Найти в Дзене
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

КИНОТЕАТР ПОВТОРНОГО ФИЛЬМА "РОМАНТИКА". Год 1984

ПРЕДЫДУЩИЕ ВЫПУСКИ ЦИКЛА "КИНОТЕАТР ПОВТОРНОГО ФИЛЬМА "РОМАНТИКА" - В ИЛЛЮСТРИРОВАННОМ КАТАЛОГЕ "РУССКIЙ РЕЗОНЕРЪ ИЗБРАННОЕ" Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно! В нашем ретро-кинозале вновь гаснет свет, и мы погружаемся в эпоху, когда все мы были - кто ещё очень молод, кто солиден, но полон сил, кто даже ещё не родился, а кто как и сотни тысяч детей до него каждый вечер ждал у телевизора дядю Володю Ухина с Филей и Степашкой. ..1984-й – год, резко обозначивший геронтологический кризис в высшем руководстве СССР. Начавшись в 1982-м со смерти Суслова, процесс «умирания» партийной верхушки продолжился Леонидом Ильичём (кстати, любопытный нюанс.. Каждого ли кремлевского руководителя мы называем именно так – по имени-отчеству? Нет, теоретически, конечно, можем, но отчего-то... не хочется! А вот Брежнева – до сих пор так и тянет назвать как родственника – «Леонид Ильич»), а в феврале 1984-го – «закрепился» давно уже тяжело больным А

ПРЕДЫДУЩИЕ ВЫПУСКИ ЦИКЛА "КИНОТЕАТР ПОВТОРНОГО ФИЛЬМА "РОМАНТИКА" - В ИЛЛЮСТРИРОВАННОМ КАТАЛОГЕ "РУССКIЙ РЕЗОНЕРЪ ИЗБРАННОЕ"

Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!

  • Наверное, у каждого коренного обитателя (я бы даже поумничал, и назвал бы нас "эндемиками") СССР был такой "свой" кинотеатр. Не из тех, куда спешили на громкие премьеры, отстаивая змеившиеся сложносочинённо очереди в кассы. Не из тех, куда надо было "ехать". А - свой, пусть небольшой, кинозальчик - со старыми скрипучими деревянными креслами, в котором вечно шли уже прошедшие "первым экраном" картины, в котором непременно показывали на детских утренниках фильмы по абонементам для соседних школ, в котором знал каждый закуток, куда шёл почти как домой... Сегодня двери одного из таких вновь открыты... Здесь каждый месяц мы будем смотреть старое доброе советское кино, и каждый сеанс будет продлённым: перед показом нам предстоит вспомнить год, когда вышла та или иная лента, обязательно - одну из песен, бывших тогда на слуху, помянуть кого-то, да и просто - поностальгировать. Недаром наш кинотеатр называется "Романтика"

В нашем ретро-кинозале вновь гаснет свет, и мы погружаемся в эпоху, когда все мы были - кто ещё очень молод, кто солиден, но полон сил, кто даже ещё не родился, а кто как и сотни тысяч детей до него каждый вечер ждал у телевизора дядю Володю Ухина с Филей и Степашкой.

Сейчас это смотрится довольно странно, но когда-то Казанский собор был музеем Атеизма, и площадь перед ним выглядела какой-то неухоженной
Сейчас это смотрится довольно странно, но когда-то Казанский собор был музеем Атеизма, и площадь перед ним выглядела какой-то неухоженной

..1984-й – год, резко обозначивший геронтологический кризис в высшем руководстве СССР. Начавшись в 1982-м со смерти Суслова, процесс «умирания» партийной верхушки продолжился Леонидом Ильичём (кстати, любопытный нюанс.. Каждого ли кремлевского руководителя мы называем именно так – по имени-отчеству? Нет, теоретически, конечно, можем, но отчего-то... не хочется! А вот Брежнева – до сих пор так и тянет назвать как родственника – «Леонид Ильич»), а в феврале 1984-го – «закрепился» давно уже тяжело больным Андроповым. Начатый упокоившимся очередным Генсеком широкомасштабный экономический эксперимент по переводу ряда предприятий на хозрасчётные отношения будет продолжен при Генсеке новом – не менее больном Константине Устиновиче Черненко.

