В наши дни при взгляде на этот довольно мрачный портрет Екатерины II возникает резонный вопрос: "Как художник вообще осмелился написать свою венценосную заказчицу в таком удручающе печальном виде?
Однако в XVIII веке этот портрет Екатерины II выглядел совершенно иначе. Дело в том, что он ни разу не реставрировался и дошел до нашего времени покрытым пожелтевшим от времени 250-летним лаком.
Так, неприятный болотно-серый цвет платья Екатерины II на самом деле золотая парча, а приглушенный, словно пыльный, цвет бархатного полога за спиной императрицы ярко алый и т.п.
Аналогично и потускневшие, почти слившиеся с фоном портрета корона, держава и скипетр Екатерины Великой в момент написания картины блистали и привлекали к себе всеобщее внимание.
Чтобы понять, каким портрет Екатерины II кисти Рослина был изначально, нужно посмотреть на его работы в других музеях:
Без сомнения, портрет Екатерины II скрывает такие же чудеса виртуозной живописи.
Кстати, здесь возникает вопрос к Эрмитажу: почему в музее до сих не привели в порядок этот выдающийся во всех отношениях потрет великой императрицы?
Но вернемся к теме статьи: А чем, собственно, была так возмущена Екатерина Великая, когда назвала этот портрет "шведской кухаркой"?
Как мне кажется, все дело в выражении лица Екатерины II.
Императрица на портрете Рослина выглядит мягкой (даже доброй) и абсолютно не величественной (как простая, не наделенная властью женщина).
Похоже, что Александр Рослин, как тонкий психолог, увидел в личности Екатерины II те черты характера, которые она хотела бы скрыть от взглядов подданых.