К юбилею БАМа (50-летие отметили!) в Межпоселенческой библиотеке была представлена выставка художниц арт-гостиной «Импрессио». Яркая, запоминающаяся. Среди работ – три картины Любови Константиновны Волковой.
Это очень деятельная творческая натура. Успевает многое: картины писать, в фильмах сниматься, йогой заниматься. Продолжает трудиться в ЦДО. По каждому вопросу у Любови Константиновны есть своё мнение, которое не боится высказать. И всегда в гуще всех событий.
Недавно она отметила свой личный юбилей, а ещё – получила почётное звание ветерана труда Иркутской области. Заслуженно. Поздравляем!
- 1974 год – нам по 14-15 лет. Происходит что-то не очень понятное. На станцию Лена прибывают комсомольцы из самой Москвы. Мы бежим туда. Что творится? Музыка, гул голосов, смех, песни, плакаты…
Весёлые молодые люди в одинаковых куртках, спустившись с поезда, заполнили всю привокзальную площадь. Все улыбаются, обнимаются, слушают приветственные речи. Так начинался БАМ в моей жизни, - вспоминает Любовь Константиновна то время.
Ребята в форме уехали строить Звёздный, Нию, Уоян, Кунерму, а она изучала бамовскую хронику в школе.
- Тогда город Усть-Кут, железнодорожную станцию «Лена» в СССР почти не знали, а посёлок Звёздный, что в 45 километрах от города, знала вся страна. «А-а, Звёздный. Это БАМ. Да, знаем», - говорили незнакомые люди, когда объясняли, откуда мы родом.
Успешно окончив школу, Люба поступила в самый престижный вуз области – Иркутский государственный университет им. А.А. Жданова на филологический факультет. Члены комиссии даже удивлялись, как девушка из провинциального Усть-Кута успешно сдала экзамены на очное отделение ИГУ, где был высокий проходной балл.
Пролетели пять лет учёбы незаметно, а на каникулы девушка всегда спешила домой. Там жизнь кипит: интересно, весело, красиво – всё по-новому!
Попала в число счастливчиков…
Строится и развивается Усть-Кут: микрорайон Лена стал многоэтажным жилым массивом (СтавропольБАМ и КраснодарБАМстрой постарались!). Новая гостиница, школы, предприятия, созданы строительные организации и тресты. Застроены и обжиты новые посёлки: Бирюсинка, Мостоотряд, СМП-158, АЛГЭ, Янталь.
Много молодёжи, строительных отрядов трудятся на градообразующих предприятиях: Осетровский речной порт, Осетровская Судоверфь, Осетровская РЭБ флота. Ребята из вузов центра России: Ленинграда, Москвы, Новосибирска, института имени Патриса Лумумбы. Немало квалифицированных специалистов, образованных, деятельных руководителей. Население города в те годы значительно выросло. Строят новые детские сады и школы.
- И вот – распределение. Самые лучшие студенты остаются в Иркутске, Ангарске или едут на БАМ. Это были счастливчики! Те, кто ехал в Звёздный, Нию. В том числе и мы, приехавшие по вызову гороно, в школы Усть-Кута. Я попала в известную в те годы школу №1 (старый Усть-Кут), - снова погружается в воспоминания моя героиня.
Дети бамовцев стали её учениками. У кого-то Любовь Константиновна была классным руководителем, у кого-то преподавала русский и литературу. Их родители работали водителями, штукатурами-малярами, строителями, мостостроителями, сантехниками, продавцами.
Говорит, что всегда с пониманием и уважением относились к учительскому труду, были отзывчивыми и помогали в школьных и классных мероприятиях.
У школы №1 были прекрасные шефы в лице талантливых руководителей. Это – Кучеренко, Макагон, Дубень, Куракин. Именно эти люди, по её словам, сами работали так, чтобы людям было не стыдно в глаза смотреть, и нацеливали на это свои коллективы.
Знала проблемы бамовских посёлков и их организаций
- Моя трудовая биография снова пересеклась с судьбой БАМа и бамовцев, когда оформляла в муниципальном Агентстве приватизации жилья полученные ими от государства квартиры. Грандиозная стройка была завершена, а проблемы бамовских поселков и их жителей только начинались.
Закрывались, ликвидировались предприятия, начались массовые увольнения. Из неперспективных посёлков потянулись в родные края бывшие строители БАМа. Массовые сокращения работников требовали специальных мер.
Тогда появились Центры занятости населения, где Любовь Константиновна работала с момента образования Усть-Кутского ЦЗН. Сначала – профконсультантом, затем – начальником отдела профобучения, профориентации и социальной адаптации.
Командой специалистов выезжали в Нию, Звёздный, Магистральный. Люди были растеряны, подавлены, нуждались в поддержке.
Хорошо знала проблемы бамовских посёлков и организаций, где часто проводила лекции, консультации. Всегда старалась по максимуму помочь людям.
Получила профессию юриста
- При государственной поддержке через Центры занятости многие жители бамовских посёлков адаптировались к новым условиям после развала СССР. Меня, например, эти сложные судьбы людей привели к решению – изучать трудовое право, заняться юриспруденцией.
Училась с огромным желанием в Московской академии труда и социальных отношений, где получила профессию юриста. Вскоре перешла на государственную федеральную службу – в Департамент по регистрации прав на недвижимость, - говорит Любовь Константиновна.
Новая волна испытаний в этот период (приватизация в России) накрыла бамовцев, многие из которых трудились на железной дороге. Государственная железная дорога объявила об акционировании.
Это означало переход её в частные руки акционеров, дележку, избавление от неприбыльных объектов и подразделений, массовые высвобождения. Официальный уровень безработицы в Усть-Куте тогда достиг небывалых показателей: до семи-восьми процентов, не считая скрытой безработицы. Это напоминало хаос, катастрофу.
И снова бамовцы – её клиенты. Все учреждения соцкультбыта, состоявшие на балансе федеральной железной дороги, либо ликвидировались, либо реорганизовывались, останавливали свою работу.
Их передавали муниципалитету. Огромное количество обжалований увольнений в суде. Огромный отток населения из посёлков.
Оперативно оформляла документы для их выезда в территории с благоприятными климатическими условиями. Для кого-то это было благом, для кого-то трагедией.
Личное участие в судьбе каждого обратившегося
- Пока готовили документы, проникались их историями так, что становились добрыми знакомыми. Личное участие в судьбе конкретного человека – это всегда нарушение своих планов, потеря личного времени и множество (не всегда приятных) эмоций.
Но вместе мы справились! Сколько было зарегистрировано документов за пять лет, чтобы строители БАМа и работники железной дороги смогли уехать на родину или в тёплые края!
Любовь Константиновна Волкова состоит в ветеранской организации бамовцев. Она не укладывала рельсы, не вела кладку кирпичом, но её «кирпич» оказался большим - всей её жизнью! До сих пор трудится в нашем северном суровом краю, в городе, откуда начинался БАМ.
- Сейчас начинается его возрождение - прокладываются вторые пути на Восток. Я никуда не уехала, потому что эти сибирские места для меня самые дорогие, с его интересными людьми, с бамовской историей. Я должна передать эту историю своим детям и внукам, - уверенно заявляет она.
Вы ещё не с нами? У нас интересно...