Еще совсем недавно, каких-то 12-15 лет назад, большинство россиян катались на легенде советского (российского) автопрома – ВАЗ 2107. Причем машина выпускалась даже в экономически трудные для страны годы 91-94 гг. Сейчас из всего немаленького списка классических ВАЗ на дорогах можно увидеть только «семерку», и значительно реже – «четверку универсал». Радует, что машины вообще сохранились у частников через 12 лет после свертывания программы производства в России. Это значит, что ВАЗ 2107 получилась довольно практичной, простой и удобной для российского автолюбителя.
О том, как делалась ВАЗ-2107, написаны целые тома воспоминаний и серьезных исследований. Сейчас, на фоне тотального привоза китайских моделей, многочисленных европейских моделей, машин из Японии, Южной Кореи, Америки, его судьба мало кому интересна, кроме фанатов модели и историков. Но кое-что из биографии может пригодиться и современным автомобилистам.
По прошествии почти 42 лет с момента начала выпуска «семерки» можно сказать, что ВАЗ-2107 оказалась не самой лучшей машиной СССР, скорее самой удачливой. Были в семействе советских ФИАТов машины с более мощными моторами и лучшей динамикой, более комфортабельные и менее дорогие. Единственным преимуществом «семерки» было то, что ее изначально пытались сделать самой лучшей и самой красивой машиной СССР.
Тольяттинский завод вкачал в модернизацию машины столько сил и энергии, сколько не пережило ни одно из авто семейства ВАЗ
Одних только модификаций было 15 штук, 14 вариантов оформления салона, 5 разных двигателей, не говоря уже о мелких экспериментах с зажиганием, топливными системами, рабочим объемом, дизайном. Машину продавали в Китай, Великобританию, Канаду, Финляндию. Их конечно очень основательно доводили до ума, и те Лады – «семерки» реально не уступали французам и итальянцам. Даже после официально снятия с производства машину еще два года производили в Египте под местным брендом.
Были эксперименты с установкой на ВАЗ-2107 двигателя от ВАЗ-2108, ставили новые варианты торпедо, меняли облицовку салона и попутно устраняли все мелкие огрехи конструкции. Была даже версия на 140 л.с. с мотором Ванкеля для правоохранительных органов.
В общем и целом за тридцать лет производства АвтоВАЗ сделал из «семерки» приличную машину. Наверно ни один из современных авто не имела такого длительного доводочного периода. Какое-то время ВАЗ-2107 пытались делать в Ижевске, но конкурировать с хлынувшими в страну «японцами», «корейцами» и «европейцами» «семерка уже была не в состоянии. Хотя тем, кто купил ее в этот период машина, досталась буквально за полцены. И новые владельцы получили неказистую, небольшую, но практичную и выносливую как персидский мул машину. Конечно не японский кроссовер, но ездить по нашим дорогам вполне подходящую.
Плюс все как-то забывают, что ВАЗ-2107 эксплуатируется уже 12 лет после снятия с конвейера, практически в отсутствии нормальных автозапчастей и расходников. Все, что можно купить сейчас, это низкокачественные запчасти из Китая, но машины как-то еще ездят!
И вот сейчас были обнародованы данные компании «Автостат»
Cогласно которым «семерка» оказалась самой продаваемой машиной с пробегом в России в 2024 г. И это не слухи, и не журналистские фокусы со статистикой. Информация «Автостат Инфо» официальная и вполне заслуживает доверия.
Всего на вторичном рынке за июль 2024 г было продано 11192 б/ушные машины, а за семь месяцев 2024 целых 74672 единицы ВАЗ-2107. То есть семерка вырвалась в лидеры по сделкам на вторичном рынке. Причем в сравнении с прошлым годом продажи возросли на 37,4%.
В прошлом году лидером был Kia Rio с результатом 63888 машин за 7 месяцев 2023 г. В этом году б/ушных Kia Rio продали 67456 экземпляров, с ростом всего 5,6%.
Еще один пример для понимания ситуации. В России на средину 2024 г на учете в ГИБДД стоит 1,26 млн. единиц ВАЗ-2107 и 1,02 млн. экземпляров тех самых Kia Rio. На третьем месте ВАЗ 2109, их в стране зарегистрировано 1,0 млн. машин. Если взять общее число, то авто бренда Лада занимает 12,2 млн. машин из всех 44,099 млн. Автомобилей, официально стоящих на учете.
По всему выходит, что ВАЗ 2107 чаще всего продается в России на вторичном рынке. Но вся эта статистика хоть и выглядит красиво, но не учитывает некоторых обстоятельств. Во-первых речь идет о проданных, а не купленных машинах. То, что владелец заявил о продаже семерки еще не является подтверждением дальнейшей ее постановки на учет и эксплуатации. Почти половина ВАЗ-2107 сдается на разборку, продается на металлолом, реализуется по программе трейд ин у дилеров, часто передается без документов родственникам в деревню. Такие авто полностью выводятся из официального учета.
С уважением, Владимир Воробьёв