Веселая, невероятно музыкальная, живая и подвижная актриса, она была обаятельна и красива. 105 лет назад – в 1919 году – в Астрахани в семье выдающегося дирижера Василия Васильевича Целиковского (1900-1958) и оперной певицы родилась народная артистка России (1963) Людмила Васильевна Целиковская.
Выпускница Вахтанговского училища (1941), актриса Театра имени Евгения Вахтангова (1939-92). На его подмостках она сыграла 40 ролей: Элиза («Соломенная шляпка»), Клариче («Слуга двух господ»), Дениза («Мадемуазель Нитуш»), Мария Нагая («Великий государь»), Беатриче («Много шума из ничего»), Инкен («Перед заходом солнца»), Медынская («Фома Гордеев»), Джульетта («Ромео и Джульетта»), Аглая («Идиот»), Лаура («Маленькие трагедии»), Анна Петровна («Пьеса без названия» Чехова), Лиза («Живой труп»), Паскалова («Коронация»), Пани Анеля («Дамы и гусары»), Домна («Дом на Петербургской стороне»).
Всенародная любовь обрушилась на нее после выхода на экран фильмов «Антон Иванович сердится» (1941, Сима Воронцова), «Сердца четырех» (1941-44, Шура) и «Близнецы» (1945, Люба Карасева). До этого она сыграла пионервожатую Валю в фильме «Молодые капитаны», 1939. Кстати, 20-летние солдаты Великой Отечественной, идя в атаку, кричали: «За Родину! За Целиковскую!».
Она говорила: «Меня правительство не поддерживало. Например, когда выходила какая-нибудь комедия Александрова, во всех газетах появлялись статьи. И всех действующих лиц расхваливали. Когда же выходили фильмы Константина Юдина («Сердца четырех», «Близнецы»), их ругали. И я всегда чувствовала, что для руководства почему-то я актриса второго сорта. Мода, видно, была такая. Но меня очень любили простые люди, и это было большой поддержкой. Когда за «Ивана Грозного» (в фильме Сергея Эйзенштейна она великолепно сыграла царицу Анастасию) всем дали Сталинскую премию – за 1-ю серию, то меня Сталин вычеркнул из списка премируемых. Сказал: «Царицы такими не бывают». Так что у меня за всю жизнь даже наград никаких не было».
На съемках «Воздушного извозчика» (1943) она познакомилась с блестящим актером Михаилом Жаровым и стала его женой, (это был ее третий брак; первым мужем был актер Юрий Алексеев-Месхиев, вторым – писатель Борис Войтехов). Они вместе играли и в «Беспокойном хозяйстве» (1946). Ее четвертым мужем стал знаменитый архитектор Каро Алабян, а после его смерти – главный режиссер Театра на Таганке Юрий Любимов. «С Юрием Петровичем мы жили хорошо и расстались хорошо».
Последней работой Людмилы Целиковской в кино стала роль Гурмыжской в картине Владимира Мотыля «Лес» (1979).
Умерла 3 июля 1992 года.
* * *
Спасибо за доброе отношение, лайки, комментарий, подписку. Это помогает и заставляет продолжать работать для вас.
#Целиковская #актриса #театр #кино #звезда