Дуэт Екатерины Максимовой и Владимира Васильева — непревзойденный дуэт! Максимова — эльф, бабочка. Каждая клеточка ее волшебного тела была наполнена во время танца волшебным смыслом. Васильев — один из лучших в мире танцоров балета! Восторг, красота, полная гармония!
Гениальный талант, душевная теплота и бесконечная любовь друг к другу сплотили эту замечательную пару. Они покорили миллионы сердец во всем мире. Два гения без капли снобизма, без единого намека на какую-то заносчивость и высокомерие, что свойственно в так называемой театральной богеме.
Екатерина Максимова родилась в 1939 году в семье интеллектуалов: ее дедушкой был русский философ Густав Шпет. Серьезный интерес девочки к балету сначала насторожил ее маму, так как до этого момента в семье Максимовых не было профессиональных артистов. Тогда она попросила совета у танцовщика и педагога Большого театра Василия Тихомирова, и тот порекомендовал ей отдать дочь в Московское хореографическое училище.
В 9 лет Екатерина Максимова начала обучение в Московской государственной академии хореографии. Ее педагогом была великолепная балерина Елизавета Гердт (в честь нее взял свой псевдоним артист Зиновий Гердт — прим. автора).
Елизавета Гердт редко хвалила своих учениц, однако талант Екатерины Максимовой признавала всегда. Именно ей, тогда еще ученице 8-го класса, Гердт доверила исполнить сложную главную женскую роль в балете «Щелкунчик».
Учебу Екатерина окончила в 1958 году и вскоре присоединилась к балету Большого театра.
Уже в свой первый сезон неопытная Максимова получила роль Катерины в балете «Каменный цветок», в постановке молодого хореографа Юрия Григоровича. Это он будет формировать будущее балета «Большого», неотъемлемой частью которого станут Максимова и Васильев.
Максимова была хрупкой и нежной, пластичной и очень трепетной. И она всегда оставалась на сцене самой собой, часто пренебрегая требованиями Григоровича. Например, она не вводила в танец элементы гимнастики, которых требовал балетмейстер. Даже необычные поддержки в адажио и дуэтах исполняла на свой лад.
Исполнение Максимовой всегда отличалось от того, как танцевали другие артистки. Она использовала опыт исполнения миниатюр балетмейстера Касьяна Голейзовского, которые требовали полного раскрепощения тела, превращения его в бескостную материю — и ее движения всегда были текучими, бесплотными и потому лишенными резких спортивных элементов.
«Катя и Володя»
История этого божественного союза началась в далеком 1949 году. По воспоминаниям Васильева Катя нравилась многим мальчишкам, в том числе и ему. Но дети обычно скрывают свои симпатии, боятся выглядеть смешными.
Вот как вспоминал то время сам Владимир Васильев:
«Скоро, скоро, совсем скоро закончится наш девятилетний срок пребывания в этих стенах. Скоро мы станем артистами…Но для меня наступает период, когда все мои мысли, чувства, желания, надежды связаны только с одним именем – Катя. Когда это началось – не помню. Ведь все эти девять лет мы учились в одном классе, на общеобразовательных предметах слушали одних и тех же педагогов, парты наши разделял только узкий проход, в репетиционных залах, если ставили в пары, танцевали рука об руку, нога в ногу. В компании на днях рождения тоже часто бывали вместе. Она мне нравилась всегда: ладная, маленькая, худенькая, с очень милыми чертами лица, живыми глазами, слегка курносым носиком, небольшим ртом и пухлыми губками. Ну нравилась и нравилась, и вдруг…
Я ни о чем не думаю, кроме нее. И днем, и ночью, каждую минуту я хочу только одного: видеть ее, смотреть в ее глаза, дотрагиваться до ее рук, прижаться к ней и держать в своих руках, не уставая».
В 1961 году Екатерина и Владимир поженились.
С тех пор их называли Катя и Володя и не представляли отдельно друг от друга. Театр был их домом, а дом – сначала комната, потом общежитие театра, а потом постепенно увеличивающиеся в размере квартиры, — был их крепостью во многом благодаря маме Кати – Татьяне Густавовне, с которой они бок о бок прожили всю жизнь.
После «Каменного цветка», «Щелкунчика» и других, в 1968 году Григорович воплотил в жизнь свой шедевр — «Спартак». Он пригласил Екатерину Максимову на роль Фригии. Эта драматическая партия была создана специально для нее, отличалась сложнейшим хореографическим рисунком и поддержками. Все это исполнялось на наивысшем техническом уровне.
С 1971 года Васильев сам начал ставить спектакли, и, конечно, прежде всего, на нее – на свою Катю: Эола в «Икаре», Анюта в одноименном балете, Судьба во «Фрагментах одной биографии», солистка в «Этих чарующих звуках», множество миниатюр, которые они исполняли на концертах.
Трагедия за трагедией
В 1975 году Екатерина Максимова и Владимир Васильев были на пике своей формы. Впереди много спектаклей и гастролей. Но судьба распорядилась иначе.
На репетиции балета «Иван Грозный» балерина получила травму спины. Новый партнер не удержал ее при выходе с верхней поддержки.
