Найти тему
КИРИН59 говорит

“Фуриоса”: вероятно последние “Хроники Безумного Макса”

Оглавление

История появления на свет серии постапокалиптических фильмов о Максе Рокатански тянет на отдельную серию фильмов. Но автор этой статьи не станет углубляться в классическую трилогию с Мэлом Гибсоном при всём к ней уважении, так как последовавшие за ней картины стоят особняком. А поговорить хочется именно о последних.

Но монолог мой будет пропитан восхищением настолько же, насколько и сожалениями, так как кассовый потенциал потрясающей “Дороги ярости” (2015) оказался туманным, а его приквел “Фуриоса” и вовсе без шансов утонул в прокате с таким громким треском, что похоронил всякие надежды на давно намеченный третий фильм.

И да, пусть статья эта посвящена в основном “Фуриосе”, но без частых упоминаний “Дороги ярости” обойтись никак не получится, потому что обе картины представляют собой одно целое путешествие в постапокалиптическую Пустошь.

Локализованная афиша фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Локализованная афиша фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

О сюжете

Это история маленькой девочки (Элайла Браун), которую похитят из Зелёных Земель и привезут главарю банды байкеров Дементусу (Крис Хэмсворт) в качестве доказательства существования этого райского места. Но сообщить, где оно находится, прихвостни-похитители не успеют.

Дементус же преисполнится желанием найти среди бесплодных земель Рай и пустится шерстить всю Пустошь. Во время поиска он наткнётся на другие тлеющие угли разрушенной цивилизации, в первую очередь на Цитадель.

А дальше, если Вы смотрели “Дорогу ярости”, всё будет относительно предсказуемо.

Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Немного предыстории

Джордж Миллер, кажется, ещё при создании “Дороги ярости” говорил, что во время её разработки он вместе со сценаристами Брендан МакКарти и Ником Латурисом провели такую масштабную работу по продумыванию мира и сюжетных арок, что их бы хватило на три картины.

Но вести о начале съемок новой части появились только после всеобщего признания первой ленты – это и букет наград (среди них шесть “Оскаров“, пусть и технических), и ликование критиков со зрителями. А все потому, что кассовые сборы оказались не очень убедительными (об этом в финале статьи), однако, либо радость аудитории сыграла свою роль, либо прибыль была уже после завершения проката.

Как бы там ни было вскоре после начала работы над продолжением было объявлено, что это будет приквел – предыстория Фуриосы, сыгранной Шарлиз Терон, только с другой, молодой актрисой – уже примелькавшейся Аней Тейлор-Джой.

В какой-то момент я, помня долгую историю создания “Дороги ярости”, перестал отслеживать новости о “Фуриосе”, чтобы не расстраиваться затянувшимся на девять лет ожиданием. И был несказанно рад, когда в середине мая фильм дебютировал в Каннах и получил тёплый приём.

Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Почему фильм провалился

Однако широкий прокат в первые же дни стал для создателей и студии полнейшим крахом, несмотря на высокие оценки критиков и аудитории. А для меня большим удивлением и разочарованием, потому что я остался после просмотра в полном восторге.

Поразмыслив, мне со временем удалось сформулировать догадки о причинах провала. Например, вечный недуг приквелов – предсказуемость: все ведь уже знают, что будет дальше. А “Фуриоса” к тому же посвящена другому персонажу, хоть и заканчивается примерно тем, с чего начинались основные события “Дороги ярости”.

Или немного обманчивая рекламная компания, которая продвигала фильм исключительно лицами Ани Тейлор-Джой и Криса Хемсворта. На деле же окажется, что почти половину 2,5-часового хронометража Фуриосой будет Элайла Браун. Трейлеры пестрели обилием экшен-эпизодов, не уступающих в эстетичности “Дороги ярости” (ну, может немного). А по факту темп “Фуриосы” оказался куда медленней и автомобильных погонь в ней в разы меньше, особенно если учесть, что “Дорога ярости” – это фактически фильм-погоня.

