В Курской области расчёт «Гиацинт-Б» гвардейского самоходного артиллерийского полка из добровольцев ежедневно утюжит позиции противника.
До позиции «Гиацинта» группировки войск «Север» путь оказался неблизким. Проехав Рыльск, надеваем «железо» – шлем, броник, проверяем аптечку. Здесь это не желание порисоваться, а суровая необходимость – небо неспокойно, недостатка в «птичках» противник не испытывает. По дороге в сторону Коренева наш дрон-детектор «скулит»: DJI – отмахиваемся мы. И тут «Булат» разрывается нервным писком.
– FPV, гони! – кричим мы водителю, и наша видавшая виды «Лада» разгоняется до немыслимых 170 км/ч… Успели, выдыхаем, почти на месте. Подъезжаем к точке – ничем не примечательной лесополосе, прячем машину. Сопровождающий нас офицер сразу предлагает зайти в лес, чтобы не прятаться, как побывавшие здесь ранее «коллеги», в кукурузном поле по соседству. Идём осторожно, раздвигая ветви деревьев и смотря во все стороны. И всё равно не замечаем накрытого масксетью «Урала».
– Маскировка – наше всё, – объясняет вышедший навстречу нам командир немолодой старший лейтенант с позывным «Оскол». Как я позже узнал – мобилизованный. – Да чего меня снимать, – скромно говорит он коллегам, телевизионщикам, – лучше с моими парнями поговорите. Они у меня огонь, каждый заряженный похлеще иных профи, все с опытом, герои.
Мой собеседник – замковый, а порой и заряжающий с позывным «Мамба». Порой – это потому, что все ребята в этом расчёте взаимозаменяемы. Вместе ещё с учебного полигона, должности распределяли сами исходя из способностей каждого. «Мамба» – доброволец, как, впрочем, и все тут. Прошёл КМБ, а после изучения азов военной науки начал осваивать профессию артиллериста в учебном центре. На артиллерийском полигоне в составе расчёта изучал матчасть, порядок приведения к боевой работе, заряжание, участвовал в стрельбах.
– Нас обучали на Д-30, на «Рапире», и вот на «Гиацинте». Я очень доволен, что здесь мне досталось работать на таком орудии. Мощное, дальнобойное! Одно из самых грозных в ствольной артиллерии, – похвастался «Мамба». – Иногда бывает трудно, всё-таки снаряды не маленькие по весу. Бывает, что гильза застрянет, да-да, не только в автомате такое случается, но с этим вместе справляемся.
Мощь и эффективность «Гиацинта» действительно внушительная. 152-мм активно-реактивные снаряды эта огромная пушка способна закидывать на 30 км, но расчёты в основном используют осколочно-фугасные боеприпасы. Бьют по целям на дальность от 15 до 27 км.
В разговоре «Мамба» признаётся, что реальная боевая работа ему нравится больше, чем стрельба по учебным целям.
– Хотя «нравится», наверное, не самое подходящее слово. Скорее ты понимаешь важность, значимость происходящего, – поправляется парень.
Это мнение разделяют и другие ребята. Мне удалось пообщаться с командиром орудия с позывным «Ямал». Он рассказал, что расчёт добровольно вызвался выполнять задачи в приграничном районе.
– Либо в Курскую, либо в Белгородскую область, нам было неважно. Мы просто умоляли нашего офицера, чтобы он договорился и нас не эвакуировали в тыл. У нас было орудие, полный БК, и нам очень сильно хотелось работать. Мы все здесь рады, что не отсиживаемся где-то в части, а действительно занимаемся делом, – рассказал мне «Ямал».
Для самого «Мамбы» эти края родные. Он родился в Белгородской области, до призыва жил в Валуйках. Когда началась спецоперация, помогал копать окопы как волонтёр. А как только исполнилось 18, встал на защиту своего дома как военнослужащий.
152-мм активно-реактивные снаряды эта пушка способна закидывать на 30 км, но расчёты используют осколочно-фугасные боеприпасы
– Родные волнуются за меня, конечно. Но я успокаиваю, я здесь их берегу, говорю, что у нас очень слаженный расчёт, друг за друга держимся. Никто не паникует, если работаем по целям. Командир грамотный, даёт чёткие указания. 6 августа, когда вторжение ВСУ началось, мы первое время не знали подробностей. Нам цели пришли, мы отработали. Потом уже узнали, что и как. Оказалось, попали. Все вместе решили, что не отступим ни за что, – добавил замковый, а я подумал, что характер у парня железный.
