Найти тему
МИР (Море История Россия)

"Особенности национальной политики" по-немецки в Крыму.

Мы подошли к достаточно сложной теме, но, в то же время очень простой теме. Она сложна тем, что была искусственно запутана с целью политической пропаганды, но на самом деле, все в этой истории просто и понятно, если подходить не с точки зрения пропаганды, а с точки зрения документов.

Война имеет свою обратную сторону: в первую очередь гибнут лучшие. Но не только в этом дело.

Когда-то, после освобождения Сумской области моя бабушка (которая была подпольщицей в г. Шостка) имела (неприятную) беседу (и не одну) с "компетентными органами". Устав доказывать очевидное, она выдала "неосторожную" фразу: "Почему появились предатели? Да потому, что нас не защитили, потому, что гражданское население оказалось в руках врага!". Тогда ее спасло вмешательство известного партизанского командира, Героя Советского Союза, на соединение которого и работала разгромленная немцами подпольная организация, в которой была моя бабушка (дед мой, ее муж был расстрелян в Конотопе).

Я прошу прощения за личную историю, но есть два важных момента. Первый, заключается в том, в общем-то, это правда. Оставляя территорию врагу, армия обрекает часть населения. (Так случилось при некоторых наших "стратегических" отступлениях, но, не будем обобщать).

Зоны отвественности немецких войск
Зоны отвественности немецких войск

Почти на всей оккупированной противником территории СССР все происходило по одному и тому же сценарию. Самая активная часть населения уходит защищать Родину. Пришедший противник "выкашивает" тех, кто остался. После того, как "злаки" уничтожены, появляются "сорняки". ТАк было всегда и везде, (и не стоит подводить под это идеологическую базу).

Есть еще один нюанс... (вот даже не знаю, писать ли об этом...) В тылу воюющей страны (если не принять мер) растет и ширится очень опасна социальная группа, в которую собираются люди с достаточно циничным и прагматичным складом ума.

Они много говорят о защите Родины (и "защищают" ее, но... в тылу). Чудно, но и сейчас я наблюдаю весьма интересное явление: почти никто из тех, кто говорил, что я "неправильно" люблю свою Родину, защищать ее интересы не кинулся (даже имея годный возраст и военное оразование). Ну, да ладно, просто нужно понимать, что есть такая опасность. (Людям отсидевшимся в тылу, тоже наград хочется, вот и начинают ловить врагов даже там где их нет). Так произошло в 1943-44 годах (но об этом чуть позже позже).

В Крыму происходило все то же самое, что и на большей части страны, оккупированной противником. Например, первые дни вступления в Бахчисарай (где большая часть населения была татарской) "освободители" ... "оформили":

-Таирова Юсуфа -заместителя райпотребсоюза (он осуществлял закладки продовольственных баз, и отказался выдать их расположение), документы о том, что он готовил базу отряда НКВД есть в архиве МВД. "Оформление" было отснято на пленку (ролик сохранился).

-Аблязиса Ибраимова бывшего сотрудника уголовного розыска милиции, он после начала войны был передан в Севастополь в отдел охраны спецзоны, включен в состав роты НКВД, сражавшейся вместе с курсантами ВМУБО, направлен на станцию Бахчисарай в разведку, и схвачен противником.

-2

- Аединову Васфие связную партизанского отряда (14 лет). Её комментировала надпись «Я партизанка».

Еще один партизан: Осман Халил (он есть в списках партизанских отрядов в фонде 151П в Госархиве АРК, числится по одним данным дезертировавшим, по другим, пропавшим без вести). Фатиев Юнус -работник прокуратуры Крыма, мобилизованный в РККА, в состав 156-й сд (попал в плен на ст. Бахчисарай) По остальным пока данных нет. Аметов Бекир (он есть в списках лиц, назначенных в партизанские отряды, как комиссар отряда, но другие данные отсуствуют), Джаббаров Усеин ― просто учитель. Это просто иллюстрация отношения окккупантов.

