Найти тему
Наука и фантастика

"Гравитация", или 33 несчастья

Оглавление

Фильм "Гравитация" вышел на экраны в 2013 году. Режиссер - Альфонсо Куарон, картина американо-британская, в главных ролях - Сандра Буллок и Джордж Клуни.

Кадр с сайта фильма
Кадр с сайта фильма

Сюжет

Фильм не новый; все, наверное, давно его посмотрели, поэтому вкратце вспомним сюжет, не боясь спойлеров.

Два астронавта летят на шаттле Эксплорер, чтобы отремонтировать телескоп Хаббл: ветеран космоса Мэтт Ковальский (для него это последний полет перед выходом на пенсию) и молодая женщина-ученый Райан Стоун (она отправилась в космос впервые).

Ковальский постоянно шутит, травит байки, Райан делает свое дело, оставаясь серьезной и сдержанной.

Внезапно начинаются катаклизмы. Их источник выглядит несколько надуманным: якобы, русские (хех, а кто же еще?) взорвали собственный спутник, вышедший из строя, и его обломки мчатся по космосу прямо в сторону Эксплорера.

Интересно, каких же размеров был спутник, если он наделал столько бед? И какая умная голова догадалась избавиться от него таким варварским способом?.. Вроде бы теперь принято аккуратно сводить негодные аппараты с орбиты и топить в необитаемом районе Тихого океана. К тому же нынешние спутники обычно чрезвычайно компактны. А к космосе вокруг Земли и без этого носится много всякого международного мусора.

Естественно, Эксплорер становится жертвой обломков взорванного спутника. И не только Эксплорер - достается также МКС и другим орбитальным станциям.

Два астронавта, вышедшие из Эксплорера для работы с Хабблом, оказываются в открытом космосе. Ковальски умудряется поймать едва не улетевшую с концами Райан и вместе с ней добраться с помощью автономных реактивных ранцев до МКС, но позднее жертвует собой, когда понимает, что вдвоем им не выжить. Он отцепляет свой фал и отправляется в последний путь к звездам, выражая уверенность в том, что Райан проникнет в МКС и справится со всеми испытаниями.

Ну, и дальше начинаются пресловутые 33 несчастья.

Кадр из фильма. С сайта фильма
Кадр из фильма. С сайта фильма

Всё плохое, что может случиться, случается

В триллерах и боевиках обычно присутствуют некие злодеи или вредители, из-за которых хорошие герои гибнут или подвергаются страшной опасности.

В "Гравитации" злодеев нет (кроме безалаберных русских, взорвавших свой спутник - ну, тут уж как водится, дикие люди, спрос с них маленький). Но от этого никому не легче.

Главный враг человека - космос.

"Я ненавижу космос", - в какой-то момент произносит Райан Стоун.

Еще бы: фактически весь фильм посвящен героическим попыткам одинокой женщины выжить в абсолютно враждебной среде, где, к тому же, постоянно происходят техногенные катастрофы.

МКС покинута экипажем, который спешно улетел на Землю на корабле Союз. Другой пристыкованный к станции Союз запутался в парашютных стропах и не может оторваться от станции. Казалось бы, героиня может скоротать время на МКС и дождаться помощи, ибо продовольствие там имеется, но тогда бы фильм закончился преждевременно. Нужно было устроить на станции пожар! И заставить Райан срочно облачиться в скафандр Сокол и выйти наружу, чтобы перерезать парашютные стропы и улететь с горящей МКС в сторону китайской станции Тяньгунь.

Наш скафандр Сокол, использованный в фильме. Фото из Википедии
Наш скафандр Сокол, использованный в фильме. Фото из Википедии

Но вот засада: в корабле Союз, оказывается, нет топлива.

Райан пытается связаться с Землей и случайно выходит на контакт с эскимосом-радиолюбителем. Там у него плачет младенец, лают собаки, жизнь течет своим чередом...