О чём думает Константин Устинович - ещё вопрос... То ли о судьбах родины, то ли о собственных немощах
О чём думает Константин Устинович - ещё вопрос... То ли о судьбах родины, то ли о собственных немощах

Комментируя этот факт, «вражеские голоса» наперебой состязались в предсказаниях и скупо давали Черненко максимум год руководства. Пророчество, действительно, сбылось: Черненко протянул год и месяц. Верный «брежневец», Черненко замял «бриллиантовое» дело, но довёл до конца дела «узбекское» и бывшего министра МВД Щёлокова, а также расстрелял директора «Елисеевского» Соколова. Памятен Константин Устинович и своим докладом со скучнейшим и трёхэтажным названием «Актуальные вопросы идеологической и массово-политической работы партии» 1983 года, итогом которого стала вакханалия преследования независимых музыкальных исполнителей, в частности – рокеров. «Охота» за квартирниками и прочими самодеятельными концертами вполне могла закончиться реальным тюремным сроком. «Дисциплинарная» кампания, начатая Андроповым, при Черненко утихла сама собой: более по кинотеатрам и магазинам в рабоее время никто никого не ловил.

В народе к ротации «старцев» относились уже даже не философски, скорее, с жестковатым юмором. Партия сама ставила себя в неловкое положение, с трагикомическим скрипом выдвигая из своих рядов то одного, то очередного престарелого «верного сына». Советские люди, особенно, ещё помнящие Иосифа Виссарионовича, к такой ускоренной сменяемости не привыкли, а потому затеваемые реформы заведомо были обречены на неуспех электората, чем дальше, тем более склонного к жёсткой иронии по отношению к "гонкам на лафетах" - как это тогда прозвали.

- Кого нынче?.. - Андропова!
- Кого нынче?.. - Андропова!

Продолжившаяся при Черненко конфронтация СССР И США несколько скомпенсировалась процессом потепления между СССР и КНР, а в декабре 1984-го даже было заключено соглашение между СССР и КНР об экономическом и техническом сотрудничестве. "Враг моего врага..." Больше в знаменитом "ревизионизме" никто никого не обвинял. В том же в декабре после визита в Лондон члена Политбюро Горбачёва Маргарет Тэтчер заметила: «Мне нравится Горбачёв. Мы сможем иметь с ним дело». "Железная леди" знала - о чём говорит.

Похоже, этим двоим есть о чём поговорить?..
Похоже, этим двоим есть о чём поговорить?..

А вот у кого 1984-й выдался точно годом скверным – это у Индии. И без того сложная внутренняя жизнь этого государства (борьба с сикхами) стала совсем непростой в конце октября, когда была убита своими же охранниками-сикхами премьер-министр Индира Ганди, памятная всем советским людям по знаменитой фразе Леонида Ильича «Дорохая хоспожа Индира Ханди».

Кремация тела Индиры Ганди
Кремация тела Индиры Ганди

Последовавшая позже волна охоты на сикхов только в Дели унесла почти три тысячи жизней. И продолжилась череда несчастий в Индии Бхопальской катастрофой, когда на заводе «Юнион карбайд» в результате утечки метилизоционата погибло более 3 000 человек сразу, и позднее – около 20 тысяч. Впрочем, была и ещё одна страна – с ещё более «впечатляющими» цифрами: от голода в Эфиопии в 1984-м погибло более миллиона человек. Причиною этой трагедии стала политика на построение социализма и коллективизации сельского хозяйства , приведшая к полному разорению страны. Ничего не напоминает? Ну, и кто ещё хочет поспорить о пресловутости "цикличности Истории"? СССР, в своё время поддерживавший режим «товарища Менгисту Хайле Мариама", постепенно «съехал с темы» - самим было не до жиру.

