Найти тему
soundtimes.ru

Балет «Спящая красавица»: содержание, интересные факты, история

Балет «Спящая красавица». Этот сказочный спектакль - восхитительная феерия, которая захватывает зрителя не только яркой визуальной составляющей, гениально украшенной музыкой великого Петра Ильича Чайковского, но и глубоким философским подтекстом. Балет в трех действиях поставлен по сюжету известной всем с детства сказки Шарля Перро о заснувшей на сто лет принцессе, которую пробудил от колдовского сна поцелуй прекрасного принца. Завораживающая музыка, превосходные танцы и красочные декорации на два с половиной часа погружают зрителя в волшебный мир и заставляют вспомнить самую прекрасную пору в его жизни - беззаботное детство.

Краткое содержание балета Чайковского «Спящая красавица» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

  • Принцесса Аврора - юная красавица
  • Король Флорестан XIV - отец Авроры
  • Королева - супруга короля и мать Авроры
  • Карабос - злая фея
  • Дезире - прекрасный принц
  • Каталабют - старший дворецкий короля Флорестана
  • Принцы, сватающиеся к Авроре
  • Шесть добрых фей

Краткое содержание «Спящей красавицы»

-2

За открывшимся занавесом зрителя ожидает роскошное празднество, устроенное королем Флорестаном в своем дворце по случаю крестин новорожденной принцессы Авроры. Среди гостей присутствуют шесть добрых фей, прибывших, чтобы наградить маленькую дочь короля волшебными дарами. Однако всеобщее веселье внезапно сменяется ужасом, когда в бальный зал врывается злобная и могущественная фея Карабос, разъяренная тем, что ее забыли пригласить на королевское торжество. Она желает отомстить и накладывает на крошку Аврору страшное заклятие, согласно которому принцесса в день своего совершеннолетия на веки вечные заснет, уколов палец обычным ткацким веретеном. После ухода Карабос крестная Авроры фея Сирени старается смягчить мрачное заклятие, рассказав опечаленной королевской чете, что надежда на благоприятный исход дела есть, и их дочь заснет не навсегда, а на 100 лет, разбудить ее сможет поцелуй прекрасного принца.

В день совершеннолетия Авроры король Флорестан вновь устраивает пышное торжество в саду своего дворца. Дворецкий Каталабют зачитывает указ правителя, гласящий, что каждый, кто пронесет в замок веретено или другие острые предметы, отправится в темницу. Сурового наказания едва успевают избежать придворные ткачихи, которые оказались во дворце со своими рабочими инструментами.

-3

В ходе праздника к красавице принцессе сватаются знатные женихи. Они происходят из королевских семей, хороши собой и галантны, однако никто из них не может пленить сердце молодой девушки. Внезапно Аврора замечает в углу сада старуху, в руках у которой веретено. Девушка подбегает к ней, берет веретено в руки и начинает кружиться с ним в танце, воображая, будто она танцует с возлюбленным. Неосторожно касаясь острого конца веретена, Аврора падает и, потеряв сознание, погружается в глубокий сон.

Созванные на бал принцы бросаются, чтобы схватить виновницу несчастья, но старуха, которой, как оказывается, обернулась злая фея Карабос, громко хохочет и исчезает, довольная свершившимся злодеянием. Крестная фея Сирени решает помочь королевской семье в этом невообразимом горе и погружает весь двор в сон вместе с Авророй на целых 100 лет, чтобы все смогли стать свидетелями обещанного чудесного пробуждения принцессы.

-4

Минуло сто лет. Принц Дезире, чтобы развлечься, выехал со своей свитой пострелять из лука на берегу реки. Немного устав от охоты, наследник престола захотел уединиться, но перед ним предстала фея Сирени. Явившись принцу, волшебница указала ему путь к замку, где на столетие застыли король и королева, слуги и придворные, где мирно покоится все такая же юная Аврора. Принц в изумлении рассматривает открывшуюся перед ним картину — замершие без движения люди. Он окликает короля, дворецкого, но не получает ответа, а затем замечает и спящую красавицу Аврору. Принц настолько поражен удивительной красотой девушки, что тут же склоняется, чтобы поцеловать ее. От нежного поцелуя принцесса просыпается, а замок и все его обитатели оживают в тот же миг. Принц Дезире просит руки Авроры у ее царственного отца. Сказка завершается торжественной свадебной церемонией молодых.

