Найти тему
Epoch Times Russia

Отшельница: Жизнь в земном мире — лишь коридор в мир иной

Оглавление

БЕГСТВО И ЗАТВОРНИЧЕСТВО СЕМЬИ ЛЫКОВЫХ СВЯЗАНО С МИРОВОЙ ДРАМОЙ, ИЗВЕСТНОЙ КАК «ВЕЛИКИЙ РАСКОЛ»

Автор: Дина Гордон

(Public Domain)
(Public Domain)

Летом 1978 года группа геологов прибыла на вертолёте в южные леса Сибири на поиски залежей железа вверх по реке Абакан. Это огромная территория густых хвойных лесов, преимущественно сосновых, еловых и лиственничных. Климат холодный и суровый. Зимой температура часто опускается до — 30 °C и даже ниже, а лето относительно короткое.

Пилот искал место для приземления, но склоны долины были настолько круты и заросли деревьями, что было трудно найти подходящую землю для посадки. Разворачиваясь, он вдруг заметил что-то очень странное. Вверх по одной из гор, на высоте около 2 тыс. метров, среди хвойных пород и спутанной растительности, располагалась поляна, хорошо спрятанная среди елей и кедров, но она была необычной — она выглядела как рукотворный огород, разделённый в длинные тёмные борозды.

Пилот был шокирован, ведь увиденный им изолированный сад находился более чем в 240 км от ближайшего населённого пункта, а официальных записей властей о проживающих там людях не было.

Наконец, пилоту удалось посадить вертолёт глубоко в долине, в 16 км от сада, и группа из четырёх геологов отправилась внимательно осмотреть это место.

Поднявшись на гору и приблизившись к месту назначения, они обнаружили признаки человеческой деятельности: неровная тропа, лежащий длинный посох. Рядом с тропой поперёк ручья лежало бревно, а в конце небольшой сарай, наполненный контейнерами из бересты, полными нарезанного сушёного картофеля. У ручья стояла хижина, выглядевшая очень старой, почерневшая от долгих лет и дождей, окружённая со всех сторон грудами коры деревьев, деревянных шестов, досок.

«Если бы не окно размера кармана рюкзака, сложно поверить, что там живут люди», — написала руководитель исследовательской группы Галина Письменская.

В хижине действительно жили люди, и они заметили приход чужаков. Дверь медленно открылась, и к ним вышел человек, выглядевший очень старым, босой и одетый в поношенную и изорванную одежду, тихо и подозрительно разглядывая их.

«Здравствуй, дедушка, мы пришли в гости», — сказала Письменская, пытаясь растопить лёд недоверия.

Старик долго осматривал непрошенных гостей, и, наконец, сказал мягким и призывным голосом:

«Ну, если вы зашли так далеко, заходите внутрь».

Враги семьи Лыковых

Команда геологов стала первыми людьми, которых Карп Лыков и его семья встретили за 42 года. За те недели, что геологи оставались в этом районе, подозрения местных жителей улеглись, и они всё больше времени проводили с командой геологов. Геологи рассказали им о крупнейшем событии, произошедшем за последние десятилетия — Второй мировой войне, а также о технологических инновациях, в том числе о спутниках, отправленных в космос, и о людях, высадившихся на Луне.

Семья Лыковых, в свою очередь, угощала их кедровыми орешками, хранившимися в небольших контейнерах из коры деревьев. Из разговоров с членами семьи выяснилось, что отцу Карпу на тот момент было 77 лет, мать Акулина умерла несколькими годами ранее, старшему сыну Сабину было 50 лет, Наталье — 40 лет, Дмитрию — 37 лет, а Агафье было 33 года.

Карп Лыков, отец семейства. (Public Domain)
Карп Лыков, отец семейства. (Public Domain)

Когда следователи вернулись в Москву, история о странной семье дошла до ушей журналиста Василия Пескова, который решил поближе посмотреть, как семья могла выжить в столь сложных условиях, и почему они решили жить именно там.

