Найти в Дзене

Diadora: от ботинок для армии до формы для сборной. Легендарный итальянский бренд

1990 год – Италия принимает чемпионат мира по футболу. У хозяев – отличный состав: Паоло Мальдини, Вальтер Дзенга, Карло Анчелотти, Тото Скиллачи и, конечно, Роберто Баджо. Страна мечтает повторить успех 1982-го, но все же вместо золота итальянцы взяли только  бронзу. А в какой форме играла команда? Конечно, же в Diadora. Эта марка наряду с Kappa была самым сильным спортивным брендом Италии. Тогда компании по-сути разделили сферы влияния: Kappa поставляла экипировку для клубов, а Diadora – для сборных. Так вышло, что в последние годы о Diadora почти ничего не слышно, но это бренд с большой историей. Все началось еще в годы Первой мировой, когда итальянцы воевали с австрийцами. Фронт пролегал в Альпах, а окрестности Венеции превратились в огромный армейский лагерь. Здесь базировались резервные войска, но со снабжением у итальянцев были проблемы. Пришлось задействовать местных жителей, которые шили форму и мастерили обувь. Причем кирзовые сапоги не подходили – нужны были ботинки, чтобы в
Оглавление

1990 год – Италия принимает чемпионат мира по футболу. У хозяев – отличный состав: Паоло Мальдини, Вальтер Дзенга, Карло Анчелотти, Тото Скиллачи и, конечно, Роберто Баджо. Страна мечтает повторить успех 1982-го, но все же вместо золота итальянцы взяли только  бронзу.

Сборная Италии на ЧМ-1990
Сборная Италии на ЧМ-1990

Легендарная форма

А в какой форме играла команда? Конечно, же в Diadora. Эта марка наряду с Kappa была самым сильным спортивным брендом Италии. Тогда компании по-сути разделили сферы влияния: Kappa поставляла экипировку для клубов, а Diadora – для сборных. Так вышло, что в последние годы о Diadora почти ничего не слышно, но это бренд с большой историей.

Итальянские солдаты в Первую мировую войну
Итальянские солдаты в Первую мировую войну

Начало

Все началось еще в годы Первой мировой, когда итальянцы воевали с австрийцами. Фронт пролегал в Альпах, а окрестности Венеции превратились в огромный армейский лагерь. Здесь базировались резервные войска, но со снабжением у итальянцев были проблемы. Пришлось задействовать местных жителей, которые шили форму и мастерили обувь. Причем кирзовые сапоги не подходили – нужны были ботинки, чтобы в них было удобно перемещаться по горам.

На одном таком семейном производстве трудился еще юный Марчелло Даниэли. Так он освоил обувное дело и не забросил его даже с наступлением мира. Правда, понадобилась еще одна мировая война и несколько десятилетий, чтобы превратить маленькую мастерскую в мировой бренд. В 1948-м он вместе с бизнес-партнером Ринальдо Менегоном открыл фирму – пока еще без названия. Поначалу они выпускали обувь для альпинистов, но в середине XX века спрос на нее был минимальным. В 1967-м Менегон разочаровался в проекте и покинул его.

Перестройка

Для Марчелло Даниэли это был сигнал. Он полностью переоборудовал производство, переориентировался на спортивную обувь и наконец-то обзавелся брендом – Diadora. Существует как минимум три версии, почему Марчелло выбрал такое название. Одна из них отсылает к греческому слову, обозначающему дары, почести и таланты, – δώρα (читается как «дора»). Якобы это слово Даниэли услышал от друзей. Вторая версия утверждает, что еще в 1920-е годы существовало спортивное общество с тем же названием, которое также было вдохновлено греческим языком. Третья (самая странная) связывает бренд с древним именем хорватского города Задар, которым в прошлом владели венецианцы. De Ladera – это «из Задара», что позже итальянцы исковеркали, превратив в Diadora.

Бьерн Борг и его новенькие кроссовки Diadora
Бьерн Борг и его новенькие кроссовки Diadora

Рост популярности

О бренде узнали благодаря теннису. В начале 1970-х престиж этого вида спорта резко вырос. Например, в 1973-м все следили за «битвой полов» – выставочным матчем между легендарным ветераном Бобби Риггсом и действующей теннисисткой Билли Джин Кинг. Эта встреча заставила бренд действовать. В 1975-м фирма подписала контракт с переехавшим в Италию австралийцем Мартином Маллиганом, но тот уже заканчивал карьеру. Зато настоящей находкой стал молодой швед Бьорн Борг – в 1976-м он выиграл Уимблдон, вошел в число самых известных теннисистов мира и стал лицом Diadora.

Бен Джонсон
Бен Джонсон

Не отставали и легкоатлеты: компания заключила контракт с Габриэллой Дорио, будущей олимпийской чемпионкой в беге, а также с Беном Джонсоном, который в 1984-м взял две бронзы. Затем настал черед «Формулы 1»: Diadora стала поставщиком обуви для Айртона Сенны, Ники Лауды и Алена Проста.

Обувь Аиртона Сенны
Обувь Аиртона Сенны

Освоение футбольного рынка

И, наконец, – прорыв в футболе. К середине 1980-х знаменитый логотип компании в виде стрелы мелькал в трансляциях самых разных видов спорта. С футболистами она тоже сотрудничала, но не так активно, однако в 1986-м Diadora подписала большой контракт с Федерацией футбола Италии. Компания, которая прежде почти не ассоциировалась с формой (футболки для команд из Израиля – не в счет), изготовила комплекты для сборной.

Франческо Тотти в форме «Ромы» от Diadora
Франческо Тотти в форме «Ромы» от Diadora
Сотрудничество продолжалось до 1994-го, и оно открыло фирму для других команд: от «Ромы» и  «Болоньи» до «Торпедо» и «Зенита». К концу века конкуренты потеснили знаменитый бренд, но он по-прежнему жив и сейчас активно работает с клубами из Скандинавии и турецкой лиги.

Подписывайтесь на канал - у нас интересные истории о футболе за пределами поля.