—Юля, возьми, пожалуйста, нас сыном на консультацию. Я не могу больше. Парень совсем отбился от рук. Мои привычные способы донести до него информацию уже не работают, —услышала девушка грустный голос своей подруги.
— Танюш, но ты ведь знаешь, что я не работаю с друзьями и родственниками. Извини, но нет.
— Но почему? Если все дело в деньгах, то не переживай: я заплачу. Просто психологов развелось как собак, а вот действительно хороших – еще поискать, — продолжала настаивать Таня.
— Обижаешь! Дело вовсе не в деньгах. А в возможности оставаться объективной и отстраненной. Понимаешь, нас когда-то учили, что ни в коем случае нельзя консультировать близких именно по этой причине. Я все равно начну тебе сопереживать, сочувствовать. Я Матвея с рождения знаю. Какая тут может быть объективность. Нет, на консультацию я вас не возьму. Не настаивай, – отрезала Юля.
Юлия и Татьяна были знакомы уже четырнадцать лет. Познакомились они в роддоме, где обе девушки ожидали появления на свет своих первенцев. Юля – свою девочку, которую она мечтала назвать Полинкой, а Таня – мальчишку, которого впоследствии назвали Матвей. Девушки прекрасно поладили. Еще бы, ведь трудности деторождения очень сближают.. А вдвоем не так страшно. Даже после рождения детей Юля и Таня не перестали общаться.
Юлия видела, что Матвей у Татьяны рос активным пареньком, и даже в детстве не любил, когда его в чем-то ограничивают. Если он захотел залезть в лужу, его ничего не могло остановить. Ну, разве что цунами или какой-то другой природный катаклизм. Маму мальчик не слушал, а запреты часто игнорировал. Таню выматывало материнство, тогда как Юля им наслаждалась.
— Скажи, ну вот почему, Матвеюшка у меня такой неусидчивый и непослушный? У тебя Полинка – золото. Такая спокойная девочка. Просто – мечта, — сокрушалась Таня.
— Просто все детки разные. Каждый рождается со своим темпераментом. Твой ребенок – холерик,— объясняла Юля подруге.
А та смеялась в ответ:
— Меняю холерика на флегматика!
Со временем Таня научилась управляться с Матвеем. Пока он был маленький, девушка часто использовала свой родительский авторитет и запреты: «Я сказала «Нет», «Это потому что я так сказала». Однако сын рос, и родительский авторитет слабел, а запреты не срабатывали.
И вот настал день, когда Татьяне понадобилась Юлина помощь, но не дружеская, а профессиональная.
— Нет, на консультацию я вас не возьму. Не настаивай, – отрезала Юля. — Тань, только не обижайся, — добавила подруга, но уже мягче.
— Хорошо, конечно, — даже по телефону было понятно, что Таня расстроена.
Возникла неловкая пауза, и Юля вновь услышала ,что Татьяна оживилась:
— Ну, хоть посоветуй мне что-нибудь?
— Посоветовать могу, — улыбнулась Юлия. Вот что ей нравилось в подруге, так это её воля к победе. Не мытьем, так катаньем она всегда добивалась поставленных целей. Конечно, кого-то это сильно раздражало в Татьяне, но не Юлю. — Но ты обещаешь, что не будешь торговаться и спорить?
— Постараюсь, — неуверенно ответила Таня.
— Ты знаешь, что я никогда не лезла к тебе с нравоучениями. Даже в те моменты, когда мы с Полинкой становились невольными свидетелями вашего конфликта с Матвеем. Я обратила внимание, что сейчас ваше общение все реже можно назвать конструктивным. Ты чаще обвиняешь, а он обороняется, либо забивает, — начала Юля.
— Я бы не стала это называть обвинением, — попыталась возмутиться Татьяна, но Юля её прервала:
— Вспомни, ты обещала не спорить. Или мой совет ты дослушать не сможешь… Ты сама его попросила!
— Хорошо, молчу. Продолжай, пожалуйста, — вовремя спохватилась Таня.
— Так, о чём это я? Ах, да… Обвинения и оборона. Попробуй разговаривать с Матвеем «Я-сообщениями». Слышала о таких?
— Не уверена, — озадачено ответила Татьяна.
— Тогда давай расскажу, — продолжила Юля просвещать подругу. — Мы, ну, психологи, очень часто рекомендуем родителям этот прием для общения со своими детьми. Тогда, когда нужно без конфликта обсудить с ребенком какую-либо недопустимую ситуацию. Ну, например, что ты говоришь, когда Матвей начинает с тобой спорить?
— Хм, говорю ему: « Не нужно со мной спорить!».
— И всё? — уточнила Юля у Тани.
— И всё, — отрезала та.
— Хорошо… Точнее не хорошо, в смысле ,что правильно, а хорошо, что это мы выяснили, — уточнила Юля и продолжила. — Теперь попробуй сначала описать Матвею, что ты чувствуешь, когда он начинает с тобой спорить, и почему эти чувства возникают. А потом объясни, как этого можно избежать. Нужен пример? — поинтересовалась Юля.
— Нужен, — громко выдохнула Татьяна.
— Вот он начинает с тобой переговариваться, а ты ему : «Когда ты споришь со мной и не даешь мне договорить, я чувствую большое раздражение. Мне важно донести до тебя свое мнение, но если ты с ним не согласен, давай это обсудим, хорошо?»
— Хорошо, — задумчиво произнесла Таня, затем опомнилась и рассмеялась: — Ну, на мне сработало! Как ты сказала? «Когда ты споришь, я раздражаюсь. Хотя мне важно донести до тебя своё мнение». Так?
— Так. Запомни формулу я – сообщений: Ситуация – твоя реакция на неё – ваши дальнейшие действия. Используй местоимения: Я, мне. Описывай свои чувства: я огорчаюсь, я переживаю, мне важно, мне обидно, и тому подобное. Главное, начать, перестроиться, так сказать. Удивительно, как всё меняется, когда дети начинают слышать, что их родители тоже что-то чувствуют… Обещай, что попробуешь, Тань? — обратилась Юля к подруге.
— Обещаю, Юль, — искренне ответила та. И добавила: — Спасибо тебе.
Юля услышала надежду в голосе Татьяны. Это была надежда, что ей станет проще найти общий язык со своим сыном…