Такое отличие в динамике и построении истории тоже могло сыграть роль. Хотя, как по мне, всё это уже не важно по сравнению с тем, каким фильм получился на самом деле. Никто не говорил, что он должен один в один повторять всё, что было в предшественнике. Но ему при этом хватает всего, за что можно полюбить “Дорогу ярости”.

Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Идеальный приквел

Позвольте поразмышлять вслух. За что полюбилась “Дорога ярости”?

Очевидное – постановка экшен-сцен. В “Фуриосе” они тоже есть и не менее прекрасные и изобретательные. Да в ней даже будут разъезжать на той самой фуре половину фильма.

Приметная стилистика? В “Фуриосе” она тоже никуда не исчезла, как и внимание создателей к деталям, символам и прочим мелочам, которые замечаешь при очередном просмотре.

Интересные персонажи? Опустим, что в “Фуриосу” вернулась часть героев из “Дороги ярости”. Но новые-то не менее любопытные типажи. Один только Дементус чего стоит. Не ожидал, что Хэмсворт способен вытащить такого персонажа. А он не просто вытащил, но, возможно, сделал его одной из лучших ролей в своей карьере (оригинальной уж точно).

Постапокалиптические локации? В “Фуриосе” показали и Топливный город и Свинцовую ферму, которым не нашлось места в “Дороге ярости”. Причём во всей, что называется, красе. И не просто для галочки – там развивается часть сюжета.

Не сочтите за спойлер, но создатели даже про Макса не забыли.

Как я уже сказал ранее, оба фильма представляют собой одно единое и цельное повествование. Они различны по динамике, по настроению и по другим аспектам. Но разделение это лишь условное, потому что обе картины, несмотря на различия, одинаково прекрасны и согласованы в изображении мира, выдуманного Джорджем Миллером. Поэтому “Фуриоса” для меня идеальный приквел.

Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Итог

Однако любовь критиков и зрителей с профильных сайтов не в силах изменить неоспоримый и обидный факт: “Фуриоса” с треском провалилась в прокате, принеся убытков, наверное, не меньше сотни миллионов долларов.

Провал незаслуженный, но не отменяющий мою любовь к кинематографическому мастерству Миллера, подарившего вслед за блистательной “Дорогой ярости” не менее восхитительную “Фуриосу” – картины, которые я буду пересматривать ещё не раз.

Из сердца Пустоши вещал Кирин59.

Смотрите только Хорошее Кино.

Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Соотношение бюджетов / к заявленным кассовым сборам (США + мир) в млн. $:

Вопрос финансов у классической трилогии довольно скользкий в силу определенных обстоятельств, поэтому сборы привожу только для двух последних картин.

“Безумный Макс: Дорога ярости” (2015): 150 / 379,4 (153,6 + 225,8)

“Фуриоса: Хроники Безумного Макса” (2024): 168 / 172,7 (67,4 + 105,3)

И оценки фильмов в порядке их выхода на момент написания настоящей статьи:

А вот с оценками всё проще, поэтому они приведены в порядке выхода всех пяти лент.

Кинопоиск: 6.9 (61,3 тыс. оценок) / 7.6 (54,9 тыс. оценок) / 6.2 (29,5 тыс. оценок) / 7.8 (408,5 тыс. оценок) / 7.2 (40,9 тыс. оценок)

IMDb: 6.8 (231 тыс. оценок) / 7.6 (201 тыс. оценок) / 6,2 (15,3 тыс. оценок) / 8.1 (1 118,5 тыс. оценок) / 7.7 (138 тыс. оценок)

Роттен Томатос, зрители: 70 % (100 000+ оценок) / 86 % (50 000+ оценок) / 49 % (50 000+ оценок) / 86 % (100 000+ оценок) / 89 % (1000+ оценок)

Роттен Томатос, критики: 90 % (71 рецензия) / 94 % (62 рецензии) / 79 % (58 рецензий) / 97 % (440 рецензий) / 90 % (401 рецензия)

Рейтинг кинокритиков в России (по данным Кинопоиска): - (1 рецензия, положительная) / - / - / 96 % (23 рецензии) / 100 % (8 рецензий)