А в СССР, между прочим, в 1984-м запущено в массовое производство устройство, во многом несколько позже изменившее культурную жизнь советского человека. Кто сумел в 80-х (или как я – уже в начале 90-х) приобрести это чудо отечественной электроники (а мы, конечно же, говорим о кассетном видеомагнитофоне «Электроника ВМ-12»), тот поймёт – о чём речь, и, может быть, вспомнит это незабываемое чувство, когда ты можешь два раза подряд посмотреть «Чужого» или даже повторить понравившуюся сцену... Впрочем, тогда позволить себе кассетник могли единицы – и не достать, и дорого, и сами носители стоили весьма недёшево.

Чудесное чудовище! И не дай боже - свет в квартире вырубят! Замучаетесь кассету доставать!
Чудесное чудовище! И не дай боже - свет в квартире вырубят! Замучаетесь кассету доставать!

И ещё одно знаменательнейшее событие произошло в том году: ленинградский футбольный «Зенит» взял «золото»! Думаю, что не ошибусь, если скажу, что едва ли вечером 21 ноября в Ленинграде был хотя бы один трезвый половозрелый мужчина. Помню, мы все нарочно тогда вышли в вечернюю смену - весь персонал, обслуживавший ЕС-ЭВМ 1024 в нашем КБ. Понятное дело, было не до работы... Имена Садырина, Желудкова, Брошина, Бирюкова, Давыдова произносились взахлёб как мантра, а если вспомнить, сколько тогда зарабатывали футболисты (против нынешних миллионов), то и по сей день «золото» 1984-го достойно всяческого уважения – оно стоит в сотни раз дороже всех нынешних чемпионств!

До сих пор помню знаменитый "кручёный" Желудкова!
До сих пор помню знаменитый "кручёный" Желудкова!

Лидером советского кинопроката 1984 года становится индийский «Танцор диско», собравший 60,9 миллионов зрителей. А наша сегодняшняя вишенка – мини-сериал давнего «рыцаря» отечественной литературной классики Михаила Швейцера «Мертвые души», премьерный показ которого по ТВ состоялся в ноябре.

-9

Я не случайно назвал Михаила Абрамовича «рыцарем»: его подвижническая деятельность на зыбкой и неверной ниве экранизаций классики заслуживает отдельного упоминания. Только краткий перечень его режиссёрских работ – мини-энциклопедия достижений советского кинематографа. «Воскресение», «Время, вперёд!», «Золотой телёнок», «Маленькие трагедии», «Крейцерова соната», «Карусель» и «Смешные люди» по чеховским рассказам... Вот бы нынешним «экранизаторам» поучиться у Швейцара бережному отношению к первоисточнику и мастерству переложения его на язык кино. Как не вспомнить лермонтовское «... Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри - не вы!..» То, как сегодня относятся к классике иначе как "вивисекцией", пожалуй, и не назовёшь. Причём - как в кино, так и "на театре". Героев классических сюжетов нынешние "мейерхольды" раздевают, меняют им гендерную принадлежность, переносят в современность (впрочем - это ещё терпимо)... «Мёртвые души» занимают в списке "золотой классики" почётное место, и не как «живая иллюстрация» гоголевской поэмы, а как вполне самостоятельное произведение, задуманное и реализованное с высочайшей степенью художественного чутья и интеллигентности.

"... Приезжий во всем как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания..." (Н.В.Гоголь)
"... Приезжий во всем как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания..." (Н.В.Гоголь)

Всегда умевший работать с актёрами, Швейцер не подвёл и здесь: ансамбль «Мёртвых душ» слажен, многолик и реалистичен. Одна из вечных бед экранизаций Гоголя – «мхатовское» утрирование и почти обязательное окарикатуривание. Пузатые краснорожие носато-бровастые чиновники - такими мы привыкли видеть его персонажей в экранизациях 50-х и тогдашних театральных постановках. Впади Швейцер в этот фарсовый соблазн – и нас ждала бы очередная шаблонная неудача. Обитатели «губернского города NN» и его окрестностей у Швейцера – вполне осязаемые и, что называется, «живые» люди, хорошо узнаваемые и зрителем современным, без каких-либо допусков и скидок на возраст поэмы.

