«В последнее время приходится наблюдать неоднозначное отношение к Августейшему семейству Романовых. Сегодня, когда интерес к страницам крымской истории возрастает, важно прилагать общие усилия по восстановлению исторической правды и доброй памяти об императоре Николае II, так много сделавшем для Крыма и Севастополя. А время и любовь в наших сердцах неумолимо и всенепременно расставит все на свои места». В.Н. Прокопенков, кандидат исторических наук, председатель общественной организации "Исторический клуб "Севастополь Таврический".
Публикую здесь статью «ПОСЛЕДНИЙ ВИЗИТ ИМПЕРАТОРА. ЧЕТЫРЕ ДНЯ В СЕВАСТОПОЛЕ. МАЙ 1916». Автор: Прокопенков Вадим Николаевич, кандидат исторических наук, председатель общественной организации "Исторический клуб "Севастополь Таврический". https://cyberleninka.ru/article/n/posledniy-vizit-imperatora-chetyre-dnya-v-sevastopole-may-1916.
В статье представлен исторический материал о последнем визите императора Николая II в Крым, в частности в Севастополь, представленный хрониками из газеты "Крымский вестник", издававшейся в Севастополе, и выдержками из личных дневников императора Николая II.
Хочу дополнить эту прекрасную публикацию фотографиями, в том числе снимками придворного фотографа Мазур Михаила Павловича, сопровождавшего Императора в последней поездке.
Уже шла Первая мировая война.
«Первая мировая (Великая) война к маю 1916 года шла уже 20 долгих месяцев. Неспокойно не только на фронте, но и внутри страны. Самый опасный враг - оппозиционные силы готовил удар в спину Государю, а если сказать точнее - государственный переворот.
В Севастополе тоже неспокойно. Городские власти издают постановления и вводят свод правил об особом военном положении для обеспечения жизнедеятельности города. Одно из таких постановлений гласит: "В целях предупреждения нарушения общественного порядка и для нормального течения общественной жизни гражданам воспрещено принимать участие в митингах и манифестациях, входить в отношения с находящимися в местах заключения арестантами, распространять произведения печати, возбуждающие враждебное отношение к Правительству, давать приют раненым, если не сообщать об этом полиции, без особого разрешения полицмейстера носить огнестрельное оружие". Кроме того, введены особые санитарные меры для предупреждения эпидемических болезней, а также ограничительный ("военный") тариф на внутригородские перевозки.
Севастопольцы с радостью и надеждой встречали Своего Монарха…
Севастопольцы много раз в мирное время встречали "Державного Вождя земли Русской", когда после государственных трудов Император приезжал на Южный берег в свое имение. Как писали газеты, "с радостью и надеждой встречали Своего Монарха и Его Августейшую Семью граждане Севастополя среди грозных событий Отечественной войны".
Император Николай II, часто посещая Севастополь, традиционно осматривал Черноморский флот, уделял много времени знакомству с памятными местами города, общению с ветеранами Крымской войны, поддерживал инициативы, направленные на исследование прошлого Крыма и сохранение его памятников истории и культуры, посещал храмы и монастыри.
Последний, 13-й визит Августейшей семьи в Севастополь.
В мае 1916 года состоялся последний, 13-й визит Августейшей семьи в Севастополь. Государю тогда было 48 лет, его супруге Александре Федоровне - 44, дочерям: Ольге - 21, Татьяне - 19, Марии - 17, Анастасии - 15; сыну Алексею - 12 лет.
Ниже приводятся выдержки из официальной городской хроники (газета "Крымский вестник") и дневников Николая II.
12-го мая 1916. Четверг. Из официальной хроники.
"…Севастополь в ожидании прибытия Августейших Гостей, с раннего утра город принял праздничный вид. Жители, празднично одетые, начали собираться в районе Царской пристани и по склонам окружающих возвышенностей. Здание станции "Севастополь" и вокзал декорированы гирляндами зелени. К моменту прибытия Царского поезда погода несколько изменилась. Легкий, ласкающий ветерок рябил бухту и играл тысячами флагов".
Из дневника Государя.
"Встал на станции Альма, чтобы видеть знакомые, красивые места. День был чудный со свежим ветром".
Из официальной хроники.
"…В 9 часов 45 минут показался поезд, который, пройдя станцию "Севастополь", стал тихо подходить к Царской пристани. Севастопольцы встречали Державного Вождя много раз в мирное время, когда после трудов государственных Император ехал на Южный берег отдыхать.
Севастопольцы встречают теперь Царскую Семью среди грозных событий Великой войны. Глаза всех устремились к поезду, ожидая выхода Августейших Путешественников. Приняв рапорт, при звуках музыки, Его Императорское Величество изволил обойти почетный караул. Государыне императрице и Великим Княжнам были поднесены букеты от флота адмиралом Эбергардом и от общества морских дам. Депутация от города имела счастье представиться Их Императорским Величествам и Августейшей Семье и поднести хлеб-соль Государю Императору, а Ее Императорскому Величеству и Великим Княжнам букеты цветов".
