Естественные местообитания Алтайского заповедника включают объекты рекреационного природопользования и экологического туризма и территории хозяйственных зон поселений и кордонов. В местах посещений и хозяйствования проводились многолетние исследования состава флоры на ключевых участках. Повторные сравнительные наблюдения показали относительную устойчивость растительных сообществ и тенденции к самовосстановлению, наряду с проникновением адвентивных видов.
Развивающееся направление экономики Республики Алтай – рекреационное природопользование и экологический туризм, наряду с традиционным хозяйственным использованием территории. В результате увеличиваются площади, занятые туристическими объектами, уменьшаются зоны традиционного использования под выпас и покосы, происходит трансформация флоры и растительности в результате «косвенной рекреации» – изменения растительности в связи со сменой режима природопользования [Макунина и др., 2023]. Как следствие, повышается привлекательность экскурсионных посещений территорий с особым режимом природопользования – заповедников и национальных парков.
Основными функциями заповедных организаций являются сохранение среды обитания и биологического разнообразия на своей территории, изучение флоры и фауны, а также экологический мониторинг, поэтому при возрастании антропогенной нагрузки целесообразно регулируемое рекреационное использование охраняемых участков при сохранении устойчивости экосистем. Алтайский заповедник и Телецкое озеро входят в число природных объектов единого территориального объекта «Золотые горы Алтая», включенного в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Заповеданная площадь включает горные системы, речную и озерную сеть с многообразными формами рельефа, природными объектами, флорой и растительностью, фауной, поэтому экотуристическая востребованность заповедника повышается из года в год. В условиях особо охраняемых природных территорий (ООПТ) возможность посещений ограничена туристическими объектами и надзором сотрудников заповедника для сохранения устойчивости биогеоценозов. В прителецкой части посетители и волонтеры регулярно присутствуют в окрестностях заповедного села Яйлю и эколого-просветительских площадок «Водопад Кокши» у кордона Кокши, «Водопад Боскон» у кордона Челюш, «Водопад Корбу». Увеличение числа посетителей, несмотря на меры охраны, приводит к выбиванию почвенного покрова и деградации растительности на отдельных участках, внедрению адвентивной флоры [Чухонцева и др., 2008].
В соответствии с проектом «Мониторинг биоразнообразия на особо охраняемых природных территориях Алтае-Саянского экорегиона» Ассоциации заповедников и национальных парков Алтае-Саянского экорегиона по теме «Изучение рекреационного воздействия на территориях сопредельных с ООПТ или входящих в рекреационную зону ООПТ» в наиболее посещаемых местах Алтайского заповедника в 2008 и в 2012 годах под руководством сотрудника научного отдела М. Б. Сахневич были заложены пробные площадки размером 10×10 м в двенадцати модельных сообществах – по три участка в Яйлинском лесничестве вблизи центральной усадьбы с. Яйлю, на смотровой площадке «Водопад Корбу», вблизи кордона Кокши, а также в окрестностях кордона Челюш Белинского участка. На участках были сделаны первичные геоботанические описания и составлены рабочие списки флоры, проведен пересчет деревьев, каждой площади была присвоена стадия рекреационной дегрессии и определен местоэксплуатирующий тип [Веденин, 1980], наблюдения проводились несколько раз за сезон.
Рекреационное воздействие состоит как из прямой (вытаптывание), так и косвенной (изменения среды обитания) нагрузки.
Цель исследований – отследить изменения флористического состава фитоценозов и потенциала возобновления растений для проведения своевременных мероприятий по уменьшению вреда от деградации.
С 2014 по 2020 годы мониторинг площадок проводился совместно сотрудниками АГПБЗ и Центрального сибирского ботанического сада СО РАН (ЦСБС) при участии автора [Летопись природы … , 2008-2020]. В 2016 году повторно были сделаны геоботанические описания, затем проведен анализ многолетнего природного эксперимента. Результаты опубликованы [Жирова и др., 2021] и позволили сделать вывод, что потенциальные тренды изменения флористического состава сообществ выявляются при проведении мониторинговых работ раз в несколько лет.
В полевой сезон 2023 года автор имела возможность провести экспедиционные работы на всех площадках и повторно оценить изменения за 3 вегетационных периода. Маршрутным методом обследованы флора и растительность рекреационных территорий прителецкой части, составлены списки растений и скорректированы геоботанические данные исследуемых сообществ. Материалами сравнительного исследования послужили рабочие списки флоры за все годы наблюдений и итоговые геоботанические таблицы 2016 года [Жирова и др., 2021].
РЕЗУЛЬТАТЫ
Сравнение многолетних наблюдений на ключевых участках с картиной текущего года показали, что выявленный видовой состав сообществ и виды, присутствующие постоянно в фитоценозах, в целом устойчивы. Флуктуации, связанные с выпадением и появлением отдельных видов, не меняют геоботанические характеристики растительности на площадках: антропогенно нарушенные фитоценозы настоящих лугов и смешанных лесов с внедрением луговых видов в травостой лесов и присутствием сорных видов. В этом сезоне средняя высота растительного покрова и отдельных ярусов уменьшена по сравнении со средними значениями многолетних данных.
Высота древесного яруса закономерно возросла. Лесообразующие древесные породы: Betula pendula, Pinus sylvestris, Pinus sibirica, Abies sibirica; и кустарники: Sorbus sibirica, Spiraea chamaedrifolia, Spiraea trilobata, Rosa majalis, Salix caprea, Sambucus sibirica, Rhododendron dauricum, Ribes nigrum, Rubus idaeus, Padus avium, - полностью сохранили свое присутствие на площадках.
