Найти тему
Не хлебом единым

Почему Богородицу называют Царицей Небесной. Это не просто эпитет.

Добрый вечер , дорогие читатели моего блога ! Сегодня тема у нас богословская, несмотря на то, что называть Богородицу Царицей Небесной для нас так привычно. Однако, Царица Небесная не просто эпитет.

Бог создал человека по образу и подобию Своему, а главной целью жизни человека определил обо'жение, то есть достижение богоподобия.

Одигитрия на северной стене Успенского собора в Смоленске. Фото автора
Одигитрия на северной стене Успенского собора в Смоленске. Фото автора

Адам и Ева были первыми царем и царицей на земле по образу Бога - Царя Небесного : "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле "(Быт.1:26-28).

Но после грехопадения люди стали более скотоподобны, нежели богоподобны, какое уж там царское достоинство! Отныне царства образовывались насилием, захватом, порабощением, а цари древности требовали поклонения себе как богу. Вспомните египетских фараонов или императоров Рима. И это только самые яркие примеры.

Во многом из-за такого образа царя даже апостолы не узнали во Христе Царя Небесного. А ведь Он приобретал Себе подданных исцелениями, утешением, проповедью, никого не принуждая:"Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине"(Ис.42:1-3).

Итак, во Христе было восстановлено истинное человеческое достоинство, а первым человеком, который усвоил плоды спасения, стала Его Пречистая Мать. Она была освящена Духом Святым дважды: перед зачатием, дабы очистился в Ней первородный грех и второй раз на Пятидесятницу, когда Она получила дар Духа Святого вместе с апостолами.

Пресвятую Богородицу называют второй Евой. Если первая Ева согрешив сама, соблазнила и мужа своего, то Ева вторая дала согласие Богу на рождение от Неё божественного Сына, восприняв Свой крест служения Ему. То есть непосредственно участвовала в спасении рода человеческого . В Благовещении Ей было, по всей видимости , дано обетование о величии Ее служения. Этим обетованием Дева Мария поделилась со своей тетей Елизаветой, когда пошла навестить Её:

"И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его" (Лк.1:46-49).

Итак, Богородица сказала, что Её будут ублажать все народы. При жизни почитали Ее только ученики Христовы, а вот после Успения слава Богородицы распространилась по всему миру .

Слава эта, конечно, слава Её Сына - Солнца правды, Господа Иисуса Христа . Ее же слава - слава Луны, которая светит светом Христовым.

Но славу эту она приобрела страданием, в первую очередь состраданием Своему Сыну при Кресте.

Царство Небесное открыто страстями Христовыми и Мать Его была увенчана так же через мучения : "И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец" (Лк.2:34-35).

То есть Матерь Божия вполне стала Царицей Небесной только после того , как полностью исполнила Свое служение Матери Сына Божия, а затем Матери апостолов и всей Церкви. Вторая Ева превзошла первую, которая была первой царицей земли. И если первая Ева принесла нам смерть, то вторая дала жизнь. А царская слава Богородицы полностью открылась в Ее смерти, подобной сну и вознесении Ее к Сыну и Богу.

В свете этого ясным становится и смысл явления Державной иконы Божией Матери в день отрешения императора Николая Второго. Явлена сила истинной, небесной царской власти, которая, несмотря на падение земного царства, не оскудеет.

Благодарю за внимание ! Прошу оценить статью и подписаться на канал!