Из официальной хроники.
Посещение Романовского Института. "…С Царской пристани Государь Император с Августейшим Семейством проследовал на автомобилях в Романовский институт физических методов лечения. По пути следования в институт Царственных Гостей приветствовала публика. Огромные толпы народа образовались у Графской пристани, Морского Собрания и у храма Святого Владимира.
Высочайшее посещение явилось для института полной неожиданностью, и Августейшие Гости были приняты во время обычно происходящих в институте работ. Государь изволил благодарить директора института в особенно милостивых выражениях от себя лично за создание столь полезного учреждения и высокомилостиво обещал Свое Царское содействие к устройству при институте санатория".
Из дневника Государя.
"Посетили линейные корабли: "Императрица Екатерина Великая" и "Императрица Мария". Корабли в большом порядке и производят могучее впечатление".
13-го мая. Пятница. Из официальной хроники.
"…В 11 часов утра Государыня Императрица Александра Федоровна с Августейшими Дочерьми изволила посетить в Севастополе раненых воинов в санатории армии и флота, устроенном во втором морском доме, и севастопольском госпитале Красного Креста. Императрица и Великие Княжны милостиво беседовали с ранеными офицерами, оделяя их образками.
Отбывая из санатория, Государыня и Великие Княжны сфотографировались в общей группе с офицерами и начертали Свои Имена в книге Почетных посетителей".
Высочайшее посещение санатория армии и флота.
"…В начале 12 часа дня Высокие Гости изволили, под звуки колокольного звона Владимирского собора, прибыть в санаторий. Ее Императорское Величество и Их Императорские Высочества посетили палаты раненых, обходили их и удостоили каждого Высокомилостивой беседы. Ее Императорским Величеством были лично розданы образки с изображением Спасителя и надписью: "Спаси и Сохрани".
Из дневника Государя.
"Чудный день во всех отношениях! Я с Алексеем побывал на 25 судах. Вернулся к завтраку. Посетил минную бригаду".
Отмена экзаменов.
Из официальной хроники.
"В первый день посещения Их Императорскими Величествами последовало Высокомилостивое соизволение о прекращении занятий во всех учебных заведениях города в течение трех дней и о переводе теперь же успевающих учащихся в следующие классы без экзаменов".
Посетил авиацию Черноморского флота.
14-го мая. Суббота. Из дневника Государя.
"Дивный жаркий день. В 10 часов 20 минут отправились на линейный корвет "Императрица Мария" к обедне. Аликс с детьми вернулась в поезде, а я заехал к Эбергарду на "Георгий Победоносец" и выслушал его доклад.
Вся императорская семья отправилась на линейный корабль "Императрица Мария" к обедне". (Через несколько месяцев лучший корабль ЧФ будет взорван в Севастопольской бухте).
"В 2.45 отправился со всеми детьми на Северную сторону, где осмотрел участок, на котором возводятся постройки здешнего Морского корпуса. Мне довелось учиться в нем 5 лет, и сегодня, рассказывая об этом, испытываю особое чувство.
Посетил авиацию Черноморского флота и оттуда проехал через город на другую гидро-авиационную станцию у Круглой бухты - все вновь устроено. Вернулся в поезд в 6 часов. Не успел почитать до обеда".
15 мая. Воскресенье. Из дневника Государя.
"Такой же дивный день с легким южным ветром. В 10 поехали к обедне во Владимирский собор, откуда повез Алексея в панораму "Штурм Севастополя".
После завтрака выехали все вместе из города и остановились заглянуть в новую церковь крепостной артиллерии во имя святого мученика Иоанна-Воина. Затем доехали почти до самого Херсонесского монастыря... Заехали в Георгиевский монастырь, в котором были вдвоем в 1898 году".
Невероятное событие в Георгиевском монастыре.
Годом ранее, 15 мая 1915 года Государь Император Николай II с Августейшим семейством посетил монастырь у мыса Фиолент, недалеко от Балаклавы.
Граф Д. С. Шереметев, уже в эмиграции, так вспоминал о посещении Балаклавского Свято-Георгиевского монастыря Императором Николаем II.
"Этот случай произошел в эпоху Великой войны, в 1915 году. Государь Император, вместе с Императрицей Александрой Федоровной и с Августейшими Детьми прибыли в Севастополь.
Государь, любивший после завтрака делать большие прогулки на автомобиле по окрестностям Севастополя, … неожиданно отправился с Императрицей в Георгиевский монастырь, где он раньше, в прежние годы, неоднократно бывал, но на этот раз в монастыре Его никто не ожидал. Игумен и братия были очень удивлены и обрадованы Высочайшим посещением.
