Какое-то название, гм.. не очень громкое, скажет читатель, а между тем, это не рядовая драка у какого-то Парамона между сараем и курятником. И настолько не рядовая, что в летописи попала. И напрямую повлияла на дальнейшую нашу историю. (Вспомнилось отчего-то Бородино, родовое гнездо Дениса Давыдова)
Но, вернёмся в XI век.
Буду приводить текст Повести Временных Лет, по поводу которого и выложу своё видение произошедших событий.
Итак. На дворе 1015 год. Год смерти Владимира Святославича Красно Солнышко, Крестителя и куча других эпитетов. В Новгороде сидит один из его сыновей, будущий Мудрый, Ярослав Владимирович.
Ярославу же не вѣдущю отни смерти, варязи бяху мнози у Ярослава и насилье творяху новгородьцемь.
Тов. летописец п͟о͟д͟ч͟ё͟р͟к͟и͟в͟а͟е͟т͟, Ярослав не в курсе, что в Киеве умер его отец, но варягов у него много.
И так им скучно стало, что начали они новгородцев поколачивать. В некоторых летописях и мужних жён склоняли к нехорошему.
Вот оно, тлетворное влияние... А зачем Ярославу такое количество молодых и резвых мужиков? А вот и ответ. Читаем самое начало текста от 1015 года.
Ярославу сущу в Новѣгородѣ и урокомъ дающю 2000 гривенъ от года до года Кыеву, а тысящю Новѣгородѣ гридемъ раздаваху. И тако дааху вси посадницѣ новьгородьстии, а Ярославъ поча сего не даяти Кыеву, отцю своему.
Все губернаторы до Ярослава собирали 3000 гр. И отправляли в столицу 2/3, а Ярослав Владимирович - зажал. А так как папа за такие перфомансы мог сынка и к дедушке отправить, будут не лишними дополнительные военные. Так? Так, да не совсем. На мой взгляд, сначала Ярослав пригласил ЧВК из Скандинавии, а уж потом платил им зарплату из присвоенного бюджета. А для чего приглашать такую прорву военных, как не для захвата власти в центре? В Новгороде-то он и так сидел легитимно.
Само собой, при наличии такой прорвы задиристых варягов не могло обойтись без эксцессов. Но, уверен, тов. Ярослав очень просил комсостав следить за порядком в войсках. Зачем ему дополнительная головная боль? Так что все случаи, выходящие из рамок, были минимизированы. Местные элиты и так были недовольны Ярославом. На кой ляд им нужна война с центром? Бизнес крутится.
Что ещё нужно? В общем, видится мне это приглашение варягов так. Ярослав стал местным лучшим людям затирать за то, что если они помогут ему сесть на папин стол, то получат множество преференций. Но те предпочли синицу в руке или опасались репрессий из центра. Не сошлись, одним словом, в политических взглядах, и в мобилизации новгородского ополчения отказали. Пришлось нанимать варягов, но они дороги, да и без помощи новгородцев захват столичного Киева, первое, несколько нелегитимен, второе, сомнителен по причине всёж-таки немногочисленности варяжских наёмников. Нужно было как-то вопрос с местными элитариями решать. И тут происходит (случайно ли?) бойня на дворѣ поромони. Обозлённые новгородьци избиша варягы. Сколько варягов избиша не совсем понятно. Что же, попробуем разобраться, сколько там этих варягов могло в двор этот влезть. Для начала, где должны были селиться варяги наёмники? А ведь их немало. По итогам всего произошедшего собра Ярославъ варягъ тысящю. Это какой же должен быть двор? Так что, на мой взгляд, предположение о том, что это "усадьба" некоего Парамона несколько натянуто. Представить картину, что сколько-то варягов залезли к Парамону во двор и там набедокурили, можно. Но почему летописец не раскрыл тему? Написал бы, залезли к посаднику, боярину, набольшему человеку и т.д., но, нет.
Правда есть и другие варианты понимания слова поромонѣ(и). Например.