Часть травянистых видов не отмечена, например, Amoria repens, Carex arnellii, Myosotis imitata, Oxytropis campanulata, Anemone sylvestris, Galeopsis bifida, Draba nemorosa. Отсутствие ряда минорных видов очевидно обьясняется сезонностью и некоторым увеличением антропогенной нагрузки, как хозяйственной (выпаса), так и рекреационной.
Доминанты, содоминанты, субдоминанты и эдификаторы присутствуют и сохраняют свою роль в сообществах [ср.: Жирова и др., 2021]. Общая картина по травянистым видам довольно печальная, однако ближайшее рассмотрение порадовало некоторыми потенциальными моментами.
На площадке Яйлю 1, наиболее удаленной от поселения и отделенной руслом реки Ок-Порок, отмечено появление в составе флоры горного третичного реликта Sanicula giraldii, а также лесного вида Paris quadrifolia, несмотря на интенсивный выпас, последний ядовит и животными не поедается.
На площадке Яйлю 2 отмечены всходы Sorbus sibirica, на наиболее деградированной ближайшей к поселению Яйлю 3 с интенсивной пастбищной нагрузкой – подрост Pinus sylvestris и Larix sibirica.
На смотровой площадке Корбу 1 появились древесно-кустарниковые виды Sambucus sibirica и Alnus fruticosa, несмотря на увеличение потока туристов и уменьшение наблюдаемой площадки. Минимально трансформирован лесной участок Корбу 2, однако по краю тропы присутствует рудеральный Poa annua, зато добавились полукустарник Rubus idaeus, древесная лиана Atragene sibirica, подрост Abies sibirica. Значительная часть площадки Корбу 3 ныне занята верандой, тем не менее вне площадки по сохранным краям восстанавливается Vaccinium vitisidaea, подрост кустарников и древесных растений: Sorbus sibirica, Padus avium, Spiraea chamaedrifolia, Pinus sibirica, Pinus sylvestris, Alnus fruticosa, Lonicera tatarica, Caragana arborescens и Rhododendron dauricum.
На сильно заваленной плавником площадке Кокши 1 отмечены всходы Pinus sibirica. На затопляемой территории площадки Кокши 2 и на частично вытоптанной территории Кокши 3 появляются проростки Pinus sylvestris.
На самой деградированной пробной площадке Челюш 1 рядом с пристанью и кордоном, а также на летнике Челюш 2 развивается подрост Betula pendula.
Ранее эти участки практически не использовались, в настоящее время выпас возобновился, и по видовому составу, проективному покрытию и структуре травостоя заметна деградация, присутствуют антропогенные виды Poa annua и Polygonum aviculare, заносные Impatiens glandulifera и Urtica cannabina.
Наряду с аборигенными видами, на площадки внедрились и сорно-рудеральные адвентивные виды Urtica dioica, Urtica cannabina, Chamerion angustifolium, Impatiens glandulifera, Chelidonium majus и Arctium tomentosum.
ВЫВОДЫ
Базовый этап мониторинга рекреационных площадок с 2008 по 2020 год достаточно полно выявил флористический состав растений на пробных участках. Ранее опубликованные результаты многолетних наблюдений позволяют сравнивать состояние растительных сообществ и выявлять тенденции к изменениям.
Исследования показали, что флористический состав всех сообществ на протяжении полутора десятков лет оказался достаточно устойчив. Спектр доминирующих видов в целом сохраняется, но изменяется сезонно.
Ключевые участки в окрестностях поселения Яйлю наиболее подвержены пастбищному использованию, однако показали восстановительный потенциал с появлением древесных растений и проникновением новых травянистых видов.
При уменьшении выпаса возможно восстановление состава, хотя восстановление растительных сообществ займет немало лет вследствие сильного перевыпаса.
Пробные площади у водопада Корбу наиболее подвержены рекреационному воздействию, и в ближайшие годы нагрузка будет расти. Однако восстановление древесной растительности происходит с сопредельных участков и имеет шансы восстановить не только флору, но и растительность. Поскольку часть площадок занята туристическими объектами, рекомендуется дальнейшие наблюдения проводить на свободных участках, максимально включающих первичные площадки в пределах тех же растительных сообществ.
Лесные площадки вблизи кордона Кокши в настоящее время наименее используемые и потенциально восстанавливают хвойные древесные виды, за ними последует и травянистый покров. Тем не менее для продолжения мониторинга рекомендуется сдвинуть модельные участки из зон затопления и заноса плавника на сопредельные территории, полностью соответствующие геоботаническим описаниям первичных площадок, поскольку такие имеются во всех случаях.
Луговые площадки в окрестностях кордона Челюш по результатам многолетнего изучения представлялись наиболее перспективными для полноценного восстановления, однако в текущем сезоне проявляют тенденцию к зарастанию березой и внедрению адвентивной флоры.
Для выявления потенциальных трендов изменения флористического состава сообществ рекомендуется проведение мониторинговых полевых работ на ключевых площадках раз в несколько лет.
Автор благодарит Сергея Петровича Ерофеева, администрацию и сотрудников Алтайского заповедника за организацию полевых работ на территории заповедника и акватории Телецкого озера.
*Публикуется по материалам статьи - Жирова О. С. Мониторинговое обследование растительных сообществ рекреационных территорий Прителецкого побережья Алтайского государственного природного биосферного заповедника // ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В АЛТАЙСКОМ БИОСФЕРНОМ ЗАПОВЕДНИКЕ. – Вып. 6 / под ред. Т. А. Бекетовой – Горно-Алтайск: ФГБУ «Алтайский государственный заповедник», 2024. – 226 с.