Фильм "Гравитация" вышел на экраны в 2013 году. Режиссер - Альфонсо Куарон, картина американо-британская, в главных ролях - Сандра Буллок и Джордж Клуни.
Сюжет
Фильм не новый; все, наверное, давно его посмотрели, поэтому вкратце вспомним сюжет, не боясь спойлеров.
Два астронавта летят на шаттле Эксплорер, чтобы отремонтировать телескоп Хаббл: ветеран космоса Мэтт Ковальский (для него это последний полет перед выходом на пенсию) и молодая женщина-ученый Райан Стоун (она отправилась в космос впервые).
Ковальский постоянно шутит, травит байки, Райан делает свое дело, оставаясь серьезной и сдержанной.
Внезапно начинаются катаклизмы. Их источник выглядит несколько надуманным: якобы, русские (хех, а кто же еще?) взорвали собственный спутник, вышедший из строя, и его обломки мчатся по космосу прямо в сторону Эксплорера.
Интересно, каких же размеров был спутник, если он наделал столько бед? И какая умная голова догадалась избавиться от него таким варварским способом?.. Вроде бы теперь принято аккуратно сводить негодные аппараты с орбиты и топить в необитаемом районе Тихого океана. К тому же нынешние спутники обычно чрезвычайно компактны. А к космосе вокруг Земли и без этого носится много всякого международного мусора.
Естественно, Эксплорер становится жертвой обломков взорванного спутника. И не только Эксплорер - достается также МКС и другим орбитальным станциям.
Два астронавта, вышедшие из Эксплорера для работы с Хабблом, оказываются в открытом космосе. Ковальски умудряется поймать едва не улетевшую с концами Райан и вместе с ней добраться с помощью автономных реактивных ранцев до МКС, но позднее жертвует собой, когда понимает, что вдвоем им не выжить. Он отцепляет свой фал и отправляется в последний путь к звездам, выражая уверенность в том, что Райан проникнет в МКС и справится со всеми испытаниями.
Ну, и дальше начинаются пресловутые 33 несчастья.
Всё плохое, что может случиться, случается
В триллерах и боевиках обычно присутствуют некие злодеи или вредители, из-за которых хорошие герои гибнут или подвергаются страшной опасности.
В "Гравитации" злодеев нет (кроме безалаберных русских, взорвавших свой спутник - ну, тут уж как водится, дикие люди, спрос с них маленький). Но от этого никому не легче.
Главный враг человека - космос.
"Я ненавижу космос", - в какой-то момент произносит Райан Стоун.
Еще бы: фактически весь фильм посвящен героическим попыткам одинокой женщины выжить в абсолютно враждебной среде, где, к тому же, постоянно происходят техногенные катастрофы.
МКС покинута экипажем, который спешно улетел на Землю на корабле Союз. Другой пристыкованный к станции Союз запутался в парашютных стропах и не может оторваться от станции. Казалось бы, героиня может скоротать время на МКС и дождаться помощи, ибо продовольствие там имеется, но тогда бы фильм закончился преждевременно. Нужно было устроить на станции пожар! И заставить Райан срочно облачиться в скафандр Сокол и выйти наружу, чтобы перерезать парашютные стропы и улететь с горящей МКС в сторону китайской станции Тяньгунь.
Но вот засада: в корабле Союз, оказывается, нет топлива.
Райан пытается связаться с Землей и случайно выходит на контакт с эскимосом-радиолюбителем. Там у него плачет младенец, лают собаки, жизнь течет своим чередом...
Женщина решает, что возвращение невозможно, и лучше по-тихому умереть, стравив кислород. Из-за кислородного голодания у нее начинается галлюцинация: она видит Мэтта Ковальски в соседнем кресле, и он советует ей приготовить "Союз" к мягкой посадке, потому что старт и посадка - это технологически почти одно и то же. Тяги стартовых ракет должно хватит до Тяньгуня.
Как говорится, "бешеной собаке семь вёрст не крюк". Неубиваемая героиня, не успев толком ни отдохнуть, ни поесть, вынуждена снова совершать нечеловеческие подвиги. В последнюю минуту она отстыковывает Союз и летит к китайцам буквально на честном слове.
Естественно, энергии честного слова не хватает. Тяньгунь - вот он, но там тоже никого нет, а без команды станция неуклонно теряет высоту. Стыковка невозможна.
Последнее средство спасения героини - огнетушитель! Пффафф - и дамочка летит в скафандре на огнетушителе, как ведьма на метле.
Покувыркавшись и побившись о станцию, неубиваемая Райан всё-таки зацепляется на Тяньгунь и забирается в спускаемую капсулу в тот момент, когда станция уже входит в верхние слои атмосферы. На сей раз отстыковка удается, Райан летит к Земле, ей сообщают, что ее засекли, и спасатели уже в пути.
Но куда же без последнего испытания?
Капсула падает в озеро. Райан не успевает выбраться из люка до того, как внутрь хлынет вода. Приходится ждать заполнения капсулы водой и выплывать уже со дна (видимо, там всё-таки не очень глубоко).
Финал: Райан снимает скафандр, поднимается на ноги и уходит прочь от озера. Навстречу новой жизни.
Верю - не верю
Съемки - действительно фантастические. Очень впечатляюще показаны космос, виды на Землю с орбиты, интерьеры станций и капсул. Ну, и скафандры, и прочее снаряжение - всё подлинное, не бутафорское.
