Дочери моих друзей хвастаются в ленте студенческими билетами престижных вузов. Две из них поступили в Высшую школу экономики, а моя младшая двоюродная сестра – в московский Политех. Это все очень здорово и волнительно: в их возрасте я ещё песок ела, не понимая, ни куда хочу поступить, ни что хочу изучать, ни зачем это всё нужно в принципе.
Я была очень удобным ребёнком, который можно пересадить, как овощ, куда нужно родителям. До этого я десять лет покорно сидела в немецкой гимназии, как приколоченная, и изучала все, что дадут.
Прошло очень много лет, прежде чем я поняла, для чего нужно учиться в принципе, и самое главное, что с помощью любых специализированных знаний можно делать много всяких классных штук в своей жизни и в жизни других людей. На радость, на счастье и на приятные для них приключения.
Я поступала в 2005-м году. В нашей семье все ещё волокся хвост Перестройки, времени сбитых ориентиров и полного всеобщего непонимания, как в принципе жить в изменившихся условиях. Среда была предпринимательская. У нас в гостях постоянно толпилась куча красивых гламурных людей, мама носила Versace на семинары и корпоративы. При этом практически никто не работал по специальности. С маминого потока в медицинском институте из двухста человек в профессии остались три.
Разговоры шли соответствующие: "Может быть, детям вообще не стоит поступать? Может быть, вся эта система уже устарела? Те, кто преподают университетах – теоретики, которые совершенно ничего не умеют по своей специальности, если их бросить в реальные условия. А учиться надо у практиков, у тех, кто уже достиг успеха и зарабатывает хорошие деньги."
Все, конечно, очень хотели, чтобы их дети учились у практиков, чтобы это ни значило. Я даже не представляю, как это возможно в ряде специальностей, но, вероятно, речь шла о прежде всего о том, чтобы на кафедру взобрались какие-нибудь богатые и успешные люди, выкроив невероятным идеализмом время для подрастающего поколения.
Моё поступление на филфак шло вразрез со всеми этими разговорами. Это была априори финансово бесполезная авантюра. Хорошо хоть, поступила на бюджет и почти самостоятельно, потому что вряд ли на фоне всех этих непонятных настроений кто-то всерьез решил оплачивать мою учебу. Родители были не плохие и не халатные: они сами на тот момент честно заблудились в векторах, а я просто следовала за семейными традициями вопреки любым лозунгам, как лосось на нерест.
Сейчас я вспоминаю и диву даюсь, как все же выбрала свою дорогу среди всех противоречивых наставления. То "поступай в Москву", то "наплюй на всё", то "мечтай смелее, мы во всём поможем", то "давай-ка постарайся заработать сама, чтобы оплачивать обучение своей мечты". Мечты у меня не было, а если какая-то и была, то я точно понимала, что в 17 лет её не потяну.
Всё, что я могла, это поступить, куда получится, и так, чтобы не менять свой образ жизни, а потом в процессе потихонечку дозреть. Я не понимала, что ждать от вуза, но я точно знала, что в процессе встречу свою специальность, как первую любовь.
Любовь действительно случилось. Я влюбилась в семиологию и стилистику текста, специальности, обеспечивающие адекватный перевод с одного языка на другой. Если бы я не стала стилистом гардероба уже к концу пятого курса, то, наверно, когда-нибудь смогла бы стать хорошим переводчиком художественных текстов – возилось бы с сериалами, а если повезло бы, переводила бы театральные пьесы или толстые роман, но тогда я этого ещё не знала и занималась из любви к искусству.
У меня не было тех самых практиков в окружении и некому было мне эти дорожки подсказать. Бабушка, окончившая ИНЯЗ первой в нашей семье, проработала школьный учительницей 30 лет, и больше любила возможность проявить на уроках артистизм, чем сам язык. Насчёт меня были планы в том смысле, что я могла бы переводить синхронно переговоры больших дядь, но как это происходит в реальности, никто не знал даже близко.
В итоге, я защитила несколько курсовых подряд по нюансам перевода юмористических текстов, а завершила его дипломом по взаимопроникновению устной и письменной речи в интернете. Тогда это была очень актуальная тема, но как и всё, что назначил научный руководитель, а не выстрадал сам студент, ценность этого мероприятия не была мной до конца осознана. Она догнала меня только спустя несколько лет, когда стало ясно, что на этих теоретических наработках можно вытянуть почти любую актуальную практику, от тех самых устных переводов до редактуры, от тренингов персонала по деловой переписке до блоггинга – всё, что касалось слов, записанных или произнесённых в нужное время, нужным людям и в нужной ситуации.
