Бывшее российско-итальянское СП «ИВЕКО АМТ», а теперь российское предприятие «АМТ Н.В.», весьма оперативно сумело оправиться после ухода своего многолетнего партнёра, компании IVECO, вместо грузовиков которой в Миассе теперь выпускают грузовики HONGYAN – такую марку несут автомобили китайского концерна SAIC. Чем же сделанные в России грузовики HONGYAN отличаются от IVECO Trakker, а также от серийных грузовиков HONGYAN, которые импортируются к нам из Китая?
Самое интересное, что и IVECO Trakker, и HONGYAN оснащают одинаковым двигателем, небезызвестным дизелем семейства CURSOR, который производит один из китайских заводов. Только на IVECO Trakker применяется исключительно CURSOR 13 рабочим объёмом 13 л, тогда как собираемые в Миассе тяжёлые HONGYAN комплектуют не только им – существует несколько их модификаций с дизелем CURSOR 11. Литраж у этого двигателя меньше, но слабосильным его не назовёшь: развиваемая максимальная мощность составляет 430 или 450 л.с. Естественно, у CURSOR 13 она ещё больше: 480, 520 или 560 л.с.
Второе сходство IVECO Trakker и HONGYAN – очень похожие по конструкции и исполнению кабины. Это, кстати, стало одной из весомых причин быстрого и успешного перезапуска производства в Миассе. Впрочем, между кабинами грузовиков двух этих марок есть и заметные отличия. Например, у IVECO Trakker ширина кабины составляет 2350 мм, а у HONGYAN, независимо от типа и назначения – максимальные 2550 мм. Потому что в Европе кабины шириной 2550 мм ставят только на магистральники, тогда как в Поднебесной во имя унификации ими комплектуют грузовики самого разного назначения.
Теперь поговорим о доработках в конструкции HONGYAN, выпускаемых силами «АМТ Н.В.» Напомню, что у многих модификаций IVECO Trakker в Миассе усиливали ходовую часть. Китайские грузовики тоже не стали исключением! В задней подвеске HONGYAN можно установить более энергоёмкие рессоры, толщина листов которых увеличена до внушительных 25 мм. Конструкция балансира задней подвески дополнена поперечиной между его башмаками и дополнительным литым усилителе. Ещё одну опору получила коробка передач.
Как в прошлом у IVECO Trakker, в целях адаптации к суровым российским климатическим условиям выхлоп у HONGYAN выведен вверх, топливная магистраль и топливозаборник на баке сделаны подогреваемыми, двигатель в мороз разогревается предпусковым подогревателем, а в конструкции кузовов для перевозки сыпучих грузов применён принцип сэндвича. Это значит, что в пространстве между верхним и нижним листами днища проходит разогретый двигателем выхлоп, нагревая кузов и предотвращая примерзание влажного грунта.
Таким образом, если собрать воедино все отличия в ходовой части и в комплектации, получается, что выпускаемые в Миассе HONGYAN во многом не те, что импортируются к нам из Поднебесной! Потому что максимально адаптированы к эксплуатации в наших российских реалиях! Теперь посмотрим, в чём собираемые в Миассе грузовики HONGYAN непохожи на ещё недавно выпускавшихся в тех же цехах IVECO Trakker, и что эти отличия им дают.
Рама IVECO Trakker была переменной ширины, другими словами, так называемого бутылочного типа. А у рамы HONGYAN постоянная ширина. Это значительно упрощает изготовление и монтаж надрамников кузовов и надстроек. Лонжероны у IVECO Trakker по высоте деланы уступом, а у лонжеронов HONGYAN их высота по всей длине одинакова. Если у IVECO Trakker усилитель рамы был локальным – он располагался в районе балансирной тележки, то у HONGYAN производства «АМТ Н.В.» есть не только аналогичный локальный усилитель, но и усилитель по всей длине лонжеронов. В результате суммарная толщина лонжеронов рамы у IVECO Trakker составляет 10 мм, а у HONGYAN – 12 мм.
