Как в странах Юго-Восточной Азии и СНГ реализуются проекты ГЧП.
Набирающий силу тренд развития торгово-экономических связей с партнерами из дружественных России стран повышает значимость практического опыта применения государственно-частных проектов (ГЧП) в странах Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и ближайших соседей — СНГ. «Эксперт» изучил основные черты таких проектов, достижения и ошибки ближайших и довольно удаленных партнеров нашей страны в реализации концессионных соглашений в сферах транспорта, городской инфраструктуры и ЖКХ.
Ближние соседи
Из стран СНГ лучше всего институт ГЧП развит в Казахстане и Узбекистане, где есть накопленная база реализованных проектов. В Азербайджане закон о ГЧП был принят только в конце 2022 года. В Беларуси, несмотря на полностью прописанную законодательную базу, данных о количестве реализованных проектов в сфере ГЧП нет. На сайте Министерства экономики в профильном разделе значится, что «в настоящее время в Беларуси поступательно идет процесс внедрения механизма ГЧП».
Пример Узбекистана показывает, что многого достичь можно даже за сравнительно небольшой срок. Закон о ГЧП появился в стране весной 2019 года. По данным Министерства экономики и финансов Узбекистана, за неполные четыре года с момента принятия закона в формате ГЧП реализуется 662 проекта в самых разных сферах: от инфраструктурных до социальных. Только за первый квартал текущего года в стране было подписано еще 25 соглашений по проектам ГЧП общей стоимостью $285,8 млн. При этом среди концессионеров присутствуют не только местные, но и международные компании. Например, в этом году саудовская компания ACWA Power выиграла тендер на проект строительства и управления ветроэлектростанцией мощностью 200 МВт с системой хранения электроэнергии мощностью 100 МВт в Республике Каракалпакстан. Стоимость проекта — $262,65 млн.
За тысячу перевалило число проектов ГЧП в Казахстане. По данным Министерства национальной экономики Казахстана, на 1 марта 2023 года заключено 1083 договора на общую сумму 2141 млрд тенге (около 397,74 млрд руб.). Из них 216 проектов находятся в инвестиционной стадии, 579 — в стадии эксплуатации. В 2018 году казахский Госцентр ГЧП получил аккредитацию Европейского банка реконструкции и развития, выступив в качестве разработчика и консультанта по проектам ГЧП.
«Хотелось бы отметить тренд на активное взаимодействие и обмен опытом развития ГЧП между Россией и, в частности, странами ЕАЭС и СНГ. Именно такое взаимодействие может стать основой для запуска трансграничных ГЧП-проектов», — говорит старший управляющий партнер ВЭБ.РФ по ГЧП Павел Селезнев.
Отраслевой срез по заключенным договорам
Юго-Восточная Азия
В большинстве стран — членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) ГЧП продвигается как важный, но пока, скорее, дополняющий госпрограммы и частные инвестпроекты инструмент. Аналитики Азиатского банка развития (АБР) отмечают, что в пяти основных странах, развивающих ГЧП (Индонезия, Малайзия, Филиппины, Таиланд и Вьетнам), доля таких проектов в формировании ВВП составляет менее 1%.
Тем не менее это превышает общемировой показатель. По данным Глобального инфраструктурного хаба, во всем мире частные инвестиции в инфраструктурные проекты составляют всего 0,2% от общемирового ВВП.
По мнению исследователей из АБР, слабость госуправления часто является причиной неудач и основных проблем в реализации концессионных проектов. В своем отчете «Развитие государственно-частного партнерства в Юго-Восточной Азии» они приводят в качестве примера Индонезию, где из-за проблем с госуправлением несколько проектов ГЧП были отменены и стали проектами, полностью финансируемыми государством. Исследователи АБР делят страны — члены АСЕАН на две группы: страны с прогрессивным и более развитым ГЧП (Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд) и с менее развитым ГЧП (Бруней, Камбоджа, Лаос, Мьянма и Вьетнам).
У стран из первой группы больше возможностей для привлечения кредитов, совместного финансирования инфраструктурных проектов, особенно городской инфраструктуры. Кроме того, развитые рынки капитала (некоторые находятся на зрелой стадии) и система управления финансами сводят к минимуму возможность дефолта. Правовая система стран этой группы в целом является полной, относительно понятной и предсказуемой. Этих факторов достаточно, чтобы привлечь институциональных инвесторов.
