При изучении текстов Евангелия сразу же бросается в глаза, что Господь Иисус Христос законы Нового Завета людей с Богом излагает во множественных притчах, или иносказаниях, несущих в себе не только глубокий духовный смысл в понимании требований Бога о необходимости правильной жизни каждого человека, но и утверждает в Своих притчах правила христианской жизни, или правила Веры.
Почему Господь Иисус Христос излагал Свое учение в притчах, объясняется не только целесообразностью лучшего понимания и запоминания Божественного учения, что является результатом повышенного внимания при разборе сложных текстов, но притчи также являются ярким подтверждением истинности Божественных Писаний, так как человек, притчи, или иносказания, несущих пророчества придумать не может. Как человек может придумать загадки, если ответы на эти загадки открываются через многие века, в свое время, подтверждая истину через практическую реализацию Христианского учения Святыми Бога.
Человек вообще кроме коротких метафор, не способен составлять никаких текстов иносказаний. Ум человека на это не способен, что уже говорить про притчи Библии, многие из которых являются не только поучительными, но и пророческими. Если так можно выразиться, то притчи Библии – это «язык» Бога. «Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст Моих. Открою уста Мои в притче и произнесу загадки из древности» (Пс. 77:1-2).
Евангельские притчи не только подтверждают тексты Ветхого Завета о приходе на землю Сына Божьего, но и несут в себе правила Христианской Веры, показывая заблуждения различных Христианских конфессий, последователи которых не признают преемственность Апостольской Церкви Бога, правду которой тысячи раз подтвердили Святые Бога.
В этой статье как раз и пойдет речь о притче Спасителя, которая подтверждает истину Православия.
Это притча о неверном домоправителе, которая, наверное, является единственной непонятной притчей Четвероевангелия, имеющая совершенно различные толкования богословов, что обусловлено словами притчи, где Господь прямым текстом хвалит домоправителя за воровство у своего господина, или хозяина имения.
Это вызывает непонимание и недоумение. И вместо того, чтобы найти смысл слов притчи, богословы на протяжении многих веков пытаются подогнать под разумное объяснение поощрение Господом воровства, совершаемое слугой у своего господина.
Этому не может быть оправдания, Бог никогда не может оправдывать воровство, тем более хитрый и лукавый обман, как это изложено в притче о неверном домоправителе.
В статье будет показано разумное объяснение притчи, где понятие воровство, и обман не присутствуют в смыслах текста притчи от слова совсем.
Текст притчи:
1. Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.
С самых первых строк притчи, при объяснении текста, у богословов проявляются разногласия о том, кем является «богатый человек», он же хозяин, или господин имения. Одни авторы, описывающие смысл этой притчи, хозяина, или господина имения относят к человеку, как и написано в тексте, следуя, прежде всего пониманию, что Господь поощрять воровство не может, как это следует из дальнейших строк притчи.
Другие авторы, основываясь, прежде всего на множественные притчи Евангелия, где хозяином, или господином всегда является Господь Бог, под хозяином имения подразумевают Господа.
Для сравнения различных мнений взяты объемные труды насельников Введенского мужского монастыря «Оптина Пустынь», осознавая, что для интерпретации притчи о неверном домоправителе священниками были выбраны наиболее авторитетные богословы, пытающихся внести свою лепту в понимании этой притчи.
По мнению Святителя Луки Крымского, профессора Лопухина А.П., Архиепископа Лоллия (Юрьевский) хозяином имения является человек, как это и написано в притче.
Другая группа богословов, тексты которых отражены в трудах «Толкование Священного Писания. Святые отцы о Священном Писании» представлена Преподобным Иустином (Попович), Блаженным Феофилактом Болгарским, Протоиреем Иоаннам Бухаревым Архиепископ Аверским (Татушев), и все эти авторы считают, что хозяином имения в притче о неверном домоправителе выступает Сам Господь Бог.
Но в конечном итоге все вышеперечисленные авторы обеих групп пытаются подогнать слова Спасителя, где Он хвалит управителя имения за воровство якобы благородными намерениями управителя дома, необходимостью отдавать нищим сворованные им у хозяина материальные блага как милостыню, подчеркивая, что богатство у богатых зачастую нажито неправедным путем.
То, что многие строки притчи не имеют логического завершения, при принятии смысла строк об оправдании Господом воровства, авторы списывают на невозможность и нерациональность досконально пытаться объяснить все слова Спасителя, а достаточно будет указать общий смысл притчи.
Но это не так. Семь раз очищал Господь свои слова, где каждое слово выверенное, и ничего лишнего нет. «Словеса Господня чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицей» (Пс. 11:7).