Спустя немногим более трёх лет, в 1982 году, Песков отправился с молодым историком на уникальную лесную поляну в Сибири. Добраться до хижины семьи Лыковых можно было только через опасный семидневный переход на каноэ летом и только на вертолёте зимой. Псков решил приехать зимой, посмотреть, как они выживают в самое трудное время года, когда средняя температура составляет 30 ° ниже нуля.

Приехав, они с сожалением узнали, что за последний год трое членов семьи Лыковых один за другим умерли от болезни и теперь в домике живут только отец и младшая дочь Агафья. Оба они, уже привыкшие видеть людей со стороны, с радостью и тепло встретили новых гостей.

Агафья и два её брата, Сабин и Дмитрий, с Галиной Письменской, 1978 год. (Public Domain)
Агафья и два её брата, Сабин и Дмитрий, с Галиной Письменской, 1978 год. (Public Domain)

В первый же день Карп попросил гостей помочь ему построить новый склад, а сам подносил деревянные балки, давал указания, контролировал работу и не переставал тихонько напевать:

«Готовься умереть, но сей рожь».

Песня отразила его личность и его жизнь — в преклонном возрасте он оставался главой хозяйства, полностью ориентирован на жизнь, но и смирился со смертью.

Вечером того же дня Карп пригласил гостей переночевать в их хижине. Песков задавался вопросом, как они все найдут место для ночлега в избе, весь размер которой был пять на семь метров. Затем он вспомнил, что 42 года там жили вместе шесть человек: пара родителей и их четверо детей.

В тот вечер они разговаривали долго, до глубокой ночи. Карп очень ласково спросил их, что они думают о Боге и вере, что они знают о сотворении мира, когда оно произошло, и что они знают о потопе. Позже он рассказал им, почему его семья переехала жить в это изолированное место.

Мягкий тон Карпа вдруг стал гневным и взволнованным именно тогда, когда в разговоре всплыло имя царя Алексея I (1629–1676) и его сына Петра Великого (1672–1725). Хотя они жили более 250 лет назад, они, по мнению Карпа, были личными врагами — по его словам, именно они являются первыми ответственными за тяжёлые странствия семьи Лыковых.

Спасти семью

Бегство и затворничество семьи Лыковых связано с мировой драмой, известной как «Великий раскол». Это разделение, которое произошло в христианской религии начиная с V века нашей эры и достигло своего пика в 1054 году, когда христианство раскололось на два основных лагеря: римско-католическую церковь в Риме и Православную церковь на Востоке, в Константинополе.

Дебаты возникли из-за различных интерпретаций принципов христианства и политических конфликтов. В России царь Пётр Великий решил в конце XVII века присоединиться к Восточной церкви и начал преследовать христиан, желавших сохранить верность Римской церкви. В ответ на это многие общины христиан-католиков отправились в долгое путешествие длиной 3200 км из Украины в леса Сибири, чтобы избежать религиозных преследований. В течение 250 лет эта группа была известна как «Благочестивые старой веры», которая сумела защитить себя от длинной руки режима.

Их жизнь снова оказалась в опасности с приходом СССР. Коммунизм, атеистический по своей сути, жестоко преследовал верующих всех религий: христиан, иудеев, буддистов, староверов. Родители Карпа вместе с общинами верующих бежали ещё дальше вглубь Сибири, и Карп с братьями выросли там. Но длинные руки сталинского режима достали их в результате великих чисток, которые Сталин провёл в 1930-е годы. Под подозрением оказались более полумиллиона человек, которые оказались противниками атеизма и были объявлены врагами коммунистической идеи, которую возглавлял Сталин. Коммунистические активисты пришли в посёлок, где жила семья Лыковых, и убили брата Карпа, когда они вместе работали на окраине деревни. Карп собрал свою семью, жену и двоих детей, и вскоре они рискнули уйти в лес.

Они скитались по реке Абакан, построили на короткое время временную хижину и двинулись ещё дальше. Наконец, в 1936 году они выбрали постоянное место жительства на поляне вдали от реки Абакан, где их могли увидеть люди. Они предпочли жить на холодном северном склоне горы возле ручья, очень далеко от людей.