Женщина решает, что возвращение невозможно, и лучше по-тихому умереть, стравив кислород. Из-за кислородного голодания у нее начинается галлюцинация: она видит Мэтта Ковальски в соседнем кресле, и он советует ей приготовить "Союз" к мягкой посадке, потому что старт и посадка - это технологически почти одно и то же. Тяги стартовых ракет должно хватит до Тяньгуня.

Кадр из фильма. Редкий момент, когда Клуни - без шлема, так что видна его мимика.
Кадр из фильма. Редкий момент, когда Клуни - без шлема, так что видна его мимика.

Как говорится, "бешеной собаке семь вёрст не крюк". Неубиваемая героиня, не успев толком ни отдохнуть, ни поесть, вынуждена снова совершать нечеловеческие подвиги. В последнюю минуту она отстыковывает Союз и летит к китайцам буквально на честном слове.

Естественно, энергии честного слова не хватает. Тяньгунь - вот он, но там тоже никого нет, а без команды станция неуклонно теряет высоту. Стыковка невозможна.

Последнее средство спасения героини - огнетушитель! Пффафф - и дамочка летит в скафандре на огнетушителе, как ведьма на метле.

Покувыркавшись и побившись о станцию, неубиваемая Райан всё-таки зацепляется на Тяньгунь и забирается в спускаемую капсулу в тот момент, когда станция уже входит в верхние слои атмосферы. На сей раз отстыковка удается, Райан летит к Земле, ей сообщают, что ее засекли, и спасатели уже в пути.

Но куда же без последнего испытания?

Капсула падает в озеро. Райан не успевает выбраться из люка до того, как внутрь хлынет вода. Приходится ждать заполнения капсулы водой и выплывать уже со дна (видимо, там всё-таки не очень глубоко).

Финал: Райан снимает скафандр, поднимается на ноги и уходит прочь от озера. Навстречу новой жизни.

Верю - не верю

Съемки - действительно фантастические. Очень впечатляюще показаны космос, виды на Землю с орбиты, интерьеры станций и капсул. Ну, и скафандры, и прочее снаряжение - всё подлинное, не бутафорское.

Максимально достоверно продемонстрированы также невесомость, процессы выхода в открытый космос, работы на поверхности космических объектов, и тому подобное.

Однако около 60% спецэффектов получены при помощи компьютера и всяких вспомогательных ухищрений. Актеры в космос не летали, снимались в павильоне.

Кадр со съемок. Из свободных источников.
Кадр со съемок. Из свободных источников.

Более того, когда смотришь с дивишься тому, какой физической выносливостью требовалось обладать актерам даже для участия в павильонных съемках, нужно знать, что многое делалось без их прямого участия, а лица Буллок и Клуни были "вставлены" в шлемы скафандров с помощью компьютерных ухищрений.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Некоторые вопросы вызывают непринужденные перелеты героев в одних скафандрах между весьма отдаленными друг от друга объектами. И особенно, с помощью огнетушителя. "Ну, это же фантастический фильм!" - парировал режиссер.

Но в какой-то момент сакраментальное "не верю!" всплывает в голове, когда количество бедствий, обрушивающихся на хрупкую женщину, начинает превышать все мыслимые пределы.

И начинаются вопросы - с точки зрения здравого смысла.

Что же это за обломки спутника, которые носятся вокруг Земли по стабильной орбите, сшибая все встречные аппараты, вызывая пожар на МКС и не думая снижаться и сгорать в плотных слоях атмосферы?.. Такое вообще возможно? Китайская станция снижается - а этот мусор летает с бешеной скоростью, как ни в чем не бывало?..

Хорош вообще мусор, которому удалось вывести из строя и американский корабль, и две орбитальные станции...

