До недавних пор лучшим мотором для малотоннажников ГАЗ считался Cummins. Тяговитый, выносливый, надежный (по крайней мере, если не экономить на расходниках) и к тому же вполне изученный сервисами. Однако санкции внесли свои коррективы, поставив использование Cummins под вопрос. Так на ГАЗе нашли альтернативный вариант, предложив потребителям новый мотор. Стоит заметить, что задача не из простых, так как замена должна была быть не просто «другой», а не хуже, а в идеале даже лучше предшественника, полюбившегося перевозчикам.
Новый двигатель GAZ G21A разработан Горьковским автомобильным заводом совместно с китайской Foton Motor, по некоторым данным, основой для него послужил турбодизель Foton FD20. Рабочий объем нового российского турбодизеля — 2,5 л, мощность — 149 л.с.
В настоящее время новые двигатели поставляются на ГАЗ в готовом виде. Однако на площадях Горьковского автомобильного завода вовсю идет подготовка мощностей для выпуска дизелей G-серии. Причем уровень локализации запланирован очень глубокий. Для этого нижегородцы уже запустили новое литейное производство, оснащенное высокотехнологичным оборудованием, где выпускаются чугунные отливки для силовых агрегатов и других автокомпонентов.
Новый двигатель представляет собой привычный рядный 4-цилиндровый дизельный двигатель: с турбонаддувом, интеркулером и впрыском сommon rail – как у Cummins.
Однако в его конструкции есть ряд нюансов, положительно влияющих на эксплуатационные качества. Например, в сравнении с тем же Cummins ISF 2.8 удалось снизить уровень шума на холостом ходу благодаря использованию ременного привода газораспределительного механизма и гидрокомпенсаторов. Наличие последних также исключает необходимость проведения работ по регулировке тепловых зазоров клапанов.
Головка блока цилиндров нового мотора изготовлена из алюминия, что позволяет уменьшить время прогрева. А использование кованого стального коленчатого вала вместо чугунного увеличило ресурс двигателя (300 000 км. до капитального ремонта) при одновременном снижении веса.
Также заявляется, что за счет повышения давления впрыска топлива и совершенствования процесса сгорания удельный расход топлива у нового мотора на 5% ниже, чем у конкурента.
Параметры двигателя подбирались с учетом его использования на автомобилях модельного ряда ГАЗ полной массой от 2,8 до 7,5 тонны. При этом изначально закладывалась возможность установки таких опций, как кондиционер, круиз-контроль и т.д. Также был проработан и вопрос использования шасси с новыми моторами под монтаж спецтехники, для чего на двигатель изначально могут быть навешены сразу два компрессора: один для кондиционера салона, а второй – для компрессора рефрижератора.
Моторы G-серии будут предлагаться в трех основных версиях: G21, G31 и G51 – экологического класса Евро-2, Евро-3 и Евро-5 соответственно, а в перспективе планируется и Евро-6.
В версиях Евро-2 и Евро-3 отсутствует система рециркуляции отработавших газов (EGR), равно как и система их нейтрализации.
Исключение этих дорогостоящих компонентов позволит иметь меньшие затраты на ремонт и обслуживание, а также повысит срок службы масла и снизит расход топлива, что положительно воспримут перевозчики. На силовых агрегатах Евро-5 система рециркуляции отработавших газов (EGR) и система нейтрализации отработавших газов присутствуют.
Кроме того, каждый из вариантов будет иметь модификации: «A» – для установки на ГАЗели NEXT с 5-ступенчатой КП, «B» – для комплектации автомобилей Валдай 8 с 6-ступенчатой КП и «C» – для использования на автомобилях Соболь NN и ГАЗель NN с 6-ступенчатыми КП.
Для адаптации 2,5-литровых моторов к семейству «ГАЗелей» в их конструкцию было внесено несколько десятков изменений, затронувших не только крепление к раме, но и систему выхлопа и даже рулевое управление.
Начальная стоимость «ГАЗель Next» с новым двигателем составляет 2 934 500 рублей и повышается в зависимости от надстройки.