Семья тогда состояла из четырёх человек: отец Карп, мать Акулина, старший сын Сабин девяти лет и Наталья двухлетняя. Здесь у них родилось ещё двое детей: Дмитрий в 1940 году и Агафья в 1943 году. Двое маленьких детей никогда в жизни не видели никого, кроме членов своей семьи, пока не появились геологи. В этом изолированном месте они строго сохраняли свою веру и учились выживать против сил природы.

Агафья, Сабин и Дмитрий Лыков на фото 1978 года. (Public Domain)
Агафья, Сабин и Дмитрий Лыков на фото 1978 года. (Public Domain)

Как выжить в лесах Сибири

Главной задачей для семьи Лыковых стал поиск источников пропитания. Первые годы жизни на новом месте Агафья называет «голодными годами». Огород, который они впоследствии возделывали, не давал достаточного количества продуктов:

«Мы ели листья ягод, корни, травы, грибы и кору деревьев. Мы всё время были голодны. Каждый год мы проводили совещание, чтобы решить, съесть ли всё, что у нас есть или оставить немного на семена».

В последующие годы их основным источником существования стал огород на склоне горы возле хижины и ещё один огород у реки. В огороде выращивали картофель, лук, репу, горох, рожь, лён. Сад давал им пищу, а также самое ценное сокровище: семена, которые они охраняли так тщательно, как только могли.

Другим их садом был сам лес, который давал пищу: зимой они собирали сок берёзы, дикий лук и листья крапивы, а летом было изобилие грибов и множество разнообразных ягод. К концу лета сбор сосновых шишек для «производства» кедровых орехов стал основным занятием всех членов семьи. Однако они заготовили запас сушёных продуктов на долгую зиму, которая начинается в сентябре и длится почти до конца мая. Запасы на зиму хранили в специальных контейнерах, сделанных из коры деревьев. В летние месяцы они ловили рыбу в реке и ставили капканы на диких животных, на которых изредка охотились. Но даже в те годы еда никогда не доставалась легко, и голод всегда подстерегал за дверью.

1961 год, например, был для них ужасным: сильный снегопад, выпавший в июне, уничтожил все посевы в их огородах и большую часть источников пищи в лесу. Заготовленные на зиму запасы вскоре закончились, и весной они ели солому, кору деревьев и даже свою кожаную обувь. Акулина, мать, отказалась от своей порции еды для детей и умерла от голода. Остальные члены семьи были спасены благодаря тому, что они увидели: одно семечко ржи, прорастающее в их саду. Они построили вокруг ростка ограду, и день и ночь охраняли её от мышей и белок. Единственный росток дал 18 зёрен, и из этого они кропотливо собрали урожай ржи.

Оборудование, которое привезла с собой семья Лыковых, с годами изнашивалось, и они научились импровизировать из того, что давал им лес. Из коры деревьев шили новую обувь, а из льна, выращенного из семян, ткали одежду. Принесённые с собой кастрюли и котлы ржавели и рассыпа́лись, и их заменили кастрюлями из коры деревьев, что очень затрудняло приготовление пищи. Когда они встретились с командой геологов, их основной рацион состоял из небольших картофельных пирожков, смешанных с молотыми зёрнами ржи и льняным семенем.

За годы жизни в лесу они хорошо его познали, особенно Дмитрий, младший сын, который родился в лесу и знал его как свои пять пальцев: каковы признаки перемен погоды, каковы растения, которые разрешено и запрещено принимать в пищу, маршруты странствий диких животных, особый характер каждого животного и способы его охоты. Именно он смастерил все контейнеры из коры деревьев и различные инструменты, такие как ступка и пестик для измельчения семян. Он также был необычайно вынослив. Он ходил на охоту босиком при 30-градусном морозе, ночевал на улице и через три дня возвращался с убитым зверем на плечах.

В долгие зимние дни, если делать было особенно нечего, Карп для каждого находил особое задание. Он знал, что лень может быть разрушительной.

«Отец не позволял нам сидеть сложа руки», — сказала Агафья.

В свободное время они непрерывно читали священные книги, пели молитвы, делились воспоминаниями и мечтами. Их мать Акулина учила их грамоте по Новому Завету. Писать они учились ветками берёзы, смоченными в жидкости жимолости, вместо пера и чернил.