И реальна ли ситуация, когда с обеих орбитальных станций, МКС и Тяньгун, срочно эвакуируется весь экипаж? Мы сейчас наблюдаем за ситуацией, когда двое американских астронавтов "застряли" на МКС из-за неисправности нового корабля Старлайнер - так ведь операция по их возвращению отложена до февраля 2025 года. Количество мест в спускаемых аппаратах ограниченно, нельзя просто так всем запихнуться в одну коробочку и рвануть на Землю. Более того, скафандры должны соответствовать параметрам конкретного корабля. Я сильно не уверена, что русский скафандр Сокол подойдет к ложементу китайского спускаемого аппарата.

Да и вообще бросить на орбите неуправляемую станцию, и даже две - это не хорошо, мягко скажем. Хотя бы потому, что станция со всем оборудованием стоит огромных денег. А ее разрушение в космосе причинит еще больше бед, чем пресловутый взорванный спутник - станция-то огромная. Если же такая махина рухнет на Землю в неуправляемом режиме, она и там наделает шороху.

То, как легко героиня проникает на обе станции, просто открыв нужный люк (не без физических усилий, конечно!), заставляет думать, будто вся космическая техника давно унифицирована, и будто ученую даму Райан Стоун заранее обучали пользоваться всеми этими устройствами. В том числе - китайскими. Боюсь, что это тоже из области фантастики.

Кстати, управлять космолетами она не умеет - это показано в сцене, где она судорожно пытается сообразить, как поладить с кораблем Союз, пользуясь печатной инструкцией. Для мозгов учёного задача оказывается посильной, но ведь потом еще и китайский аппарат - а там, вероятно, свои секреты, причем на китайском.

Короче говоря, триллер получился суперский - можно было бы добавить к названию фильма сакраментальное "33 несчастья".

Что хорошо

Хороши, помимо чрезвычайно красивых и эффектных съемок, создающих полную иллюзию пребывания в космосе, работы обоих выдающихся актеров. Образ Мэтта Ковальски, созданный Джорджем Клуни, излучает неодолимое обаяние. Это герой, который постоянно шутит и балагурит, не позволяя себе потерять голову и поддаться панике. При этом вплоть до сцены галлюцинации мы видим его лицо только через шлем скафандра. То есть, играть приходится очень ограниченными средствами, глазами (их тоже не всегда видно) и голосом.

Момент, когда Мэтт отцепляет свой фал, чтобы Райан смогла выжить. Из открытых источников.
Момент, когда Мэтт отцепляет свой фал, чтобы Райан смогла выжить. Из открытых источников.

Сандра Буллок тоже на высоте. Выбор актрисы на главную роль оказался безошибочным. У нее умное и интеллигентное лицо. Сразу веришь, что она действительно серьезный ученый, а не просто голливудская красотка в роли ученой дамы. Хотя в космос ее за казенный счет не посылали, трудиться пришлось в поте лица - и принимать невероятные позы (нужна кошачья пластика), и висеть на канатиках, изображая движение в невесомости, и сниматься под водой. Ну, и скафандр тоже был настоящим, не бутафорским.

При том, что героине приходится совершать нечеловеческие подвиги, Сандра Буллок играет не супер-леди, а нормальную женщину, которая в минуты смертельной опасности кричит, плачет, причитает, - словом, ведет себя естественно и весьма эмоционально.

И всё-таки мне показалось, что с катаклизмами тут некоторый перебор. Можно было бы хотя бы не топить Райан напоследок. Ибо не очень-то верится, что после всего пережитого у нее хватило бы физических сил всплыть со дна озера. Впрочем, кадры, где она буквально припадает к земле, наконец-то ощущая себя дома, тоже сильно впечатляют.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Воздух, земля, вода - наша родная среда.

Но соприкосновение с космосом и его опасностями заставляет каждого переоценить свои взгляды на жизнь вообще и на свою жизнь в частности.

Возможно, это главный итог фильма, который, несомненно, представляет собой нечто большее, нежели эффектный триллер с харизматичной героиней.

Наука
7 млн интересуются