Найти тему

Играй, узнавай, гордись. Как «настолки» помогают изучать Дальний Восток

Оглавление
   Играй, узнавай, гордись.
Играй, узнавай, гордись.

Пока одни считают, что гаджеты со временем вытеснят из нашей жизни печатные книги и настольные игры, для других традиционные виды досуга остаются самыми любимыми. Настолки популярны среди детей и взрослых. Это прекрасный способ провести время в компании друзей или всей семьей. Увлекательные игры создаются и на Дальнем Востоке. С их помощью можно не только отдыхать, но и учиться, больше узнавая о географии, истории и культуре регионов. А их авторы — люди творческие, думающие, зажигающие других своими идеями.

   Фото: Из личного архивa/ Анастасия Сухорукова
Фото: Из личного архивa/ Анастасия Сухорукова

Ключи от города

Парадоксально, но часто меньше всего о городах знают их коренные жители. Мы привычно топаем по знакомым маршрутам, не поднимая головы и не оглядываясь по сторонам. А туристов меж тем поражают необычная архитектура, зеленые улицы и уютные дворики, которые просто дышат историей.

Хабаровчанам по-новому взглянуть на город, в котором они живут, поможет книга «Конструктор. Прогулки по Хабаровску». Ее авторы — команда энтузиастов из двух местных творческих мастерских. Первый вариант издания подготовили еще в 2016 году. Отпечатанные на принтере 100 экземпляров разошлись быстро.

— Когда мы работали над проектом, вдохновлялись книгами-бродилками, изучали примеры из других городов, — рассказывает один из авторов Анастасия Сухорукова. — Сами пошли исследовать каждый маршрут, фотографировать артефакты и узнавать об их происхождении. Нас, как детей, интересовало все: сколько разных фонарей можно сосчитать на этой улице, как называются корабли и суда, проплывающие по Амуру, и какие же интересные домики у зверей в зоосаде.

Книга поможет отправиться в путешествие по городу, узнать интересные факты о нем. Она продумана таким образом, что каждый может стать ее соавтором и творцом. На страницах издания можно и нужно рисовать, записывать, клеить. В 2023 году на продолжение проекта получили грант Президентского фонда культурных инициатив, и началась более профессиональная работа над новым тиражом.

К оформлению подключилась местная дизайн-студия. Получилась большая и красивая книга, авторы учли прошлые ошибки, да и город за эти восемь лет изменился.

— Самым сложным оказалось отобрать материал — ведь его бесконечное множество, — поделилась редактор книги Татьяна Серебренникова. — В результате в конструктор вошли 28 маршрутов. Текст писали простым и доступным языком — как для своего ребенка.

В поддержку проекта, который назвали «Ключи от города», создали сайт. Там разместили все, что не поместилось в печатном издании. А еще выпустили игру «Город каменной черепахи» в формате «бродилки» с кубиками и фишками. Она охватывает еще большую географию: здесь можно путешествовать от железнодорожного моста до сопки Змеинка в Хехцирском заповеднике.

   Фото: ТИЦ Хабаровского края
Фото: ТИЦ Хабаровского края

Родина китов и самолетов

Последние несколько лет активно идет работа по развитию туристической привлекательности Хабаровского края. Наш регион обзавелся собственным брендом и символом — гостей встречает китолет. Появляется много брендированных сувениров для туристов. Среди них игра «Родина китов и самолетов», созданная министерствм туризма края и региональным Туристским информационным центром.

— Хабаровский край — место максимально многоликое. Здесь невероятная природа, мощные предприятия, у края захватывающая история. Как обо всем этом рассказать в рамках одной настолки? Решили создать четыре тематических поля: столица, природа, промышленность и история, — делится начальник отдела медиа сопровождения АНО ТИЦ Ксения Кузнецова. — Над каждым работал отдельный художник, перед ним стояла задача узнаваемо изобразить ключевые достопримечательности, при этом объединив их в общую картину. В конце партии игроки собирают свой пазл из впечатлений.

По-настоящему увлекательная игра немыслима без азарта и веселья. Поэтому игроки соревнуются друг с другом. Чтобы получать детали-впечатления, нужно выполнять разные задания: придется проявить интеллект, креативность и даже продемонстрировать спортивную подготовку. Кубик решает, достанется ли вам что-то, в чем вы сильны, или придется освоить новое. Выигрывает тот, кто соберет пазл быстрее.

— За счет того, что в «Родине китов и самолетов» встретились сразу несколько жанров — тут и сборка пазла, и викторина, и разнообразные творческие задания, каждый находит в ней то, что любит, — продолжает Ксения. — На фестивале «Дни Дальнего Востока в Москве» мы играли в нее и со взрослыми, и с детьми, и все получили море положительных эмоций. Многие говорили, что теперь хотят поехать в Хабаровский край. Родители часто отмечали: здорово, что кругозор ребенка, а заодно и свой можно расширить в таком увлекательном формате.

Она добавила, что игра получилась «по-настоящему тимбилдинговой». На фестивале она помогала быстро подружиться незнакомым людям.

— Мы с коллегами тоже любим сыграть партию, когда есть свободное время. Очень объединяет и поднимает настроение, — отмечают в ТИЦ.

   Игра «Путешествие по Охотскому морю» Фото: ФГБУ «Заповедное Приамурье».
Игра «Путешествие по Охотскому морю» Фото: ФГБУ «Заповедное Приамурье».

Путешествие по Охотскому морю

Отправиться в большое дальневосточное приключение предлагает краеведческая игра «Путешествие по Охотскому морю». Для ее создания объединились краеведы и экопросветители из нескольких регионов — специалисты ФГБУ «Заповедное Приамурье» в Хабаровском крае, сахалинского клуба «Бумеранг» и Дома детского туризма и экскурсий на Камчатке. Совместными усилиями собрали информацию и по Магаданскому краю. И снова встала задача отобрать самые интересные объекты, сжато и емко рассказать о них, но так, чтобы непременно захотелось увидеть их своими глазами.

— Игроков ждут три разных набора карточек: в «Достопримечательности» вошли значимые объекты Охотского моря — острова, охраняемые территории, места скопления китов или тюленей, памятники природы, исторические города-порты — всего 92 карточки. В Охотоморском бассейне есть поистине уникальные объекты, которых во всем мире единицы! Это просветительская часть игры, — увлеченно делится начальник отдела экопросвещения Комсомольского заповедника Екатерина Кондратьева. — В карточках «Общие вопросы» — самое «вкусное» про историю, население, рекорды, географические особенности, биоразнообразие моря — о его рыбах, птицах, морских млекопитающих. Это часть больше на общую эрудицию и смекалку. Экообразование предполагает обучение и тому, как правильно вести себя на природе, особенно в заповедных зонах. Так родилась третья колода карточек «Условия». Здесь игроки будут решать вполне реальные ситуации, с которыми краеведы сами сталкивались в поездках по Охотоморью: например, что делать, если вы встретили запутавшегося в сети тюленя или заметили в акватории нефтяное пятно.

Игротехника «Путешествия по Охотскому морю» выстроена так, чтобы гармонично объединить использование всех карточек. Варианты прохождения игры практически не повторяются — маршрут каждого участника становится индивидуальным и познавательным.

Вот так неравнодушные увлеченные люди делятся своими знаниями и творчеством. Благодаря им, гости Дальнего Востока могут познакомиться с его красотой и мощью и увезти с собой в качестве сувенира увлекательные игры. А местные жители узнают новое о родное земле.