Найти тему
Палитра жизни

Особенности метания системы образования в СССР (весёлый рассказ)

Это рассказ из нашей книги, посвящённой школьным годам и встречам класса после окончания школы. Книга состоит из небольших и больших историй, весёлых и грустных, чуть трагичных и обыкновенных, а порой даже криминальных). В сентябре самое время вспомнить про школу и улыбнуться))

Отец просто соловьём разливался сначала на тему вечеринок своей молодости, а затем стал вспоминать свою учёбу в шестом и седьмом классе.

- У каждого поколения есть свои воспоминания, неповторимые… Вы вот сейчас учитесь в седьмом классе, время от времени я вспоминаю историю, которая произошла со мной и моими очень близкими друзьями примерно в это время.

- Наташка, ты знаешь эту историю?

- Похоже, что нет. Я смотрю, у вас тут просто вечер воспоминаний и обмена опытом.

- Если честно, мне интересно послушать твоего отца.

- Хм… тогда постараюсь, ребята, всё точно вспомнить, но учтите, ведь это было очень давно.

Отец, предложив гостю чаю, стал вспоминать историю прошлых лет. Учился он тогда в шестом классе, шёл примерно 1926-27 год. В те годы вовсю шли эксперименты в области образования. Вдруг кому-то пришло в голову внедрить бригадную систему обучения с очень благородной целью, конечно, а именно повышения успеваемости подрастающего поколения и увеличения его интереса к учёбе. И ещё, обязательно воспитания товарищества и чувства коллективизма. Весь шестой класс поделили на группы-бригады по пять-шесть человек в каждой. Распределиться по группам великодушно разрешили с учётом личных привязанностей и дружбы. Кстати, мальчики и девочки в то время часто обучались в разных школах. Отец учился в школе, где учились только мальчишки. Бригаду они сколотили быстро, в неё, конечно, вошли все закадычные друзья. Правила обучения обсуждали долго и объявили заранее. Они вполне устроили мальчишек, которые не сильно заботились процессом получения новых знаний.

Итак, по расписанию у них, например, урок географии. От бригады домашнее задание отвечает один человек, он получает какую-то оценку, и она, эта оценка, выставляется всем членам бригады в журнал. Предполагалось, что домашнее задание готовят всем составом. Как же всё это происходило на самом деле? Один учит и отвечает по географии, другой читает тексты по литературе и так далее. Им разрешалось самим выставить представителя для ответа на уроке. Прикиньте, как всем сразу стало удобно и хорошо. Конечно, учителя считали, что все ученики участвуют в подготовке домашних заданий, все помогают друг другу и подтягивают отстающих. Дружба, взаимовыручка, своевременная помощь, ответственность за товарищей, воспитание трудолюбия и, наконец, получение коллективных результатов – об этом можно только мечтать.

Успеваемость класса действительно вдруг резко повысилась, почти все стали отличниками и хорошистами, у детей появилось много свободного времени. Они стали больше заниматься спортом, ходить в разные кружки, наконец, бегать на улице. В общем, у них наконец-то наступило то самое счастливое детство, о котором им прожужжали все уши. Учителя, и то находились в состоянии педагогической эйфории, и решили на этом не останавливаться.

Кому-то из руководства школы в голову пришла очередная гениальная педагогическая мысль: перевести самую успешную бригаду в следующий класс досрочно. В эту бригаду как раз и попал отец Наташи. Из шестого класса их всех полным составом после нового года по результатам текущей успеваемости официальным приказом директора школы перевели в седьмой класс.

Но программу следующего класса «отличники» из шестого класса почему-то не потянули. Догнать пройденный когда-то без них материал они так и не смогли. Эксперимент признали неудавшимся и прекратили. Мальчишек до конца года вернули обратно в шестой класс. Уходящие героями они возвращались, увы, с понурыми головушками. Ряд учеников над ними в открытую смеялся.

- Заоблачные утопические попытки в школе внедрить что-то новое должны быть очень взвешенными и осторожными, - веско сказал отец Наташи, завершая рассказ. – Надеюсь, что судьба будет к вам более благосклонной, и вас не подвергнут такому эксперименту.

- А мне бы хотелось поучиться по такой системе хотя бы неделю, чтобы… - мечтательно произнёс Володька.

- Ага, нахватать всем пятёрок, - закончила за него Наташа.

Обмен опытом разных поколений успешно состоялся.