В каждой своей притче Господь оставил ключ, или ключевые слова, от которых необходимо отталкиваться в первую очередь при объяснении текста иносказания. В данной притче ключевыми словами являются «….приобретайте себе друзей,….. чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители».
Кто может принять человека в одну из обителей Царствия Небесного? Или кто может ходатайствовать перед Богом за человека? Кто может иметь дерзновение для обращения к Господу? И кому подарено управлениями обителями Господа в Царствии Небесном?
Конечно же, только Святым Господа, которым уже при жизни уготованы обители Царствия Небесного.
О том, что Святые могут ходатайствовать перед Господом о принятии человека в Рай, мы можем видеть на примере Блаженной Феодоры, которая после смерти, и прохождения мытарств попала в обитель преподобного Василия по его молитвам.
И в подтверждение слов Блаженной Феодоры, о том, что Святым Господа персонально уготованы обители Царства Небесного мы находим в текстах Евангелия, где Господь говорит: «Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его» (Ев. от Мат. 24:46-47).
Должники хозяина, или Господа, которым неверный домоправитель списывает долги своего хозяина, в этой притче не бедные, и нищие, что считается общепринятым мнением богословов, а Святые Бога, которые от Господа получили больше всех духовных даров в этой жизни, и сподобились Царствия Небесного.
И, конечно же, без всяких сомнений, по великому смирению все Святые Бога считают себя большими должниками Господа. Разум наш говорит нам, что мы все являемся должниками Бога за подаренную жизнь.
Весь смысл притчи о неверном управителе нам показывает, что неверным управителем здесь является христианин, который служит хозяину имения, иносказательно отображающем Господа.
И служба Господу, или Вера христианина по смыслу этой притчи является недостаточной для спасения души.
Следующие строки притчи показывают, что верующий человек, или управитель дома, где домом является его тело и душа, осознает, что жизнь его приближается к концу и он до сих пор недостоин Царствия Небесного, пребывая в праздной жизни, и не принося достойных плодов покаяния за свои грехи.
2. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.
Преподобный Иустин (Попович) также считает, что дом управителя в этой притче является его телом и душой. « Бог — Господин — может в любой момент отнять у него «управление» домом (т. е. так или иначе, отнимет у него управление домом тела и домом души в час смерти)» То, что Господь в своих проповедях душу человека обозначает домом отражено и в текстах Евангелия. «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным;» (Ев. от Мат. 12:43-44).
Следующие строки этой притчи показывают нам, что мы все христиане являемся должниками Господа, и совесть нам говорит, что долги надо отдавать, как это определил наш Создатель при вложении в душу человека совесть.
3. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал (домоправитель) первому: сколько ты должен господину (Господу) моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.
Почему то все богословы, которые пытались объяснить строки про «должников господина», относили их к бедным людям, выстраивая в дальнейшем логическую цепочку о мнимой правильности действий управителя дома, когда воровство у хозяина совершается им во благо для других, как милостыня нищим.
Этакий еврейский Робин Гуд, который симпатичен всем простым людям. Но Робин Гуд поступал открыто и прямо, не лукавил, и не хитрил. Здесь же в текстах этой притчи как бы прослеживается эгоистическая заинтересованность управителя дома, с обманом, хитростью и лукавством.
Не может Господь Бог оправдывать такие поступки, здесь совсем другой смысл притчи.
Как уже было сказано выше должники господина здесь, это не бедные, а очень "богатые люди", которые являются Святыми Бога. Не зря Господь Бог долги в этой притче обозначил единицей «мера», или «бат» Бат (ивр. בת) — мера объёма жидкостей в Древнем Израиле. 1 бат = 38,9 литров. Сто мер пшеницы, которые обозначены в этой притче как долг человека перед господином, являются 100 батами, что составляет 3800,9 литров или тонн. Тоннами нищим в долг не дают. Это не о продуктах питания.
Пшеница в этой притче означает хлеб Господен.
« Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ев. от Иоанна 6:51).
А масло в этой притче, которое обозначено 100 мерами, или батами, отражает таинство елеопомазания,
тайнодействие которого по словам святителя Симеона Солунского несет в себе благодать Святого Духа. «…через священнодействие сделавшееся миром святым, заключающим в себе благодать Духа.
Должники господина дома в этой притче отражают не бедных, а Святых Господа, которые получили от Господа самое дорогое во вселенной, а именно дары Святого Духа благодаря своей Вере, участвуя в таинствах Святой Церкви Бога.
Получая дары Святого Духа от Господа, мы все являемся должниками Иисуса Христа, а единственное, что мы можем в этой жизни отдать Господу, это наше время, или молитвы благодарения.
Именно следующие, неправильно понятые строки притчи о «неверном домоправителе» вызывают недоумение, и несогласие разума, где Господь не просто оправдывает воровство домоправителя, но и хвалит его за его обман, или хитрость.
4. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.
Как уже было отмечено выше, должниками Бога в этой притче являются Его Святые, а управителем дома является нерадивый христианин, который призвал Святых Бога, что можно обозначить как вознесение молитв Святым. И когда неверный домоправитель обратился к Святым Бога, тогда получил не просто похвалу от Бога, но и богатство, которое обозначено как неправедное богатство.
Следуя логике этой притче Господу угодно, чтобы Святые, которые предстоят Господу, отмаливали грешников, которые по своей нечистоте сердечной недостойны в молитвах достигать славы Божьей.
Молитвами за грешников Святые Бога как бы отдают Господу «плату» за духовные дары полученные от Него. Сколько мы просим Святых, столько они просят за нас Господа. Даже до 50% своего молитвенного правила, мы можем отдавать Святым, что отмечено в этой притче как расписка 50% долга, которая возвращается молитвой Святого к Господу. И это милость от Господа для христиан.
Не за воровство похвалил Господь Бог неверного управителя, или нерадивого христианина, а за то, что молитвы по вечному закону вселенной предназначенные Богу, христианин отдал Святым Бога, и молитвы христианина вернулись к Богу через уста Святых, многократно усиленные Святым Духом. И это угодно Господу.
В чем более догадливы сыны века сего от сынов света, или тех которым уготовано Царство Небесное следует из логики притчи. Так же как нерадивый христианин ищет поддержки у Святых Бога, также и сыны века сего, пробиваясь в этой жизни, ищут помощи через друзей, знакомых, родственников, достигая определенного положения в обществе, которое они не заслужили. Так называемый «блат».
Сыны света смиренны, скромны, и ради выгоды постеснятся применять свои знакомства для достижения каких либо материальных целей, и, конечно же, они проигрывают сынам века сего в этой жизни.
Господь в этих строках подчеркивает, что как сыны века сего зачастую не заслуживают материальных благ по своим трудам, также неверный домоправитель, или нерадивый христианин не заслуживает того богатства, которое он получает с помощью Святых, или через Святых, которое в этой притче звучит как неправедное богатство, и обозначает молитву.
Молитва это дар Божий, это когда молитва ощущается как возвращения от Бога любви в виде блаженства сердечной теплоты. «Согреяся сердце мое… и в поучении моем возгорится огнь» (Пс. 38:4); «Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вреттище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится» (Пс. 34:13).
Молитвы, возносимые нерадивым христианином в этой притче, за счет ходатайства Святых превратились в богатство, в Дар Божий, в сердечную молитву, ведомую Святым Духом, что обозначается в этой притче неправедным богатством, которое он получил не за труды, не за праведность, а только благодаря ходатайству Святых Бога.
Почему молитва, обозначенная Господом в притче как богатство, для неверного домоправителя является неправедным богатством, объясняется очень просто. Если Святые Бога зарабатывали сердечную молитву от Бога многими трудами, то неправедный домоправитель, или нерадивый христианин получает такую молитву благодаря помощи Святых, затратив намного меньше устремлений к Господу, чем это необходимо для достижения духовных даров от Бога, как Он это показал через Своих Преподобных.
Да и для Святых Бога, как и для каждого человека любые блага как материальные, так и духовные можно обозначить неправедными, или не нашими. Все нам дает Господь Бог. А нашим можно назвать только наше время, которое мы можем вернуть Господу в благодарных молитвах.
Все притчи Господа Иисуса Христа являются поучениями христиан в достижении Царствия Небесного. И эта притча не является исключением, где весь смысл этой притчи направлен на указание пути достижения Царствия Небесного.
По смыслу этой притчи, Святые Бога помогают христианам достичь Царствия Небесного, способствуя приобретения от Бога «неправедного» богатства по тексту притчи, или действенной молитвы, несущей умиление, и принимаемой Богом по смыслу притчи.
А достичь действенной, или сердечной молитвы без помощи Святых, для большинства верующих является трудно достижимой целью. Святые нам великие помощники в нашей Вере, что утверждено Господом в этой притче.
Но возможность принять христианина в Вечные обители, Святые могут только при одном условии по тексту притчи Спасителя, -«когда обнищаете». Здесь подразумевается нищета духовная. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Ев. от Мф 5:3)
В своих трудах Святые понятие «нищие духом» объясняют как достижение человеком смирения.
Христианское смирение является многогранным понятием, имеющее разные степени, высшей точкой которого является состояние нищего духом. Понимание, что обозначает быть нищим духом, наиболее емко определил Святитель Николай Сербский: «…это и значит быть нищим духом: всегда себя вверять Богу, а себе не доверять». Тот блажен, кто в состоянии искренно исповедать: «Сила моя ничтожна, разум мой жалок, воля моя — неустойчива. Господи, помоги мне!».
