Тень в аналитической психологии, описанная Карлом Густавом Юнгом, представляет собой относительно автономную часть личности, состоящую из личностных психических установок, которые не могут быть приняты личностью из-за несовместимости с сознательным представлением о себе. Эти теневые бессознательные содержания воспринимаются через проекцию и подлежат интеграции в целостную структуру личности.
Юнг утверждал, что тень примерно эквивалентна всему фрейдистскому бессознательному и что результатом фрейдистского метода разъяснения является мельчайшая проработка теневой стороны человека, беспрецедентная в любой предыдущей эпохе. Вопреки фрейдистскому определению, юнгианская тень может включать в себя всё, что находится за пределами света сознания, и может быть как положительной, так и отрицательной.
Поскольку человек склонен отвергать или игнорировать наименее желательные аспекты своей личности, тень в значительной степени негативна. Однако есть положительные аспекты, которые также могут оставаться скрытыми в тени, особенно у людей с низкой самооценкой, тревогой и ложными убеждениями.
Встреча с тенью играет центральную роль в процессе индивидуации, который Юнг считал имеющим определённую формальную закономерность. Возможные встречи с тенью могут пролить свет на состояние ума и помочь в понимании противоречивых желаний или намерений. Отождествление с презираемой фигурой может указывать на непризнанное отличие от характера, что может указывать на отказ от просветляющих качеств эго-сознания.
Таким образом, работа с тенью является ключевым аспектом психологического развития и личностного роста, позволяя интегрировать ранее отвергнутые части себя и достичь большей целостности личности.