Я уже говорил, что и те, и другие грузовики оснащают дизелями CURSOR. Но у HONGYAN этот дизель – в более продвинутой версии. У него вместо насос-форсунок применена система common rail. Как результат – снижение шумности, вибраций и потребления горючего. В дополнение к воздушному фильтру у HONGYAN сделан предварительный фильтр циклонного типа, а топливных фильтров грубой очистки используется два вместо одного. Если на IVECO Trakker применялась 16-ступенчатая коробка передач ZF, то HONGYAN комплектуют 12-ступенчатой коробкой передач Fast Gear. В числе её основных отличий –чугунный корпус вместо алюминиевого и увеличенный до 2500 Нм передаваемый крутящий момент (у IVECO Trakker – 2200 Нм). Если некоторые модификации IVECO Trakker оснащали автоматической гидромеханической коробкой передач Allison, то HONGYAN по желанию заказчика комплектуют роботизированной механической коробкой передач Fast Gear. Раздаточная коробка в обоих случаях предлагается в вариантах с дифференциалом или с подключаемым передним мостом. Но если любая раздатка на IVECO Trakker была собственного производства IVECO и у неё не было системы принудительной смазки, то HONGYAN комплектуют китайской раздаточной коробкой ZhuZhou, где такая система предусмотрена.
Что касается мостов, то компания «АМТ Н.В.» верна давно выработанным принципам предлагать заказчикам комплектацию выпускаемых грузовиков как с родными мостами, так и с мостами стороннего производителя. Для IVECO Trakker в качестве такого производителя выступал отлично зарекомендовавший себя немецкий Kessler, а сегодня выпускаемые в Миассе HONGYAN можно укомплектовать хорошо известными в нашей стране китайскими мостами HANDE. Если передние мосты у IVECO Trakker и HONGYAN схожи по допустимой нагрузке, которая составляет 9 или 10 тонн, то сзади, в дополнение к 16-тонным мостам, у HONGYAN появились ведущие мосты собственного производства с предельной нагрузкой в 20 тонн!
Также отметим, что у IVECO Trakker задняя тележка была только с межосевым расстоянием 1390 мм. По данной причине, при установке увеличенных по диаметру внедорожных шин, мосты приходилось раздвигать. А вот у HONGYAN уже есть заводской вариант задней тележки с увеличенным межосевым расстоянием, составляющим 1530 мм.
Интересный момент: хотя кабина IVECO Trakker похожа на кабину HONGYAN, но у первой механическое, а у второй – пневматическое подрессоривание. Это различие особенно важно для автомобилей, работающих на грунтовых дорогах, стройплощадках и в карьерах. Что касается самой кабины, то как и у большинства тяжёлых китайских грузовиков, у HONGYAN она почти всегда со спальным отсеком: в базовой комплектации здесь есть полноразмерный спальник. Как есть и вещевой ящик, вместо аудиоподготовки штатно установлены магнитола и динамики, а дисплей на приборном щитке стал цветным.
С появлением в арсенале «АМТ Н.В.» китайских грузовиков HONGYAN, предлагаемый модельный ряд выпускаемой в Миассе автотехники значительно расширился. Доступу к двигателям, выдающим уже не 500, а 560 сил, позволил активнее развивать семейство грузовых автомобилей повышенной грузоподъёмности, для которой будут использованы усиленная рама и рассчитанная на увеличенный крутящий момент трансмиссия. В частности, планируется выпуск трёхосных шасси полной массой уже не 50, а 60 тонн. Кроме того, «АМТ Н.В.» выведет на российский рынок автотехнику с 13-литровым 480-сильным двигателем, работающим на сжатом природном газе. И не только!
Идя навстречу пожеланиям заказчиков из северных регионах страны, куда затруднён подвоз обычного топлива, «АМТ Н.В.» ведёт работы над электрическим грузовиком! У этого электротрака будут две интересных особенности.
Во-первых, не предполагается никаких изменений в его в трансмиссии. То есть, электрический грузовик не получит никаких электромостов или мотор-колёс. Просто электродвигатель займёт место дизеля в моторном отсеке.
Во-вторых, для избегания длительных простоев во время зарядки аккумуляторных батарей, их блок сделают сменным. Таким образом, разряженные аккумуляторы не придётся заряжать как обычно, то есть, прямо на автомобиле – их снимут и будут заряжать стационарно. А вместо них на грузовик всего за несколько минут поставят другие, заранее заряженные. Так что ждём электрический HONGYAN уральского производства!