"... В столовой уже стояли два мальчика, сыновья Манилова, которые были в тех летах, когда сажают уже детей за стол, но еще на высоких стульях. При них стоял учитель, поклонившийся вежливо и с улыбкою. Хозяйка села за свою суповую чашку; гость был посажен между хозяином и хозяйкою, слуга завязал детям на шею салфетки. — Какие миленькие дети, — сказал Чичиков, посмотрев на них, — а который год? — Старшему осьмой, а меньшему вчера только минуло шесть, — сказала Манилова. — Фемистоклюс! — сказал Манилов, обратившись к старшему, который старался освободить свой подбородок, завязанный лакеем в салфетку" (Н.В.Гоголь)
"... В столовой уже стояли два мальчика, сыновья Манилова, которые были в тех летах, когда сажают уже детей за стол, но еще на высоких стульях. При них стоял учитель, поклонившийся вежливо и с улыбкою. Хозяйка села за свою суповую чашку; гость был посажен между хозяином и хозяйкою, слуга завязал детям на шею салфетки. — Какие миленькие дети, — сказал Чичиков, посмотрев на них, — а который год? — Старшему осьмой, а меньшему вчера только минуло шесть, — сказала Манилова. — Фемистоклюс! — сказал Манилов, обратившись к старшему, который старался освободить свой подбородок, завязанный лакеем в салфетку" (Н.В.Гоголь)

Классика и спустя двести лет может быть актуальна, в противном случае – наверное, не такая уж это и классика, и Швейцер доказал это с гениальностью демиурга. Впрочем, к гоголевским текстам такая «бессмертность» относится в гораздо большей степени: ведь, по сути, с николаевских времен мы почти не изменились («испортившись» разве что «квартирным вопросом»), и даже знаменитое «тружусь как раб на галерах» принадлежит Николаю I, а не... ну, понятно! Поразительная актуальность и юмор Гоголя вообще легко трансформируются и могут быть актуализированы применительно к современности – это подтвердилось и гениальной и гомерически смешной антрепризой «Игроки XXI» с Филатовым, Евстигнеевым и Хазановым, и, например, постановками в питерском Театре Ленсовета (в бытность худруком покинувшего страну Юрия Бутусова) «Город. Женитьба. Гоголь» и те же «Мёртвые души», оформленные как синефильское лакомство в самых настоящих Technicolor и Panavision. Меня, вообще-то, тяжеловато насмешить и удивить, но – удалось...

Сцена из спектакля "Мертвые души" Театра Ленсовета (СПб). "Чорт"-Чичиков и Коробочка. Крайне рекомендую!!!
Сцена из спектакля "Мертвые души" Театра Ленсовета (СПб). "Чорт"-Чичиков и Коробочка. Крайне рекомендую!!!

Однако, возвращаемся к нашему сегодняшнему предмету! Убивший нас наповал своим Платоновым семь лет назад Александр Калягин явил нам прелестного Чичикова – обаятельного, сообразительного и предприимчивого плута, которому действительно сопереживаешь и с которым вполне способно даже взгрустнуть. Редкое свойство экранизаций – тем паче современных, герои которых более напоминают осовремененные транскрипции изначальных персонажей, чем задуманные авторами образы!

А это уже - Коробочка классическая (Т.Носова). "— Право, я боюсь на первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытку. Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они того... они больше как-нибудь стоят"
А это уже - Коробочка классическая (Т.Носова). "— Право, я боюсь на первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытку. Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они того... они больше как-нибудь стоят"

Введённый в нить сюжетного повествования Гоголь в исполнении Александра Трофимова в своё время, помнится, подвергался некоторым нападкам со стороны критики, однако же – отдадим дань уважения Швейцеру – такой ход сыграл «на руку» постановке, озвучив и сопроводив её текстами, неминуемо пропавшими бы при буквальном пересказе похождений милейшего Павла Ивановича. Гоголь Трофимова – это не тот Гоголь, которого мы наблюдали сразу в двух «Глинках» пятидесятых годов: это печальный, разочарованный во всём Творец с немного невнятной дикцией и пластикой помятой бабочки, он сам – ещё один персонаж собственной поэмы, вычеркнуть который - означало бы обеднить экранизацию.