Продолжительность спектакля

  • I Акт - 65 мин.
  • II - III Акт - 75 мин.

Фото:

Интересные факты

  • Каждый акт балета являет собой самостоятельное произведение, подобно части симфонии — замкнутой и полноценной по своей форме.
  • Спектакль имеет глубокий философский смысл. Извечная тема борьбы добра и зла представлена в противоречивых деяниях феи Сирени и феи Карабос.
  • До Чайковского эту сказку в виде балета ставил французский композитор Герольд, который создал постановку под названием «La Belle au bois dormant» («Красавица спящего леса») в 1829 году.
  • Балет стал одной из самых дорогих премьер Мариинского театра — на него было выделено 42 тысячи рублей (четверть годового бюджета театров Петербурга).
  • Сценографию для балета 2011 года в Москве ставил художник Эцио Фриджерио, ставший лауреатом кинопремии «Оскар» за свою работу в съемках фильма «Сирано де Бержерак».
  • Всеволжский решил поставить балет по французской сказке из политических мотивов, горячо поддерживая курс царя Александра III к сближению с Францией.
  • Постановщик «Спящей красавицы» выдающийся балетмейстер Мариус Петипа родился во французском городе Марселе и уже с 9 лет принимал участие в спектаклях, поставленных его отцом. С 1847 года и до конца своей жизни он жил и работал в России.
  • В 1964 году был снят советский фильм-балет «Спящая красавица». Главную роль в фильме исполнила балерина Алла Сизова, за что была удостоена французской премии академии танца.

История создания «Спящей красавицы»

Петр Ильич Чайковский
Петр Ильич Чайковский

Премьера балета «Спящая красавица» состоялась 3 января 1890 года на сцене Мариинского театра и произвела настоящий фурор. Идея воплотить чудесную сказку в виде хореографического спектакля пришла в голову директору Императорских театров Ивану Всеволжскому, который почитался как выдающийся театральный деятель своего времени. В свободное, от своей авторитетной службы, время Иван Александрович увлекался литературным творчеством и даже писал сценарии. Именно он вместе с известным балетмейстером Мариусом Петипа занялся написанием либретто для постановки сказочного балета, а затем собственноручно приступил к созданию эскизов костюмов артистов.

Написать музыкальное сопровождение для спектакля было предложено Петру Ильичу Чайковскому. Всеволжский и Петипа предоставили композитору весьма детальный план балета, просчитанный буквально до каждого такта. В связи с этим Петру Ильичу предстояла довольно трудоемкая работа. Тем не менее он создал поистине уникальное произведение, которое стало настоящим прорывом в сфере балетной музыки того времени. Применив всё своё мастерство не только симфониста, но и драматурга, Чайковский в «Спящей красавице» создал новый вид программной симфонической музыки и этим сделал данное произведение своеобразным эталоном в хореографическом жанре.

Хореография постановки не отставала от музыкальной составляющей балета. Мариус Петипа воплотил совершенство движений в каждом акте, сделав танец невероятно логичным и продуманным до мельчайших деталей. Именно благодаря его стараниям «Спящая красавица» превратилась в хрестоматию классического балета, вобрав в себя все самые изысканные и тончайшие его элементы.

Мариус Петипа
Мариус Петипа

Балет «Спящая красавица», задав высокий стандарт для многих поколений вперед, признан настоящим мировым шедевром балетного искусства. Ошеломительный успех спектакля в 1890 году эхом аплодисментов повторяется и в наши дни. Бессмертная музыка Чайковского, классическая хореография с оригинальными элементами, роскошные декорации и изысканные костюмы, волшебство детской сказки и глубинные проблемы извечных философских вопросов — все это слилось в невероятное по красоте и помпезности зрелище, которое непременно стоит увидеть.

Источник: https://soundtimes.ru/detskie-spektakli/spyashchaya-krasavitsa

Сказки
3041 интересуется