Знакомьтесь – это Лана, коренная петербурженка. Вообще-то она Светлана, но сама себя всегда ощущала иначе. В детстве просила называть её… Катей. Позже собиралась поменять паспорт, официально сменив имя на красивое производное – Лана. Но в итоге не стала. Хорошенько подумав, решила, что в разнообразии есть своя прелесть: для одних можно быть Ланой, для других Светой, а для третьих – Вегой.
Как и у многих коренных петербуржцев, в семейной истории Ланы имеются свои блокадные страницы. Ужас осаждённого Ленинграда пережила её любимая прабабушка Надя. Лана может бесконечно рассказывать о ней, и среди множества историй есть поисковая.
После ишемического инсульта прабабушка сдала: стала утрачивать навыки и забывать всё, что случилось недавно. Труднее всего признать деменцию у близких людей. Любые проявления хочется списать на возраст, характер, совпадения, на всё что угодно, кроме страшного диагноза… Лана с мамой старались за бабулей следить. Гулять одну не отпускали, максимум во двор посидеть на скамейке, чтобы её было видно в окно – так же, как когда-то сама она следила за своей правнучкой Ланой. И всё бы ничего, но иногда бабушка забывала, что ей нельзя никуда уходить. Правда, обычно дальше двора уйти не успевала – десятилетняя Лана быстро замечала, что скамейка опустела, и приводила бабулю назад. Но однажды что-то пошло не так. Бабушка Надя пропала. «Это чувство не описать словами. Вот вроде минуту назад человек был – и словно растворился», — до сих пор с содроганием вспоминает Лана. Со двора несколько выходов, вокруг четыре улицы, за домом – железнодорожная станция и автобусная остановка. Куда бежать?.. Лана прабабушку всё-таки нашла. На лавочке во дворе возле парадной. Совсем в другом дворе и у чужой парадной. Это был первый «найден, жив» нашей Веги за несколько лет до появления отряда.
Лана уверена, что весь её жизненный путь определяют случайности.
Например, в десятом классе она, будучи совершенно не спортивной, почему-то попала в команду по чирлидингу и стала кандидатом в мастера спорта. А после школы, уже подавая документы на программную инженерию, в последний момент передумала и по совету незнакомой женщины поступила на факультет прикладной информатики в информационной сфере. До сих пор считает это лучшим решением.
С детства Лану интересовали возможности человеческого организма: как он работает, почему ломается и как это можно исправить. В итоге всё тот же случай подстроил так, что уже год она работает в ортопедической компании.
В отряд Лана тоже попала случайно. Хотела помогать животным, но в ближайших приютах волонтёры на удивление оказались не нужны. Что ж, людям помощь тоже необходима. Например, потерявшимся.
Подписалась на группу «ЛизаАлерт» в соцсетях и практически сразу увидела пост о наборе на обучение в группу просмотра и анализа – ГПА. Абсолютно ничего не зная об отряде, Лана решила попробовать и очень удивилась, что её взяли. Обучение прошла успешно, однако для того, чтобы полноценно влиться в новую жизнь, ей понадобился почти год: «Меня не пугали поиски, детские резонансы, просто нужно было время, чтобы осознать, где я нахожусь».
Добровольцы ГПА просматривают снимки, сделанные с беспилотников. Это очень ответственная задача, требующая высокой сосредоточенности и терпения, ведь среди пёстрых пятен листвы и травы так легко упустить еле различимую точку, которая может оказаться корзиной заблудившегося или оброненной кепкой. К счастью, наша Вега из тех редких людей, которые любят монотонную работу.
Спустя полгода Лана прошла обучение ещё и в группе оперативного оповещения и вместе с другими единомышленниками стала распространять информацию в соцсетях. Вначале из-за учёбы, а теперь из-за рабочей пятидневки она редко может выезжать на поиски, поэтому помогать из дома – лучший для неё вариант. Вега трудится сразу в нескольких домашних направлениях и везде успевает.
Секрет работоспособности одновременно сложен и прост: чтобы хорошо выполнять любые задачи, нужно грамотно распределять своё время и уметь отдыхать.
Отдых у Ланы ассоциируется с водой в разных её проявлениях. В этом году – всё чаще на новеньком сапборде. В воде она чувствует себя комфортно, уютно и безопасно. А ещё это красиво.
— Недавно плавала на карьере. Пыталась переплыть его, но сил не хватило. Вышла на берег отдохнуть – и тут начался дождь. Полный штиль, отсутствие людей и капли дождя, вспенивающие воду пузырями, — восхитительно!
У всех в отряде есть свои памятные поиски. У Веги их два. Первый – когда она выехала в качестве помощника пилота дрона. Ребёнок. Найден, погиб. Такое не забыть. Всё это время Лана думала о нём, о его близких, мысленно рассуждала, всё ли мы сделали, что могли. И сильно переживала за инфоргов – как они-то выдерживают это эмоциональное напряжение?
А второй поиск – это уже чистый позитив. Один из тех воодушевляющих случаев, когда ты, казалось бы, просто сидишь дома, размещаешь в районной группе пост о поиске потерявшегося дедушки – и находишь! Неравнодушные люди заметили пожилого мужчину, который блуждал среди высоток. Написали об этом в местное сообщество, и их пост опубликовался практически одновременно с нашей ориентировкой. Здесь всё сработало идеально. Родные вовремя обратились в полицию и «ЛизаАлерт», прохожие проявили участие, администраторы группы оперативно опубликовали информацию о поиске, а волонтёры остались дома, не успев выехать на место. Эх, если бы все поиски проходили именно так!
Все четыре года, что она в отряде, Вега пытается понять, а какая же у неё мотивация? Зачем она тратит время на поиск незнакомых людей? И до сих пор однозначного ответа не нашла.
— Я много раз перебирала в мыслях популярные причины: мечта изменить мир к лучшему, желание почувствовать себя героем, стремление спасать, отработка каких-то внутренних проблем, – но ни одна из них не откликается во мне. Возможно, потому, что отряд стал частью моей жизни, и я не могу представить её иначе. Это прозвучит странно, но меня мотивирует отсутствие мотивации в привычном смысле. У меня нет цели чего-то добиться или кем-то стать, поэтому мой поисковый путь, надеюсь, никогда не закончится. Такой подход позволяет мне просто делать то, что я считаю важным, без давления и спешки. В то же время отряд изменил мою жизнь. Здесь я повзрослела, научилась помогать там, где это действительно нужно, не вмешиваясь, когда люди могут справиться сами. Нашла много новых друзей по всей стране и приобрела самых близких людей. Стала увереннее в себе и даже организовала уютный клуб по обмену открытками.
Лана очень хочет осуществить мечту детства – научиться играть на фортепиано. И она близка к этому: купила инструмент, сама разбирает видеоуроки. Следующий шаг – занятия с преподавателем. Не за горами тот день, когда на встрече отряда мы услышим в её исполнении «К Элизе» Бетховена. Или «Колдун» КиШа.
Да, а почему Вега? Всё вполне очевидно. В тот период, когда она попала в отряд, Лана увлекалась астрономией и часто рассматривала звёзды. Пятая по яркости звезда под названием Вега особенно привлекала её внимание. Когда наступил момент выбора позывного, Лана поняла: это именно то, что нужно – коротко, звонко, красиво, легко запомнить. А после узнала, что один из альбомов любимой многими в отряде группы «Грот» называется «Ледокол Вега». Что, конечно же, опять случайность, которая в её случае является частным вариантом закономерности.