В принципе, данных много, и все они говорят о том, что при уничтожении партсовактива, выкашивали всех, не глядя на национальности. Берем тот же Бахчисарайский район: село Ауджикой из 178 жителей 18 ушло в армию, 5 в партизанский отряд. После прихода немцев "оформлены" 29 человек (из них 22 татарина и 3 грека). Аджи-Булат (совр. Угловое) население в 1931 году 596 человек (по 298 мужчин и женщин). В национальном отношении учтено: 581 татарин, 10 русских, 2 украинцев, 3 немцев. Ушли служить 111 человек (за пределы Крыма). После прихода немцев "оформлены" 15 человек. Деревня Стиля, где жили 825 татар и 3 русских, в деревне "оформлены" 42 человека партсовактива и.т.д. Список можно составить по всему Крыму, и наверное все-таки нужно, чтобы люди понимали, что беда-то изначально была общей.

Но противник четко делил всех по национальностям. Он-то и разжигал рознь. Но были проблемы. У Олендорфа была целая дилемма кого к кому относить. Привожу фрагмент из его допроса:

Вопрос: Очень хорошо, сэр. Господин Олендорф, я начну спрашивать вас о караимах и крымчаках, как я думаю, вы называли их. Я понял, что вы столкнулись в южной России с вопросом дальнейшего истребления крымчаков. Крымчаки как я понял это люди, которые прибыли из Италии в Россию и у них была еврейская кровь. Директива, которую вы получили из Берлина, была о том, что крымчаков следует убить, это верно?
Олендорф: Да.
Вопрос: Итак, я не могу произнести это правильно, караимы являлись другой сектой, с которой вы столкнулись на юге России, и у этой секты не было еврейской крови, но она разделяла религиозные верования евреев. Это верно?
Олендорф: Да.
Вопрос: Вы поставили перед Берлином вопрос, следует ли убивать караимов, и как я понял, приказом из Берлина было то, что вы не должны их убивать, так как у них нет ничего общего с евреями за исключением веры?
Олендорф: Да.
Вопрос: Во время допроса защитой вы рассказывали суду о том, что не понимали, и не имеете повода, сегодня думать о том, что существовал какой-либо план по уничтожению существования еврейской расы, как и не имели никаких сведений о её принятии. Это правильно?
Олендорф: Да.
Вопрос: Вы поясните суду, в чём заключалось различие между караимами и крымчаками, за исключением еврейской крови?
Олендорф: Я полностью понял ваш вопрос в отношении восточных евреев, в случае с евреями которых мы обнаруживали в восточной кампании. Этих евреев должны были убивать – в соответствии с приказом – по причине того, что их рассматривали носителями большевизма и поэтому считали угрожающими безопасности Германского Рейха. Это касалось евреев, которых обнаружили в России, и мне не было известно, что евреев Европы убивали, но напротив я до своего отзыва знал о том, что любой ценой пытались добиться их эмиграции. Тот факт, что караимов не убивали, показывает, что обвинение в том, что лиц преследовали за их религию неверен, так как у караимов была еврейская религия, но их не убивали, потому что они не относились к еврейской расе.
Вопрос: Свидетель, я думаю, вы ответили именно, так как я предполагаю в последнем предложении: «Они не относились к еврейской расе», правильно?
Олендорф: Да, правильно.
Вопрос: Их обнаружили в России?
Олендорф: Да.
Вопрос: Но они исповедовали в России еврейскую религию?
Олендорф: Да, у караимов еврейская вера.
Вопрос: Но расовые ведомства в Берлине не смогли найти в них ни следа еврейской крови?
Олендорф: Да.
Вопрос:Поэтому они полностью подпадали под распоряжение фюрера или приказ Штреккенбаха об убийстве всех евреев?
Олендорф: Да.
Вопрос: Из-за крови?
Олендорф: Потому что у них было еврейское происхождение. Для этого вы должны понимать нацистскую идеологию, как вы её называете. По мнению фюрера в России и в большевизме, представители этой крови проявляли себя в особенности подходящими для этой идеи, поэтому, носители этой крови стали, особенно характерными представителями большевизма. Не из-за своей веры или религии, но из-за своего облика и характера.
Вопрос: И из-за их крови, верно?
Олендорф: Я не могу выразить это яснее, чем я сказал, из-за их характера и природы. Их кровь, конечно, имела кое-какое отношение к этому, в соответствии с национал-социалистической идеологией.
Вопрос: Давайте разберёмся, смогу ли я это понять; надеюсь, у нас много времени. Каким было разграничение кроме крови?
Олендорф: Между кем?
Вопрос: Между караимами и крымчаками?
Олендорф: Да, разница в крови.
Вопрос: Только разница в крови, так?
Олендорф: Да.
Вопрос: Значит критерием и тестом, который вы применяли в этих убийствах, была кровь?
Олендорф: Критериями, которые использовал я, были приказы, которые у меня имелись, и на процессе не ставилось под сомнение, что в этом приказе фюрера евреев обозначали, как тех, кто относился к такому кругу в России и которых должны были убивать.