Мы вошли в церковь, и начался молебен. Стройные голоса монахов сразу изменили настроение: точно мы вошли после бури в тихий залив. Все было так молитвенно, проникновенно и тихо. Вдруг за дверьми храма, весьма небольших размеров, раздался необычайный шум, громкие разговоры и странная суматоха, одним словом, что-то такое, что не соответствовало ни серьезности момента, ни обычному монастырскому чинному распорядку. Государь удивленно повернул голову, недовольно насупил брови и, подозвав меня к себе жестом, послал узнать, что такое произошло, и откуда это непонятное волнение и перешептывание. Я вышел из храма, и вот что я узнал от стоявших монахов: в правых и левых скалах, в утесах, живут два схимника, которых никто из монахов никогда не видел, и о том, что они живы, известно только по тому, что пища, которая им кладется на узкой тропинке в скалах, к утру бывает взята чьей-то невидимой рукой.
И вот произошло невероятное событие, потрясшее всех монахов монастыря: два старца в одежде схимников тихо поднимались по крутой лестнице, ведущей вверх со стороны моря. О прибытии Государя в монастырь им ничего не могло быть известно, ибо и сам игумен, и братия, никто не предполагал о посещении Государя, которое было решено совершенно внезапно, в последнюю минуту. Вот откуда волнение, произошедшее среди братии… Я доложил Государю и видел, что это событие произвело на него впечатление, но он ничего не сказал, и молебен продолжался.
Когда кончился молебен, Государь и Императрица приложились ко Кресту, потом побеседовали некоторое время с игуменом и вышли из храма на площадку.
Там, где кончалась деревянная лестница, стояли два древних старца. У одного была длинная белая борода, а другой был с небольшой бородкой. Когда Государь поравнялся с ними, они оба молча поклонились Ему до земли. Государь видимо смутился, но ничего не сказал и медленно им поклонился.
Теперь, после всего происшедшего, думается, что не предвидели ли монахи-схимники своими мысленными очами судьбы России и Царской Семьи и не поклонились ли они в ноги Государю Императору Николаю II как Великому страдальцу Земли Русской.
Много лет спустя, слышал я от одного достоверного лица, которому Государь Сам лично это рассказывал, что однажды, когда Государь на "Штандарте" проходил мимо Георгиевского монастыря, он, стоя на палубе, видел, как в скалах показалась фигурка монаха, большим крестным знамением крестившего стоявшего на палубе "Штандарта" Государя все время, пока "Штандарт" не скрылся из глаз…".
Провидели ли схимники своими мысленными очами судьбу России и Царской Семьи и не поклонились ли они в ноги Государю Николаю II как Великому Страдальцу земли Русской?
Из дневника Государя 15 мая 1916 года.
"Вернулись в поезд в 17 часов 20 минут. Читал».
Августейшая семья никогда больше не увидит свой любимый Крым - "ярко сияющий символ их семейного счастья". Последний визит Государя в Севастополь состоялся за полтора года до его вынужденного отречения от престола. А через два года, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года Николай II, Александра Фёдоровна, их дети и близкие этой удивительной, необыкновенной по своей глубокой духовной наполненности семьи, будут зверски убиты.
В последнее время приходится наблюдать неоднозначное отношение к Августейшему семейству Романовых. Сегодня, когда интерес к страницам крымской истории возрастает, важно прилагать общие усилия по восстановлению исторической правды и доброй памяти об императоре Николае II, так много сделавшем для Крыма и Севастополя. А время и любовь в наших сердцах неумолимо и всенепременно расставит все на свои места.
"…Истинное величие [императорской семьи] проистекало не из их царского сана, а от той удивительной нравственной высоты, на которую они… поднялись. И в самом своем уничижении они были поразительным проявлением той ясности души, против которой бессильны всякое насилие и всякая ярость, и которая торжествует в самой смерти!" [5].
Список литературы
1. Дневники императора Николая II. 1894- 1918. Том 1. 1894- 1904
/ отв. ред. С.В. Мироненко. М.: РОССПЭН, 2011. 1101 с.
2. Дневники императора Николая II. 1894- 1918. Том 2. 1905- 1918. Часть 1. 1905-1913 / отв. ред. С.В. Мироненко. М.: РОССПЭН, 2013. 824 с.
3. Дневники императора Николая II. 1894- 1918. Том 2. 1905- 1918. Часть 2. 1914- 1918 / отв. ред. С.В. Мироненко. М.: РОССПЭН, 2013. 784 с.
4. Николай II. Дневник. М.: "Захаров", 2007, 512 с.
5. Жильяр П. Тринадцать лет при русском дворе. (Петергоф 1905 год - Екатеринбург 1918 год). Трагическая судьба Николая II и Царской семьи / перевод с французского В. Васильева, Б.М., 1921, 284 c.