Слово поромонь сильно напоминает паром. А что такое паром? Плоскодонное судно, плот для переправы людей, транспорта, грузов через реку, озеро или пролив. Поромонь двор - место изготовления судов для похода по рекам. На верфи положили, в общем, варягов.
Нет? Не подходит? Тогда следующий вариант.
Немного древнескандинавского. Far·maðr - мореплаватель, моряк, странствующий купец, farmr - груз, ноша, farmanna gardr - купеческий двор. Farmanna и Поромонь очень похожи. Получается, что поромонь двор, это двор где обитали прибывшие из-за моря торговцы. Уже много теплее. Вот, в этой "пранемецкой" слободе и прищучили разгулявшихся варягов? Ага, самая тема устроить кровавые разборки в месте, где заморская торговля "сидит". То-то купцы валом повалят, узнав, как тут на местах к ним относятся.
И, наиболее близкий мне вариант.
Ещё раз. Где должны были жить нанятые варяги? Либо у князя, либо в каком-то лагере. Ну не по избам же у обывателей. Им же тренироваться надо в воинском мастерстве. И не только индивидуально, но и всей фалангой толпой.
Вот в "саге об Эймунде" Ярослав, по договору, строит наемникам "казармы" для совместного проживания. А при чём тут поромонь? Плавно переходим к греческому языку. Князья наши, скажем прямо, заглядывались на Ромейскую империю. Ярослав вот себя называл не иначе как μεγάλη άρχοντας - великий князь. См. вислые печати Ярослава Мудрого. Смотрим, что там у нас похоже на слух. А вот, παραμένω (парамэно) - пребывать, проживать, оставаться возле. И продолжим παραμένω στο στρατώνα - проживать, пребывать в казарме. Получилось, как со словом рында, что означает корабельный колокол. Изначальное ring the bell - бей в колокол, стало рынду бей. Глагол ring стал существительным рында. А у нас проживающие в казармах оказались на Поромоновом дворе. Получается вполне логично. Обозлённые новгородцы пришли к варяжским казармам и стали показывать заморским туристам кузькину мать.
И, вьставша на нь, новгородьци избиша варягы вь дворѣ Поромони.
Всех, конечно, не перебили, но повод для беспокойства предоставили. Дальнейшая картина видится мне так.
И разгнѣвася Ярославъ и, шедъ на Рокъмъ
Рокъмъ - это современное село Старое Ракомо в восьми километрах от центра Новгорода. Отъехал Ярослав Владимирович подальше от буйных посадских, от греха и лишних глаз подальше и пригласил для серьёзного разговора представителей этой самой местной элиты, вставляющей ему палки в колёса своим нежеланием помочь ему взять власть в Киеве. А далее, без особых заморочек, приказал их перебить до смерти. Разом устранив взаимные разногласия по поводу похода на юг.
Потом, как пишет летописец, пришла "телеграмма" от сестры, где та пишет о смерти папы и о всём таком, что Ярослав с нетерпением ждёт.
Отець ти умерлъ, а Святополкъ сѣдить в Киевѣ, уби Бориса и по Глѣба посла, а ты блюдися сего повелику
И, совершенно неважно, пришла ли эта весть прямо в эту ночь или раньше, или позже, главное, устранены упрямые местные "олигархи". Наутро, весь в белой тоге, Ярослав Владимирович, утирая скупую княжью слезу, горестно восклицая
Уже мнѣ сихъ не крѣсити
В смысле, этих мне не воскресить, толкает перед новгородцами речь, где просит ему немного помочь с папиным наследством. В отсутствии убиенных "лидеров мнений", горожане немедленно соглашаются и собирают от себя от трёх (очень похоже на правду), до сорока тысяч (летописный бред, имхо) штыков. Вот так, довольно удачно для Ярослава Хитрого Мудрого, заканчивается история с побиванием новгородцами варягов на поромоньем дворе.
Ссылка на другие статьи в том же духе )))
Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться
Желающие могут посодействовать автору материально 😉
альфа банк 2200 1523 3511 6904 Алексей С