Агафья шагает по сибирскому снегу. «Страшно [в городе], там невозможно дышать». (Public Domain)
Агафья шагает по сибирскому снегу. «Страшно [в городе], там невозможно дышать». (Public Domain)

Семья старалась вести учёт дат, недель, месяцев и лет. Им было важно знать, когда праздники и сколько лет их жизни. Каждое утро семья Лыковых начинала с того, что отмечала день недели, число, месяц и год. Сабин отвечал за запись времени. Он не делал засечек на палке, как Робинзон Крузо в книге Даниэля Дефо, а записывал расчёт времени в тетрадь.

Встречавшие их геологи были поражены точностью дат. Агафья рассказала, что однажды Сабин ужасно испугался, когда подумал, что потерял счёт времени.

«Это был день большой паники», — сказала она.

Все вместе пытались вспомнить, и, в конце концов, это удалось именно ей.

Зачем оставаться в лесу?

Что помогло семье пережить эти годы, даже в самых экстремальных условиях — так это их вера. Приверженность своей вере привела их в это изолированное место, а чтение Священных Писаний дало им силы противостоять всему, что встречалось на их пути.

Когда члены семьи Лыковых впервые встретились с внешним миром — командой геологов — они отказались брать у них что бы то ни было. А позже согласились на небольшие подарки: соль, которой у них не было много лет, ножи и вилки, семена, электрический фонарик. Агафья рассказала Пескову, что, когда она впервые встретилась с геологами, она подумала:

«Какая у них вера? Ведь они едят масло из бутылки, едят сухое молоко, едят еду из консервных банок».

Иными словами, Агафья видела связь между чистой верой и простым образом жизни, а на противоположной стороне был современный образ жизни и отступничество от веры.

Место жительства Агафьи в 2000 году после переезда в более новый деревянный дом. (Public Domain)
Место жительства Агафьи в 2000 году после переезда в более новый деревянный дом. (Public Domain)

Удивительно, но всего через три года после встречи с людьми из внешнего мира, осенью 1981 года трое старших детей умерли один за другим.

«Люди начали прибывать, и вместе с геологами пришло загрязнение, и именно так погибла бо́льшая часть семьи. Так думают врачи, — сказал геолог, переехавший в этот район в документальном фильме. — Но реальность другая — не совсем понятно, как они все умерли. Из всех из них Агафья действительно больше всего с ними взаимодействовала. Так что можно было бы подумать, что она умрёт первой. Но она жива».

После публикации серии статей о семье в СМИ, а затем и в книге, они прославились на весь СССР, и Агафья получила приглашение от советского правительства путешествовать по стране, в попытке убедить её покинуть лес и переехать жить в город. Она согласилась принять приглашение, и в 1988 году она целый месяц путешествовала по всему СССР на вертолёте, поезде, самолёте и автомобиле. Вскоре после её возвращения её отец Карп умер во сне. Агафья осталась одна в сибирской хижине. В последующие годы, несмотря на постоянное приглашение со стороны правительства, она отказывалась покидать лес.

«Истинная вера сохранилась в лесах», — сказала она много лет назад и, вероятно, думает так же и сегодня, в возрасте 80 лет.

Став знакомой фигурой, она продолжает с радостью принимать новых посетителей, которые за эти годы помогли ей построить несколько дополнительных домиков и сараев, а также принесли ей подарки: коз, кур, кошек и собаку. Но бо́льшую часть своих дней она проводит в одиночестве, страдая физически и морально.

«Разве ты не боишься жить одна в лесу?»

Команда журналистов и фотографов, пришедшая взять у неё интервью, спросила её, и она ответила:

«Чего бояться? Что есть в лесу, что может мне навредить?»

Когда её спросили, почему она не переехала в город, она ответила, что от питья всего, что не из её ручья, её тошнит, и что от воздуха в городе её тоже тошнит.

«Там страшно, дышать нечем».

Когда журналист Песков спросил её, не боится ли она умереть в лесу одна, она объяснила ему, что верит, что душа остаётся после смерти, и что короткая жизнь в земном мире — это лишь коридор в следующий мир.

Источник: The Epoch Times