На каждого офицера Советской армии заводилось личное дело. Со слов генерал- майор Каримов дел должно быть 3шт. После прохождения службы дела сдаются в архив. И в нашем случае это ЦАМО. К сожалению, не на всех офицеров там есть личные дела. И рекомендую перед поездкой в архив сделать запрос о наличии у них дела. Сейчас расскажу, что такое личное дело и какие документы в него входили.
Объем и содержание дела конечно разные. В первую очередь все зависит от срока службы. Мне встречались дела объемом от 10 до 90 страниц. Но сейчас буду писал о делах моего прадеда Сидяка И.В. Г-М В цамо на хранении есть два его личных дела. Первое о начальном периоде его службы в РККА. А второе - назовем его основное, охватывает весь период. Все документы в них разные и содержали: фотографию офицера, автобиографии, аттестации, результат стрельбы, партийные характеристики, послужной список, боевое характеристики, представления на должность и звания.
Это основные документы и о всех писать нет смысла и какой документ еще попадет в дело никто не скажет. Некоторые документы такие как аттестация, характеристики автобиография в нескольких экземплярах за разные года. Обращу внимание, что «человеческий фактор» никто не отменял и одинаковые с виду документы различаются одной строчкой, которая послужит началом новых исследований. Вот интересный документ рассказывающий как проходили партийные чистки в тяжелые 30-е годы.
Все документы представляют свой интерес, но расскажу об одном эпизоде, который удалось подтвердить благодаря личному дело.
В 45г. Сидяку было присвоено очередное воинской звание генерал-майор интендантской службы. И во всех открытых источниках он с этим званием. Но не каким интендантом он не был и эту «приставку» указали по ошибке. И в личном деле нашлась переписка прадеда по этому вопросу. И в 49г. звание генерал-майор и/с заменили званием генерал-майор.
Все эти документы у меня уже лет 20 но, как всегда, история имеет свое продолжение. Недавно я был в мосгорвоенкомате. И там нашлось третье дело на Сидяка. На 80 процентов документы повторялись, но были и новые открытия. Представления к очередному званию генерала от 6.43 года со всеми подписями и без негативных резолюций.
Я всегда задавался вопросом как боевой офицер, с исключительно отличными характеристиками, пройдя всю войну с первого дня, очередное звание получил только под конец войны.