В фильме присутствует противоречие. Жизнь в потребительском обществе и недовольство им приводит к героя к созданию собственной секты, однако, логичное развитие этой секты, призванное устроить революцию и уничтожить общество потребления, ( "я вижу как олени пасутся там, где раньше были небоскребы"-говорит Тайлер Дерден), герой почему то обрывает внутри себя (борьба с альтер-эго Тайлером Дерденом). И убийство Дердена.
Ну и о чем тогда кино? Трансформация, намечавшаяся всю ленту и пришедшая к логическому завершению, почему -то отвергается и героем и автором книги.
Это логическая ошибка устраняется - если рассматривать ее с точки зрения обретения отцовской фигуры.
Герой произведения -- человек брошенный отцом. Фигуру замещения он находит в Тайере, Тайлер обучает его быть собой, дает то что должен был дать отец.
Один из тех, с кем конкурирует герой первую половину фильма -- его начальник. И тем он ему не нравится и этим, да его начальник лжец и представитель общества потребления, но зачем же его так шпынять и издеваться над ним? Начальник противен герою, собственный отец (с которым у него внутренний неразрешенный конфликт ) ему противен.
Тайлер занимается сексом с Марлой - и снова герой вспоминают семью, "мои родители также занимались сексом и не разговаривали напрямую друг с другом, только через меня".
"Я снова один. Сперва мой отец бросил меня. Потом Тайлер также бросил меня". -говорит герой сам себе, когда в третьем акте фильма Тайлер внезапно исчезает.
Отправляясь на поиски Тайлера, герой путем логических вычислений обнаруживает, что он сам и есть Тайлер.
Постепенно, шаг за шагом, герой познает и приходит к освоению вытесненой мужской энергии, мужского архетипа.
В сложном сознании ребенка, отец отвечает а за умение выживать. За обретение смысла жизни.
Отец -- ярость, агрессия, энергия, которую ребенок должен воспринять и упорядочить. Тайлер проделывает все это со своим подопечным, открывает в нем агрессивное, подавленное начало, а потом исчезает. Для завершающего формирования личности фигура отца должна быть
а) октрыта (знакомство, принятие)
б) освоена
и
в) после отброшена ассимилирована сознанием.
Отец должен быть превзойден, переосмыслен, иначе мальчик никогда не сможет действовать самостоятельно, тень отца, помощника и учителя, превратится в тень деспота и душителя, и будет мешать а не помогать.
Духовный учитель должен исчезнуть,чтобы человек научился действовать сам.
Герой ищет Тайлера, а потом находит его в себе, и , в конце концов, объединяет обе личности.