Максимально достоверно продемонстрированы также невесомость, процессы выхода в открытый космос, работы на поверхности космических объектов, и тому подобное.
Однако около 60% спецэффектов получены при помощи компьютера и всяких вспомогательных ухищрений. Актеры в космос не летали, снимались в павильоне.
Более того, когда смотришь с дивишься тому, какой физической выносливостью требовалось обладать актерам даже для участия в павильонных съемках, нужно знать, что многое делалось без их прямого участия, а лица Буллок и Клуни были "вставлены" в шлемы скафандров с помощью компьютерных ухищрений.
Некоторые вопросы вызывают непринужденные перелеты героев в одних скафандрах между весьма отдаленными друг от друга объектами. И особенно, с помощью огнетушителя. "Ну, это же фантастический фильм!" - парировал режиссер.
Но в какой-то момент сакраментальное "не верю!" всплывает в голове, когда количество бедствий, обрушивающихся на хрупкую женщину, начинает превышать все мыслимые пределы.
И начинаются вопросы - с точки зрения здравого смысла.
Что же это за обломки спутника, которые носятся вокруг Земли по стабильной орбите, сшибая все встречные аппараты, вызывая пожар на МКС и не думая снижаться и сгорать в плотных слоях атмосферы?.. Такое вообще возможно? Китайская станция снижается - а этот мусор летает с бешеной скоростью, как ни в чем не бывало?..
Хорош вообще мусор, которому удалось вывести из строя и американский корабль, и две орбитальные станции...
И реальна ли ситуация, когда с обеих орбитальных станций, МКС и Тяньгун, срочно эвакуируется весь экипаж? Мы сейчас наблюдаем за ситуацией, когда двое американских астронавтов "застряли" на МКС из-за неисправности нового корабля Старлайнер - так ведь операция по их возвращению отложена до февраля 2025 года. Количество мест в спускаемых аппаратах ограниченно, нельзя просто так всем запихнуться в одну коробочку и рвануть на Землю. Более того, скафандры должны соответствовать параметрам конкретного корабля. Я сильно не уверена, что русский скафандр Сокол подойдет к ложементу китайского спускаемого аппарата.
Да и вообще бросить на орбите неуправляемую станцию, и даже две - это не хорошо, мягко скажем. Хотя бы потому, что станция со всем оборудованием стоит огромных денег. А ее разрушение в космосе причинит еще больше бед, чем пресловутый взорванный спутник - станция-то огромная. Если же такая махина рухнет на Землю в неуправляемом режиме, она и там наделает шороху.
То, как легко героиня проникает на обе станции, просто открыв нужный люк (не без физических усилий, конечно!), заставляет думать, будто вся космическая техника давно унифицирована, и будто ученую даму Райан Стоун заранее обучали пользоваться всеми этими устройствами. В том числе - китайскими. Боюсь, что это тоже из области фантастики.
Кстати, управлять космолетами она не умеет - это показано в сцене, где она судорожно пытается сообразить, как поладить с кораблем Союз, пользуясь печатной инструкцией. Для мозгов учёного задача оказывается посильной, но ведь потом еще и китайский аппарат - а там, вероятно, свои секреты, причем на китайском.
Короче говоря, триллер получился суперский - можно было бы добавить к названию фильма сакраментальное "33 несчастья".
Что хорошо
Хороши, помимо чрезвычайно красивых и эффектных съемок, создающих полную иллюзию пребывания в космосе, работы обоих выдающихся актеров. Образ Мэтта Ковальски, созданный Джорджем Клуни, излучает неодолимое обаяние. Это герой, который постоянно шутит и балагурит, не позволяя себе потерять голову и поддаться панике. При этом вплоть до сцены галлюцинации мы видим его лицо только через шлем скафандра. То есть, играть приходится очень ограниченными средствами, глазами (их тоже не всегда видно) и голосом.
Сандра Буллок тоже на высоте. Выбор актрисы на главную роль оказался безошибочным. У нее умное и интеллигентное лицо. Сразу веришь, что она действительно серьезный ученый, а не просто голливудская красотка в роли ученой дамы. Хотя в космос ее за казенный счет не посылали, трудиться пришлось в поте лица - и принимать невероятные позы (нужна кошачья пластика), и висеть на канатиках, изображая движение в невесомости, и сниматься под водой. Ну, и скафандр тоже был настоящим, не бутафорским.
При том, что героине приходится совершать нечеловеческие подвиги, Сандра Буллок играет не супер-леди, а нормальную женщину, которая в минуты смертельной опасности кричит, плачет, причитает, - словом, ведет себя естественно и весьма эмоционально.
И всё-таки мне показалось, что с катаклизмами тут некоторый перебор. Можно было бы хотя бы не топить Райан напоследок. Ибо не очень-то верится, что после всего пережитого у нее хватило бы физических сил всплыть со дна озера. Впрочем, кадры, где она буквально припадает к земле, наконец-то ощущая себя дома, тоже сильно впечатляют.
Воздух, земля, вода - наша родная среда.
Но соприкосновение с космосом и его опасностями заставляет каждого переоценить свои взгляды на жизнь вообще и на свою жизнь в частности.
Возможно, это главный итог фильма, который, несомненно, представляет собой нечто большее, нежели эффектный триллер с харизматичной героиней.