Найти в Дзене

Почему британцы отказываются от модели глобальных университетов

Christian Battaglia, unsplash.com
Christian Battaglia, unsplash.com

Британия может отказаться от концентрации усилий на развитии элитарной группы глобальных университетов (world-class university). В своё время эта концепция была навязана многим странам, в том числе и России. Её оппонентом сегодня выступает Университет Лондона. Британский аналитический центр в области высшего образования HEPI опубликовал его доклад «Долой университеты мирового класса: как наши бизнес-модели наносят ущерб всеобщему высшему образованию».

Россия, как мы знаем, свернула подобный проект «5-100» ещё в 2020 году. Он стал хорошей, правда, очень дорогостоящей, прививкой от слепого копирования иностранных концепций. Сегодня, с выходом британского доклада, рушится ключевой плацдарм тиражирования ложной модели университетского развития.

Университет Лондона в британской вузовской системе как раз относился до последнего времени к пулу «избранных». Сегодня он оказался в числе учебных заведений с наибольшими финансовыми проблемами. Министр образования Великобритании Бриджит Филлипсон настроена жестко (цитата по изданию The Guardian):

«Университетам, испытывающим серьезные финансовые трудности, не следует ожидать государственной помощи, несмотря на потери тысяч рабочих мест, закрытие курсов и даже банкротства».
Jakub Zerdzicki, unsplash.com
Jakub Zerdzicki, unsplash.com

Исследователи в области образования Университета Лондона задумались о причинах кризиса и пришли к выводу, что прежняя модель World-class university совершенно не отвечает потребностям сегодняшнего дня.

Автор доклада, директор Голдсмита (независимое подразделение Университета Лондона, специализирующееся в том числе на исследованиях в области образования) профессов Френсис Корнер приводит цитату гендиректора Microsoft AI Мустафы Сулеймана:

«Широкое внедрение искусственного интеллекта во все сферы жизни может принести больше страданий, чем выгод. Если не провести масштабную переподготовку уязвимых групп населения. Люди должны хорошо понимать риски и возможности новых технологий».

Это ещё один аргумент в пользу идеи непрерывного профессионального развития через обучение в течение всей жизни. Более того, Университет Лондона выдвигает тезис, что «для победы в гонке между технологиями и образованием» уместно вести речь о всеобщем доступе к вузовскому образованию.

Экономическая теория спроса и предложения гласит: рост рыночного предложения оказывает понижающее влияние на цену единицы товара. Переложим её на реалии образования и получим очевидный вывод: увеличение доли людей с университетскими дипломами при прочих равных условиях снижает материальную отдачу от высшего образования. При достижении всеобщего высшего образования средняя зарплата его обладателей естественным образом станет общей средней.

ess Bailey, unsplash.com
ess Bailey, unsplash.com

В таких условиях определяющим фактором конкуренции на рынке труда станет не факт наличия университетского диплома, а качество образования, которое за ним стоит. Вопрос в том, как достичь высокого качества и насколько массовым может быть такое образование.

Модель ускоренного развития избранной группы ведущих университетов, представляющих ту или иную страну в университетских рейтингах, была сформулирована в книге Джамиля Салми и Филипа Альтбаха «Дорога к академическому совершенству Становление исследовательских университетов мирового класса» (2011 год). Она базируется на постулатах Генерального плана развития высшего образования Калифорнии 1960 года, среди которых глобальная преподавательская мобильность и «гиперконцентрации государственного финансирования» в пользу узкого круга университетов.

«Калифорнийская идея имела непредвиденные последствия за пределами США. Япония, Китай, Индия, Германия и ряд других стран разработали программы для борьбы за статус университетов мирового класса, оцениваемый по таблицам глобальных рейтингов. Примечательно, что была принята только часть модели. Принципиальное отличие университетов мирового класса в США состоит в поддержании прочных коммерческих связей с основными отраслями промышленности. Без этой связи бизнес-модель «мирового класса» - это просто гонка за престижем с низкой общей отдачей от инвестиций» – говорится в докладе Лондонского университета.
Georg Eiermann, unsplash.com / Кампус Калифорнийского университета в Беркли, ворота Сатер-Гейт
Georg Eiermann, unsplash.com / Кампус Калифорнийского университета в Беркли, ворота Сатер-Гейт
«Наше увлечение моделью «университетов мирового класса» имело негативные системные последствия, истощая ресурсы широкого сектора высшего образования» – констатируют британцы.

Доклад Лондонского университета опубликован HEPI 29 августа текущего года. Почти за полтора года до этого в РФ вышел президентский указ, давший старт пилотному проекту совершенствования вузовской системы. В нём устранена главная ошибка модели «университетов мирового класса» – восстановлен приоритет тесной связи вузов с реальной экономикой.

Мы имеем возможность убедиться в наличии такого симбиоза по отзывам представителей крупных российских компаний, уже подключившихся к участию в проекте в качестве индустриальных партнёров Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II.

Работодатели рассказали о том, каких результатов они ждут от процесса модернизации высшей школы