В Камбодже, Лаосе, Малайзии и на Филиппинах ГЧП все еще находится на ранней стадии развития, поэтому большинство крупных инфраструктурных проектов пока поступает из государственных фондов, включая кредиты, и в меньшей степени — в формате концессионных соглашений от частных инвесторов.
Сама институционализация механизма ГЧП в странах Юго-Восточной Азии проходит по-разному. Некоторые страны создают специальные подразделения. В других ГЧП является частью более крупного инвестиционного или государственного института. На Филиппинах был создан Центр ГЧП, который выступает в качестве единой службы для управления всеми процессами. Вьетнам создал Управление ГЧП при Министерстве планирования и инвестиций как универсальное подразделение, отвечающее за национальную координацию проектов ГЧП.
В Индонезии за программы ГЧП отвечает несколько ведомств, в том числе Агентство по планированию национального развития, Министерство финансов и другие отраслевые министерства, чью деятельность координирует министр по экономическим вопросам. Для ускорения реализации приоритетных инфраструктурных проектов еще в 2014 году начал работу комитет по политике ускорения предоставления инфраструктуры, который определяет список приоритетных национальных проектов и координирует их реализацию. Впрочем, такая разветвленная система и наличие нескольких ведомств, отвечающих за ГЧП, потенциально приводят к дублированию полномочий и усложняют процедуру получения разрешений и лицензий.
В страновом разрезе
После объявления на Индонезийском инфраструктурном саммите в 2005 году курса страны на рост проектов ГЧП по факту их количество не увеличилось, несмотря на прогресс в становлении нормативно-правовой базы (пересмотрены положения о сфере применения ГЧП, приобретении земли и государственной поддержке (то есть гарантии и платежи за готовность). Вплоть до 2015 года первым и единственным нацпроектом стало строительство электростанции в Батанге в провинции Центральная Ява в 2011 году. Причем финансовое закрытие этого проекта все время откладывалось из-за проблем с землеотводом, и все финансовые нюансы между государством и концессионером были урегулированы только в конце 2016 года.
Филиппинский Центр ГЧП оказался более прогрессивным. В 2010–2018 годах через него было заключено всего шесть контрактов ГЧП, зато на общую сумму около $6,4 млрд. На текущий момент на сайте Национального центра ГЧП в списке значится 44 проекта. Практически все они связаны с инфраструктурой, включая реконструкцию и благоустройство морских портов и дорог. Среди завершенных проектов — скоростная автомагистраль международного аэропорта имени Ниноя Акино, новое здание пассажирского терминала международного аэропорта «Мактан-Себу» и проект станции массового водоснабжения в Булакане.
В Таиланде ГЧП начало использоваться еще с начала 1990-х годов, в том числе для искоренения коррупции при госзакупках. В 2013 году в стране был принят закон о частных инвестициях в государственные предприятия, содержащий дополнительные положения, направленные на поощрение инвестиций в рамках ГЧП. Согласно отчету тайского Государственного управления по политике в области предпринимательства, реализовано 44 проекта ГЧП в различных сферах.
По мнению аналитиков из АБР, главный риск частных инвесторов при вложениях в инфраструктурные проекты ГЧП в странах Юго-Восточной Азии — это возможность изменения нормативных актов или правил игры со стороны государства.
Инвесторы тратят месяцы и миллионы, чтобы получить долгожданную концессию, а правительство может без причины отложить или вообще отменить тендер.
Поэтому, несмотря на оформившуюся во многих странах законодательную базу о ГЧП, детальные коммерческие контракты все еще играют важную роль.
Еще один важный критерий, который будет весомым не только для макрорегиона, но и для проектов ГЧП во всех странах мира, — активное использование всех возможностей и механизмов привлечения частного соинвестирования — как с долговых и фондовых рынков, так и через сотрудничество с крупными институциональными инвесторами, такими как пенсионные фонды, страховые компании или инвестбанки.
Автор: Надежда Померанцева
Материалы по теме:
- Потепление отключает освещение. Изменения климата делают планету не только жарче, но и темнее
- Глава ФРС сыграл на рубль. Выступление Джерома Пауэлла вызвало взлет цен на сырьевые ресурсы
- Что-то вы темните. Взгляд сверху на экономическую свободу
- Россия и Китай обсудили партнерство. В Москве встретились главы правительств двух стран
Все материалы «Эксперта» на expert.ru
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag