Найти в Дзене
GS News

Фильм "Джокер: Безумие на двоих" - провал года

Оглавление

Как выглядит и звучит "Джокер 2"

Делимся нашими впечатлениями от фильма "Джокер: Безумие на двоих", мировая премьера которого состоялась на кинофестивале в Венеции. Картина Тодда Филлипса в полной мере оправдывает правило о том, что большинство сиквелов - заметно хуже оригинала.

Несколько лет назад студия Warner Bros. на волне кризиса в своих кинокомиксах DC решилась на необычный эксперимент. Режиссеру пошлых комедий про "Мальчишник" доверили историю, полную драматизма. Простой Клоун по имени Артур Флек в Готэме медленно опускался на самое дно жизни в серии личных и профессиональных неудач, что привело мегаполис к трагедии и жертвам.

Криминальный триллер получил определение "анти-кинокомикс", а на премьерах по всему миру студия запрещала участие косплееров DC, чтобы подчеркнуть обособленность картины от историй о супергероях. Идея, в принципе, сработала - почти 1,08 млрд. долл. США общих сборов при мизерном бюджете в 55 миллионов, а также масса престижных наград.

Примечательно, что ранее героев комиксов в кино, вообще, на церемониях не жаловали. Максимум, им удавалось ухватить какие-то технические призы, и то - нечасто. На этот раз "Оскар" номинировал "Джокера" 11 раз, и фильм получил награды за главную роль Хоакина Феникса и саундтрек композитора из Исландии - Хильдур Гуднадоттир, в одночасье ставшей суперзвездой в индустрии. Картина собрала аналогичные премии BAFTA, урвала "Золотого Льва" в Венеции, и Warner Bros. начала строить планы на целую киновселенную или хотя бы на трилогию.

Затем компания объединилась с Discovery, в ней сменилось руководство, а курировать комиксовые экранизации пришли Джеймс Ганн и Питер Сафран. Разумеется, им был нужен уже новый Джокер с другим актером для своих работ, но специальной индульгенцией проекты Мэтта Ривза и Тодда Филлипса вывели из-под контроля новых топ-менеджеров.

В процессе работы над сиквелом "Джокер: Безумие на двоих" режиссер Тодд Филлипс ясно обозначил, что устал от серии и хочет двигаться дальше, понимая, что Джеймсу Ганну его стиль экранизации уже явно не требуется. Еще больше постановщика огорчил культ популярности первой части, из которой, по его словам, некоторые зрители почерпнули "совершенно неверное послание", якобы о том, что делает главный герой, страдая от одиночества, на какие опасные поступки для общества идет, выходя для себя из тупика безысходности.

В отместку такому восприятию первой части Тодд Филлипс решает сделать вторую мюзиклом - пожалуй, наименее подходящим жанром для экранизаций о персонажах комиксов, несмотря на то, что и на Бродвее пытались ставить "Мстителей". Режиссер сразу гарантирует, что у него петь и плясать будут только главные герои, без привычного для других мюзиклов танцующего на фоне всего их окружения.

Изначально сюжет предполагал, что Джокер станет участником театрального мюзикла. В этом случае несколько месяцев Хоакину Фениксу пришлось бы петь со сцены театра, пока шли съемки. От этой идеи создатели отказались, хотя эпизоды на сцене для номеров у них имеются, но ключевых персонажей - Джокера и девушку Ли, будущую Харли Квинн, поместили в антураж продолжения сюжета первой части.

Итак, Артур Флек арестован и дожидается суда, а потом на нем и оказывается. Он томится в лечебнице Аркхэм, пока Готэм пытается разобраться в феномене Джокера. Сообщается даже о некоем телефильме о Джокере, который в мире Флека видели все, а Ли после него даже влюбилась в героя, правда, ничего из этой вымышленной картины не показывают.

Ли (Леди Гага) и Артур (Хоакин Феникс) знакомятся случайно и быстро увлекаются друг другом. В ней он видит свое счастье, однако ему тяжело выражать свои эмоции словами, поэтому он начинает петь для нее о них. Однако Джокер поет не только для Ли, а, вообще, для всех - в зале суда и где угодно.

Месть Тодда Филлипса поклонникам первой части состоялась, а жесткий психологический триллер превратился в слащавый мюзикл на фоне судебно-психиатрической драмы. К слову, похожие сюжетные элементы были в "Танцующей в темноте" и даже в "Чикаго", поэтому ничего совершенно нового авторы не придумали. Разве что сам музыкальный формат мало подходит этой истории.

Кроме этого, для картины выбрали довольно странный музыкальный материал. Хотя к работе над фильмом вернулась Хильдур Гуднадоттир и даже изготовила для некоторых треков "траншейную скрипку" времен Первой мировой, символизируя страдания главного героя от замкнутого пространства, список песен, которые исполняют герои, уходит корнями в середину прошлого века.