Может быть, если бы я видела рядом людей, влюбленных в свои специальности, я быстрее очнулась бы от этого тягостного сна и поняла, что от теории до радостной, взахлеб окрыляющей практики один шаг. Но дипломы моих родителей лежали в столе, как необходимый, но атавистический атрибут взрослой жизни. Возможно, именно поэтому я не сильно переживала когда перешла из журналистики и копирайтинга, которые ощущались как безрадостное продолжение учебы, на сюжетную линию стилиста.
Детский вопрос, кто важнее и лучше, теоретики или практики, всерьез мучал меня до недавних пор. Теория и практика перемежались. Четыре года аспирантуры были временем как будто чистой теории, но она поставила на ноги мою практику и раздвинула границы до состояния "сам черт не брат". Всевозможные тренинги, предпринимательские курсы в сети, контакты с бывшими одногруппниками, некоторые из которых всё же защитили кандидатские и уже понаписали учебников, ощущаются как знакомство с чужой практикой.
Кроме того, стало понятно, что и среди теоретиков, и среди практиков есть разные типы личности. Теоретик может быть честным аккумулятором знаний, влюбленным фанатом своей специальности, романтичным фантазером или интриганом, таким же многообещающим и опасным, как ложный белый гриб. Практик может быть скромным ремесленником, талантливым художником, влюбленным в людей счастливцем или опять же имитатором, который красив, как ландскнехт в таверне, но его слова так же надо на десять делить.
Если бы я сейчас рассказывала своим детям, как и у кого стоит учиться, я бы, наверное, объяснила им, что хорошо бы получить навыки теоретической работы – для этого и нужны высшие учебные заведения. В них хочешь - не хочешь, а придётся проводить исследования, и лучше всего, если сразу возьмёшься за проблемы, которые считаешь важными для себя. Эти навыки выручают, когда учиться не у кого и приходится улавливать знания из воздуха, опираясь на собственную смелость и общую базу, годную для этой области.
Что до практики, сказала бы я, то все мы в любом случае становимся практиками. От этого не отвертишься. Реализуясь в собственной профессии, ты неизбежно приобретешь уникальный опыт. Его можно будет с другими мило обсудить, но лишь с очень большим трудом передать на кончиках пальцев, и то не всем. Именно для этого существуют всевозможные конференции, отраслевые издания, сообщества специалистов и самые классные друзья. Практика довольно быстро устаревает. Если хочешь сэкономить время, а не разбираться сам, рискуя застать лишь уходящий поезд с возможностями, то обязательно нужно уделять время обмену опытом. Даже если нет в твоей профессии конференций, то наверняка есть тусовки: предпринимательские клубы, негласно выбранные места отдыха или тренинги, которые используют как предлог пообщаться люди, которым "надо больше всех".
Есть мнение, что теоретики мало зарабатывают, а сама теория ничего не стоит. Я бы с этим поспорила. Карьеру теоретика нужно себе позволить. Практика стоит в моменте дорого, но и отдает сторицей. Чтобы быть теоретиком и как-то выживать на уровне хотя бы бытовых потребностей, нужно очень здорово разбираться в том, кто купить аккумулированные тобой знания. Гранты, работа на определенные заведения, миграция кадров от одного работодателя к другому - всё это тоже требует энергии, которой позавидовали бы практики.
Практики - эффектные ребята, они всегда на виду. А вот теоретик - это особая единица, которую не видно на авансцене, но без которой ни одна область развиваться не может. В то время, как радостные практики увлеченно месятся за выручку, развивая технологии и изобретая новые подходы, кто-то должен наблюдать за ними со стороны и рефлексировать над этим опытом, возможно, за все человечество.
...После аспирантуры у меня была возможность остаться в университете, но я не могла себе этого позволить. Очень хотелось быть поближе к детям, пока они растут. Может быть, когда дети вырастут, а я отложу себе на спокойную жизнь, пойду в волонтеры к знакомым социологам, вернусь в университет, напишу новую кандидатскую и на старости лет буду воспитывать очень молодых и очень самонадеянных специалистов. Возможно даже, со мной кому-то сильно повезёт.
В комментариях пишите, пожалуйста, как вы относитесь к "теоретикам" и "практикам", и что вы объяснили бы про вступление во взрослую профессиональную жизнь подрастающему поколению. Понимаю, что в вашей личной профессиональной жизни теория и практика тоже могут быть сильно перемешаны, но всё же. А если я потребуюсь вам как стилист, то мои контакты и сайт с услугами, как всегда, в профиле канала.
Практичные советы по закупкам и видео с разборами подиумных коллекций каждую неделю здесь >>>
Группа Вконтакте >>>
Канал в Телеграм >>>