Этот молодой, но такой решительный парень спокойно рассказывал о том, что расчёт почти не сидит на месте. Приходится постоянно менять огневые позиции.
«Гиацинт-Б» – орудие буксируемое. В работе парням помогает высокопроходимый «Урал». С его помощью можно колесить по бездорожью, заезжать в лесополосы, словом, выбирать наиболее безопасную и эффективную позицию для стрельбы.
– Перекатываемся часто! Жжём колонны техники ВСУ, по артиллерийским орудиям бьём, танк как-то накрыли, есть ещё цели типа пехоты или техники РЭБ, – делится артиллерист.
Оказалось, что вместе с ним в батарее служит двоюродный брат. Парни по-родственному поддерживают друг друга и задумываются о контракте с Минобороны. Оба убеждены, что быть верными присяге и защищать Родину – долг любого мужчины.
– Ты должен всё время идти вперёд. Принял присягу – бей врага, нельзя сдаваться, – закончил «Мамба».
Мнение этих ребят полностью поддерживает их земляк «Оскол» – командир взвода. В Белгородской области его ждут жена и сын. Мобилизовался он в числе первых, без всяких повесток. Звание старшего лейтенанта получил в 2003 году после института с военной кафедрой. Во время срочной службы в армии был как раз артиллеристом, но на 2С3 «Акация».
В Курской области «Оскол» не так давно – с апреля этого года, ещё недавно выполнял задачи на сватовском направлении. Потом поступил приказ передислоцироваться сюда. С начала спецоперации его полк выполняет задачи на разных направлениях, а за особые заслуги и героизм Указом Президента РФ получил почётное наименование «гвардейский». Здесь, в Курской области, батарея стояла с февраля 2022 года.
– Она прикрывала границу. И, как оказалось, не зря, – вспоминает старший лейтенант. – Получили указание на поражение цели. Выполнили, ждали новые вводные, подвоз боеприпасов. Было сложно, потому что беспилотники вражеские летали. Приходилось тщательно маскироваться.
Артиллерист добавил, что первые дни после вторжения, конечно, стали самыми напряжёнными для бойцов. Сейчас намного легче, хотя каждый раз расчёт проделывает большую работу, чтобы определить наиболее эффективную позицию для стрельбы. В этом им помогают расчёты БпЛА, которые дают координаты, позволяющие наводить орудие и корректировать поражение целей.
– Стараемся первый снаряд «положить» максимально точно, чтобы со второго уже на сто процентов закрыть цель. И всегда попадаем. Иногда и пристрелочным удаётся, но погода разная, да и местность, поэтому «птички» нам подсказывают. Приятно, когда потом по рации говорят: «Молодцы, танк на закрытой огневой уничтожили», или скопление пехоты. У нас калибр 152 мм, если прямое попадание будет – мало не покажется! – рассказал командир.
Пока разговаривали, я обратил внимание, что парни в большинстве своём молодые. Кто-то после учебных заведений, кто-то успел поработать на гражданке, как, например, тот самый командир орудия «Ямал», по совпадению оказался моим коллегой – журналистом. Есть и водители, их особенно ценят на фронте.
– Личный состав у меня отличный! Толковые ребята. Понимают обстановку, не теряются, не пугаются. С этим расчётом я с самой Суджи иду. Перекатываемся, меняем позиции и вот теперь здесь. Выполняют парни всё быстро: стрельба, маскировка после удара. Орудие у нас тяжелоё, большое, и это не так просто. Но парни – профессионалы, и по нам никогда не было ответного огня или атак дронов, – поделился старлей. – Не стоит, я считаю, выделять кого-то одного. Они все молодцы. Каждый достоин награждения даже за то, что не стушевался, а выполнил свой долг. Больше всего мне нравится, что они работают честно, работают просто, по совести, – на прощание высказался командир.
Мобилизованный, доброволец, призывник. Здесь это неважно. Воины-гвардейцы остаются верными присяге, служат с честью, надёжно обеспечивая безопасность Родины и мирную жизнь.