Таким образом, от самой Хильдур в проект попали ремиксы популярных тем первой части и кое-что новое, а песнями для героев стали "Парад на Пасху", "Пара Волн", "Стань счастливым", "Щека к щеке", "Это - развлечение!" - другими словами, треки из американских мюзиклов 1930-1950-х годов, которые в 2024-м звучат предельно странно и винтажно, несмотря на то, что Леди Гага прекрасно поет и пытается играть свою Ли. Вдобавок, очень небольшое количество людей сможет узнать эти песни, а в странах за пределами Америки - и того меньше. Лучше бы авторы в духе "диснеевских" мультфильмов хотя бы написали для фильма свои новые песни, а не перепевали чужие и старые.

Развернуться и самой певице здесь практически негде. Ли становится героиней второго плана, дополняя историю Артура, являясь его спутницей и напарницей по песнопениям. В то время как в центре кадра всегда остается Флек, взаимодействуя с разными сторонними персонажами, среди которых есть саркастичный охранник, репортер-проныра, угрюмый судья - все они словно пытаются понять, кем же является Джокер на самом деле, из-за которого погибли 5 человек, забывая учесть трагичную судьбу матери Артура.

Кстати, на этот счет Филлипс тоже недавно озвучил гневную тираду. Якобы его обвинили в чрезмерном насилии в кадре, тогда как у него пострадали шестеро, а в другом кино, по его словам, десятки видов оружия приводят к сотням жертв. Подробнее об этом можно прочитать в нашем специальном материале на "Дзене" о том, как создавался фильм "Джокер: Безумие на двоих".

Второстепенных персонажей играют Кэтрин Кинер, Брендан Глисон, Зази Битц и другие. Среди них выделяется разве что молодой прокурор Харви Дент, который, как решили создатели, и будет выстраивать обвинение против Джокера. Играет его актер Гарри Лоути. Смысл такой отсылки остается загадкой, поскольку в этом Готэме многое происходит не так, как в других историях про него, но режиссер на это отвечает тем, что у них Дент показывается в самые ранние годы карьеры, поэтому его не ждут никакие трансформации в злодея Двуликого.

Ли и Джокер не могут вырваться из плена лечебницы, поэтому довольно быстро они начинают придумывать себе места, где хотели бы побывать, чтобы заодно спеть и станцевать там, что и происходит на протяжении всего фильма, пока фанаты Джокера пытаются добиться его освобождения из заключения с принудительным лечением. Вроде бы история первой части и продолжается, но в таком стиле, что уже теряет всякое значение. Зачем Джокеру освобождаться, если он и так воображаемо хорошо проводит время с возлюбленной, попадая в красивые и стильные места?

Смотреть мюзикл в таком контексте достаточно тяжело. Это как если бы в фильме ужасов опасный злодей, вдруг, начинал исполнять веселые песни перед жертвами, а они бы ему подпевали. Картину портит переизбыток песенного материала, отсутствие каких-то знакомых более широкому кругу аудитории музыкальных хитов, и она пытается быть всем сразу, становясь, по итогу, ничем. Ничем не примечательной.

Хотя здесь можно полюбоваться на красивые костюмы, с любовью обставленные декорации, как всегда, блестящую игру Хоакина Феникса, которому явно нелегко давалось обилие песен, и к такого рода фильмам он не привык.

Отдельно стоит упомянуть, что открывает картину анимационная короткометражка - "Я и моя тень", пересказывающая предысторию персонажа Хоакина Феникса в стилистике старых мультфильмов Warner Bros. Ее бренд "Веселые мелодии" с давних пор скрещивал юмор и карикатурный экшен, что биографии Артура Флека даже пригодилось. Для создания анимационной вставки был приглашен французский режиссер Сильвен Шоме, сделавший "Трио из Бельвилля".

Тодд Филлипс не зря предупреждает, что второй частью сказал все, что хотел, и продолжать ее не собирается. Тогда как все мечтают о сборах и сиквелах, и новый фильм вполне на славе первой части может заработать какие-то суммы, прибыльнее ему будет стать сложнее - продолжение обошлось создателям в огромные 200 миллионов долларов, что для мюзикла - безумные траты, за которые снимаются картины с обилием дорогих спецэффектов.

Таким образом, если первая часть установила рекорд для фильмов на взрослую аудиторию, который побил недавно только "Дэдпул и Росомаха", то для второй части актуальным будет вопрос, а удастся ли, вообще, окупить затраченные средства.

К сожалению, создалось впечатление, что вся картина "Джокер: Безумие на двоих" - это словно недовольный ответ Тодда Филлипса на хвалебный пост самых преданных фанатов первого фильма, кричащий, что его неверно поняли, и что Артур Флек - не пример для подражания и не герой. Персонаж, которого нужно наказать за содеянное, убедить перевоспитаться и стать полезным обществу, что оказывается максимально далеко от оригинала злодея с этим же именем из печатных историй.

Фильм "Джокер: Безумие на двоих" в мировой прокат выходит 04.10.2024.

GS: 6.0/10.

Текст: GS News.

Наш канал в Telegram:

GS News | Official √
Если Вам понравился материал, поддержите нашу работу донатом:
DonationAlerts
Или переводом -
Карта ВТБ:
2200240251700544