Из этих слов следует, что нищий духом всегда пребывает в молитве к Господу.
Свт. Игнатий (Брянчанинов) также отмечает, что именно молитва способствует достижения состояния нищего духом: «Достигший постоянного внимания и умиления в молитвах своих достиг состояния блаженств, называемых в Евангелии нищетою духа и плачем».
Можно сделать выводы, что в притче о неверном домоправителе Господь не только оставил нам указание о большой пользе молитв к Святым для спасения души, но и указал пути спасения, которые переплетаются, но имеют свои особенности.
1- й Путь, который звучит как «копать не могу» для неверного домоправителя, подразумевает под собой работу ради Господа, что можно отнести к священнослужителям, и христианам которые принимают активное участие в церковной жизни, отдавая время и средства на Церковь Господа Иисуса Христа.
Желание быть полезным Церкви Бога далеко не каждый может реализовать, ввиду разных жизненных обстоятельств.
2- й Путь, который звучит как «просить стыжусь» подразумевает отказ от мира ради Господа, с поисками Бога в Святых местах, имеет отношение к прошлым векам, когда верующие становились странствующими монахами, или принимали крест «убогих» Христа ради. И средства к жизни они получали как милостыню.
3- й Путь спасения души показан Господом в этой притче, и заключается в стяжании от Господа духовного богатства, или сердечной молитвы, которая приводит к состоянию «нищего духом», и в получении которой помогают Святые Бога.
3-й Путь христианина, подчеркнутый Господом в этой притче подтверждается словами Господа в Псалмах царя Давида: «Жертва хвалы прославит Мя, и тамо путь, им же явлю ему спасение Мое» (Пс.49:23)
Хвала Господу – есть молитва, а жертва хвалы – непрерывная молитва, когда пустые мысли человека замещаются молитвой.
И последние строки этой притчи становятся понятными, и возвращают нас в начало притчи о нашей неразумности и неверности к Богу.
5. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. (Ев. от Луки 16:1-13)
Смысл последних строк притчи заключается в напоминании всем христианам, что если почувствовали от Бога дар молитвы, то жизнь надо менять в духовном направлении: чуть, чуть помолиться, чуть, чуть в Храм сходить уже будет недостаточно для оправдания своей жизни при получении от Господа духовного богатства в виде молитвы. «Не можете служить Богу и маммоне».
Молитвенное правило надо выполнять в полном объеме, что отражено в словах «верный в малом», как выполняющий церковное правило Веры, куда входит и обязательное участие в Таинствах Церкви Христа.
А строки «если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? указывают на то, что если христианин, получив от Господа богатство в виде молитвы, и, тем не менее, не может удержать правила Веры, продолжая вести праздную жизнь, то не имеет он право "глаголить" об истине.
А что есть истина? Истина есть Иисус Христос и Его Евангелие.
Строки притчи, указывающие на неверность христианина в соблюдении правила Веры имеют очень глубокий смысл, подчеркивая основу в понимании слов «нищий духом».
Яркие христианские проповеди у красноречивых людей имеют нулевой результат, если Господь посчитает человека недостойным нести свет Евангелия.
И, наоборот, у христианина, достигшего тайны смирения, одно слово, подкрепленное Святым Духом от Господа, будет приводить людей к Христианской Вере.
И следующие строки притчи «И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» предупреждают христиан о том, что вечная жизнь не даруется просто за чин христианина, вечную жизнь надо заслужить.
Сердечная молитва, которая обозначена в этой притче как «неправедное богатство», или «чужое», не является нашим достижением, а является подарком от Господа, который мы не заслужили, но Святые помогают нам получить этот Дар от Бога.
И если мы продолжаем вести праздную жизнь, то не даст Господь нам наше, как Он сказал: «кто даст вам ваше?» А наше, это наша душа, подаренная Господом, и если мы остаемся неверными управителями своей души, или неверными домоправителями, то душу можно потерять, не попав после смерти в Царствие Небесное.
Только при правильном объяснении притчи Иисуса Христа, где неверным домоправителем является нерадивый христианин, а должники Господа Его Святые, отдающие долги Господу в молитвах за людей, все строки данной притчи укладываются в логическую цепочку, не имеющую противоречий.
И как следует из смысла этой притчи невозможно грешнику спастись без Церкви Господа, где можно получать кровь и плоть Христа, участвуя в Таинствах Церкви. А это возможно только у православных и католиков. Но только Православная Церковь Бога сохранила чистоту Веры с Апостольских времен, следуя Святому смирению, где нет приспособления Веры под человеческие правила и понятия, извращающие Волю Господа.