Сначала это было расценено как легкий ушиб, и балерина вернулась в работу. Максимовой хотелось многое успеть. Как раз в то время шла подготовка к съемочному процессу картины «Спартак», где ей доверили образ Фригии. Эта спешка привела к новой травме позвоночника, более серьезной, чем предыдущая.
Боль стала невыносимой. Екатерину госпитализировали, но на этот раз прогнозы врачей были неутешительными. Максимова тяжело повредила позвоночник, и врачи всерьез сомневались, что она сможет ходить.
Новость сама по себе душераздирающая для любого, но для балерины — смертный приговор. Несмотря на то, что Екатерина Максимова была звездой русского балета, найти нужных врачей семья не могла. Большинство только разводили руками. А Катя в это время корчилась от боли, лежа на кровати, с которой не могла встать.
У Васильева был всего один шанс помочь супруге, и он им воспользовался. Его пригласили на банкет, где присутствовали высокопоставленные люди. В отчаянии Васильев выступил там с непротокольной речью:
«Вот вы здесь едите и пьете, а человек мучается от боли, потому что не может попасть к нужному врачу».
И случилось чудо. Катю взял к себе на лечение кремлевский специалист — доктор Лучков. Максимову прооперировали. Васильев разработал для любимой реабилитационные упражнения, сам же занимался с ней. Сила воли Екатерины, ее нестерпимое желание вернуться на сцену, и безграничная любовь Владимира сделали свое дело. Она постепенно начала возвращаться к жизни, которую потеряла.
А тут еще и новость о том, что Екатерина в положении. Тогда балерине было уже 36 лет, и супруги рассматривали беременность, как последний шанс стать родителями, о чем давно мечтали.
Но… Не получилось. На шестом месяце неожиданно беременность перестала развиваться. Максимова на коленях умоляла врачей: «Пожалуйста! Проверьте еще! Может, ошибка?!»
Увы, врачи подтвердили свой вердикт. Возможная причина, разница в резус-факторе крови супругов.
«Если я не могу быть матерью, то и балериной быть ни к чему…» — сказала тогда безутешная Катя.
Но сцена все же помогла ей исцелить душу. Постепенно восстановилась и физиология. И Максимова вновь засияла на сцене. Ее первая роль после травмы — Жизель. Васильев танцевал с ней и все время был начеку, чтобы в случае чего прийти на помощь.
Жизнь на пенсии
В 1988 году Юрий Григорович вывел на пенсию Владимира Васильева, Екатерину Максимову, Михаила Лавровского, Нину Тимофееву, Наталью Бессмертнову и Майю Плисецкую. Каждый из них давно перешагнул пенсионный рубеж. Максимовой и Васильеву было под пятьдесят. Приказ на увольнение гласил, что артисты не справились с творческим конкурсом.
За восемь лет до этого судьбоносного приказа, Максимова получила диплом театрального вуза по профессии педагог-балетмейстер. Начиная с 1982-го, она вела в ГИТИСе хореографию. В 1990-м артистке предложили должность репетитора в Кремлевском дворце съездов. Через восемь лет кресло Григоровича в Большом театре занял Васильев. Он и предложил жене вернуться в БТ на должность балетмейстера-репетитора.
Ушла во сне
В 2009 году Максимова репетировала новую постановку «Лебединого озера». Она провела обычный репетиционный день, чувствовала себя хорошо, а вечером пошла домой отдыхать. На следующее утро на работе педагог не появилась.
Екатерина Васильева скончалась во сне. Тело великой балерины нашла ее 94-летняя мама. Владимир Васильев в этом время находился за границей. Одной из величайших танцовщиц современности было 70 лет.
Внезапная смерть любимой супруги выбила почву из-под ног Владимира Васильева. Через два месяца после трагедии Васильев поставил в Красноярском театре балет «Анюта» и сам выступил на премьере, посвятив этот спектакль своей безвременно ушедшей спутнице жизни.
Екатерина Максимова и Владимир Васильев были вместе шестьдесят лет, из них 49 лет – в браке.
Надежда Ламанова — русская Коко Шанель и личный кутюрье царской семьи
Сонька золотая ручка: гениальная мошенница и авантюристка… А погорела на любви
Юля Космачева — милая Галюня из фильма «Белые росы». Ее нет с нами уже больше 20 лет
Французский «лед» и итальянский «огонь». Марчелло Мастроянни и Катрин Денев
Поздняя любовь Раневской. Два года счастья с маршалом Толбухиным
Сытая жизнь «венецианских фрейлин»
«Найдите Таню, я должен перед ней извиниться», — прошептал Булгаков перед смертью.
Сергей Филиппов. Любимый актер Гайдая ушел в нищете, одиночестве и безумии
Однолюбы советского кино. Андрей Мягков и Анастасия Вознесенская
Как Додик Коткин стал Копперфильдом и почему исчез со всех радаров
Прости меня, доченька. Последняя весточка от «кукушки»
Он виртуозно подделывал чужие картины и получал за них миллионы, пока не погорел на собственной лени