-14
"Кто бы ты ни был, мой читатель, на каком бы месте ни стоял, в каком бы звании ни находился, почтен ли ты высшим чином или человек простого сословия, но если тебя вразумил Бог грамоте и попалась уже тебе в руки моя книга, я прошу тебя помочь мне. В книге, которая перед тобой, которую, вероятно, ты уже прочел в ее первом издании, изображен человек, взятый из нашего же государства. Ездит он по нашей Русской земле, встречается с людьми всяких сословий, от благородных до простых. Взят он больше затем, чтобы показать недостатки и пороки русского человека, а не его достоинства и добродетели, и все люди, которые окружают его, взяты также затем, чтобы показать наши слабости и недостатки; лучшие люди и характеры будут в других частях"

«Сделавшая» этих двоих актёрская «свита» «Мертвых душ» с одной стороны – совершенно автономна и самобытна, но, если призадуматься, является драгоценным обрамлением полотна картины. Блестящее исполнение ролей Маниловых сверкнувшими комедийным даром Юрием Богатыревым и Ларисой Удовиченко, бурлескный и в то же время пугающий Ноздрёв – Виталий Шаповалов, мизантропичный Собакевич – Вячеслав Невинный и, конечно, вновь поднявшийся до трагедийных высот Смоктуновский – Плюшкин...

Совершенно неузнаваемый в роли Плюшкина Иннокентий Смоктуновский
Совершенно неузнаваемый в роли Плюшкина Иннокентий Смоктуновский

Наблюдать за их игрой доставляет чисто эстетическое наслаждение, вроде и текст знаешь почти наизусть – а всё равно «торкает» и пьянит, как развозит отпетого алкаша с полбанки пива «Охота" крепкое».

«После кампании двенадцатого года, судырь ты мой, — так начал почтмейстер, несмотря на то что в комнате сидел не один сударь, а целых шестеро..." (Н.В.Гоголь)
«После кампании двенадцатого года, судырь ты мой, — так начал почтмейстер, несмотря на то что в комнате сидел не один сударь, а целых шестеро..." (Н.В.Гоголь)

Собственно, примерно такое же ощущение – от просмотра всего сериала. И слава Богу, что у нас до сих пор есть огромная армия «ревнителей» классики – последние экранизации «Угрюм-реки», «Анны Карениной», «Хождений по мукам» и "Онегина" продемонстрировали это вполне. Всё наследие Швейцера (и «Мертвые души» - в том числе) – эталонная питательная среда для них, та константа, которой, берясь за очередной многострадальный классический исходник, лучше придерживаться, или... Услышишь грозное «Святого не трожь!» И, наверное, это правильно!

В нашем зале вновь зажигается свет. Зритель, не спеши расходиться! Нас ждет ещё одно яркое свидетельство Былого! В 1984 году по итогам опроса журнала "Советский экран" был признан "Жестокий романс" Эльдара Рязанова. Сейчас многие относятся и к нему, и его картинам очень по-разному - вплоть до уничтожающей критики и клейма "приспособленца" и "ренегата. Дело авторов Дзена - я не примкну ни к одной из сторон. Но музыка к его фильмам, полагаю, здесь "не при делах". Из всего богатства выбора романсов "Жестокого романса" я неизменно выбираю "Романс о романсе" и прошу под занавес сегодняшнего сеанса присоединиться ко мне. К сожалению, в наше странное время из-за войн "авторских прав" и проблем с Youtube предложить вам оригинал я не смог, но очарование мелодии Андрея Петрова и стихов Беллы Ахмадулиной, уверен, сможет передаться и в перепеве Екатерины Гусевой.

Я как и всегда - понятия покамест не имею, в какой год и на какую картину нам предстоит попасть через месяц, но надеюсь, что мы непременно соберёмся как минимум в прежнем составе.

С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

Всё самое любопытное на канале - в иллюстрированном каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE