Ольга родом из Курска. Там же окончила Государственный медицинский университет по специальности «Провизор». Параллельно получила педобразование – на руках диплом учителя химии и физики. Собиралась уйти в науку – токсикологическую химию – занималась исследовательской работой, писала статьи. Но потом оказалась за первым столом в аптеке Курска. Когда переехала в Санкт-Петербург, устроилась в СА «Первая помощь». Окончательно осела с семьей в Выборге, где живет и работает вот уже 20 лет. Здесь Ольга из первостольника выросла до заведующей – сначала группы сетевых аптек, а затем и частной.
– Ольга, Вы работали заведующей и в сети, и в частной аптеке. Поговорим о плюсах?
– В сетевой аптеке не надо думать, как заработать деньги. Тебе спускают планы продаж, товары дня, СТМ, экономические показатели, и ты просто «идешь» по ним. Это, в определенном смысле, плюс. Фармпорядок в сети был на высоте – не нужно самой искать информацию – тебе все спускают и по законам, и по новинкам фармрынка. Достаточно много было централизованных обучений.
В частной аптеке я сама себе хозяйка, а это уже другой большой плюс, именно для меня. Да, есть собственник, но он не касается аптечного звена – я приношу ранее оговоренный доход, он платит мне зарплату. Но у меня здесь огромное поле для деятельности – и это интересно!
– Ощутили ли разницу в работе частной аптеки после сети?
– В частной аптеке сложнее. Нужно самой строить ассортимент, который востребован, лавировать среди цен конкурентов, выбирать производителей, формировать наценки и так далее. Но опять же это интересная работа, намного интереснее, чем была в сети. Поле для развития очень большое. Главное для моего собственника – определенный уровень дохода, ниже которого я не могу «свалиться».
– А у Ваших подчиненных сейчас есть планы продаж?
– Есть. Я им выставляю, но опять же не заставляю ничего навязывать клиентам. Выстроила ассортимент таким образом, чтобы покупателям и сотрудникам он нравился по цене и качеству. У нас нет такого, когда клиент спрашивает что-то определенное, а ты настаиваешь на замене по своим причинам.
– Чем руководствуетесь, когда формируете заказ, ассортимент?
– У меня обязательно есть дженерик и по возможности оригинал по конкретному МНН. Не держу очень большое количество дженериков по одному наименованию. В районе, где расположена наша аптека, покупателям абсолютно все равно, кто производитель этого дженерика.
– А как Вы справляетесь с дефицитом или вообще отсутствием оригинальных препаратов на российском фармрынке?
– По ситуации. Вот одно время «Де-нола» у меня не было, так как он отсутствовал и у поставщиков. Тогда закрывала дефицит дженериками. Сейчас препарат появился, и я держу буквально одну упаковку на случай, если придет клиент и попросит именно оригинал.
– Как Ваша аптека чувствует себя в условиях роста крупных аптечных сетей?
– Сейчас очень сложно, конечно, выживать одиночным, когда сети все время укрупняются. Наша аптека пока дает приличный доход, но это во многом зависит от ее местоположения.
– Какое будущее ждет частные аптеки?
– Думаю, что они будут хорошо себя чувствовать в небольших населенных пунктах, где конкуренция с сетями невелика или вообще отсутствует. Ведь, как правило, у сетей есть определенные требования к месту расположения, помещению, сотрудникам. Все аптеки в округе (городок рядом с Выборгом – прим. ред.) частные и нормально работают. А вот сетевая «Магнит» закрылась.
– Почему, как думаете?
– Для жителей таких городков, как наш, система общения и взаимоотношений в частной аптеке понятнее, чем в сетевой. Подход более личный, индивидуальный. Покупателям здесь ничего не навязывают. Если им не нужен набор из 10 штук шприцов, как предлагают в аптеке «Магнит», то здесь отпустят один шприц. И не будут настойчиво рекомендовать замену какого-нибудь препарата.
– А на месте рядового покупателя какую аптеку Вы бы предпочли – сетевую или частную?
– Не могу сказать, потому что давно не ходила в другие аптеки, кроме своей. Если брать моих родных, то они выбирают аптеки, скорее, ориентируясь на цены. Я же не смотрю особенно на стоимость, а вот многолюдные аптеки, где буду стоять в очереди, не люблю.
– А почему идут люди в Вашу аптеку?
– Знаете, прежде всего, потому что мы ничего не навязываем. Вот это основное, что красной линией проходит через всю нашу работу. Предлагаем, советуем, но не «впариваем». Тем более, в нашем городке все друг друга знают. Хотя у меня некая профдеформация после работы в сети осталась – к противопростудным средствам предложу и витамины, и пастилки от горла.
– А как Вы чувствовали себя, когда в сетях требовалось выполнять планы?
– Сопротивления не было. В принципе, старалась прорабатывать все моменты со своими сотрудниками. Планы мы всегда выполняли. Для этого каждые два дня собирались, обсуждали минусы и плюсы препаратов, думали, в каком контексте лекарства можно предложить. Справлялись, хотя на перестройку коллег с неприятия на позитивный лад много сил уходило. Сейчас, работая в частной аптеке, спокойно выдыхаю, что это все делать мне не нужно.
– У Вас большой сейчас коллектив?
– Нет, всего три первостольника.
– Какой график работы у сотрудников?
– Наша аптека открыта с 9 до 19. В принципе, условия комфортные. Хотя в последнее время бывает тяжеловато. Поток посетителей растет – сейчас порядка 200 человек за смену на кассу. Выручки тоже увеличиваются. Думаю расширять площадь, ассортимент и увеличивать число открытых касс. Может, и новую аптеку откроем.
– А обед есть у сотрудников?
– Собственник предлагал нам закрывать аптеку на час в обед официально, но пока не вижу смысла. Мои коллеги спокойно могут пойти пообедать, а я подменю.
– А как произошел Ваш переход от первостольника к заведующей – карьерные амбиции или само собой получилось?
– Скорее, второй вариант. Я к этому не стремилась. Тем более, считала, что аптека – это ненадолго. А сложилось иначе, и не жалею.
– Говорите, что ненадолго, а куда планировали пойти?
– Когда жила в Петербурге, думала, о фармпроизводстве. Но после переезда в Выборг мысли сами с собой отпали за неимением возможностей.
– Было ли желание вообще все бросить и уйти из аптечной сферы?
Да, 2 года назад, в 2022 году. Меня пригласили в Росздравнадзор, я и согласилась. Собиралась в понедельник устраиваться на работу, а накануне в воскресенье мы попали в серьезную аварию. Планы изменились. Продолжительное лечение, реабилитация. В Росздравнадзоре ждать меня не стали. Как восстановилась, устроилась в аптеку, но на этот раз в частную.
– А что побудило тогда Вас подумать о смене деятельности?
– Заскучала на этом месте, несмотря на то, что и аптеки у меня были довольно большие, и расположены они далеко друг от друга. Накопилась усталость от рутины и высоких нагрузок. Появилась некая зашоренность в рамках, за пределы которых не могла выйти. Работы много было, очень много. Порой в день работала как заведующая, а в ночную смену заступала первостольником, а на следующее утро опять становилась заведующей. Дома меня не видели. Всегда хотелось, чтобы получалось хорошо. В итоге, все были довольны: руководство, сотрудники, медпреды, а я – нет. Моей жизнью была работа, но в какой-то момент поняла, что совсем не уделяю внимания семье.
– А как сейчас?
– Все устраивает. Могу работать удаленно: до 15 часов дня в аптеке, а потом из дома. Все те же обязанности, что и в сетевой, но в балансе с личной жизнью: вывожу экономические показатели, сверяю выручку, считаю деньги, зарплату, оформляю заказы, занимаюсь фармпорядком. Все очень устраивает.