых принципов, например, на олимпийскую сборную. Когда олимпийская команда будет ходить на тренировки с питомцами и в чем им нравится, сама будет определять, когда им тренироваться и кто их наставник, а соперников станут называть союзниками, т.к. ПОБЕДА для них больше не является глобальной целью!
Предпринимательство – это риск и постоянная борьба. Лидерство в бизнесе необходимо рассматривать как олимпийское движение сильнейших с конкретной целью подняться на вершину пьедестала. Путь к лидерству, как и эволюция вашего бизнеса, заключается в постоянном сокращении дистанции между вашей компанией и лидером.
Следующая публикация продолжит разоблачать Бирюзовые мифы и покажет, что компании-лидеры/ успешные компании вносят гораздо больше вклада в справедливого развития общества, чем менее эффективные Бирюзовые компании, которым Фредериком Лалу приписывает великую эволюционную миссию.
Полная подборка публикаций с анализом Бирюзового подхода находится по ссылке: https://dzen.ru/suite/36a03553-cfba-424b-af23-95f45fc69308
Олег Бакун, DBA
Телеграм: https://t.me/cote_competences
Дзен : https://dzen.ru/strategic_andvantage