Но на начальном этапе ни одна из групп населения (кроме украинцев и фольксдойче) преимуществ над другими не имела. Манштейн лукавит, сообщая о том, что "с первых же дней...". Нет, далеко не с первых.
В декабре 1941 года противник проводил репрессивную политику по отношению к одной части населения и заигрывание с другой. Репрессивные меры в отношении населения мотивировались тем, что местное население сотрудничает с партизанами, и за это наказывается. Ужесточение паспортного режима тоже связали с действиями партизан. Партизаны стали реальной проблемой для оккупантов, которые были вынуждены держать в горном Крыму полторы румынских горных бригады (4-я и два батальона 1-й), кавалерийская бригада (8-я), три немецких противотанковых дивизиона, румынский полк, множество мелких частей (суммарно, от 15 до 17 тысяч). Потому и возникла идея как-то высвободить эти части, "придавив" партизан.

Постоянно шла идеологическая работа по стравливанию местного населения и партизан. Появились объявления немецкой администрации, обращенные к украинцам и татарам, с призывом указывать расположение припрятанного имущества. Сулились блага тем, кто выдавал расположение партизан. Правда, (традиционно), эти обещания никогда выполнялись.

-3
-4

-5

5-го декабря вышла инструкция, текст которой в угоду идеологии переведен "криво". Она содержала следующие положения:

«1.) Борьба против партизан заключается в уничтожении их лагерей с продовольствием и боезапасом и уничтожении их укрытий. В этих случаях партизаны будут вынуждены получать помощь в населенных пунктах, зачастую применяя силу. Население вынуждено будет обороняться, в том числе и с помощью немецких войск, находящихся в этих районах. В населенных пунктах, далеко расположенных от немецких войск, нужно организовывать самооборону.

2.) В получении данных о партизанах, их выслеживании и уничтожении в горах представляются ценными услуги отдельных татар и мусульман. Из этих групп населения необходимо выделять людей выражающих желание к сотрудничеству, особенно к активной обороне против вымогательства продовольствия со стороны партизан.

3.) Командование корпусов и дивизий может проводить соответствующие мероприятия в своих районах.

4.) По этому вопросу необходимо исходить из следующего:

a) создание такой организации самообороны должно учитывать, какой это населенный пункт, количество его населения и расовый состав;

b) общую организацию для всего района создавать не нужно. Самооборону организовывать только в населенных пунктах, подчиняя их единому руководству;

c) при этом различать:

1.Населенные пункты, где постоянно находятся немецкие части;

2.Населенные пункты, где нет войск или где иногда расквартировываются немецкие части.

d) В населенных пунктах, указанных в пункте с), подпункт 1, создавать эти вспомогательные силы без оружия и для охранных целей (с оружием). Эти отряды вспомогательных сил должны управляться одним немецким командиром. Их количество в населенном пункте должно находиться в правильном соотношении с немецкими войсками, находящимися в населенном пункте. Вооружение и патроны (желательно трофейные, но не пулеметы и автоматы) выдавать только на время охраны объектов и сдавать после несения службы.

В населенных пунктах, указанных в пункте с), подпункт 2. можно выдавать оружие и боеприпасы в небольшом количестве. Это решает их командир, кому он доверяет. Членам вспомогательной организации под страхом смертной казни запретить появляться с оружием вне населенного пункта. Для этой цели необходимо проводить внезапные проверки немецкими патрулями. Временно можно использовать для руководства этими отрядами жандармских служащих и агентов, что определяется штабом Армии и штабом по борьбе с партизанами;

e) обо всех случаях стычек с партизанами и об использовании патронов докладывать соответствующим военным инстанциям;

f) служба в этих формированиях считается почетной службой и не оплачивается. Все же можно выплачивать денежное вознаграждение;

g) служащие этой службы во время несения наряда носят белые повязки с надписью «На службе у немецкого Вермахта». Эти повязки изготовить в воинских частях на месте;

h) каждому служащему этой службы выдавать на месяц удостоверение, где указывать номер удостоверения и персональные данные. Списки таких лиц вести аккуратно и постоянно проверять. Продлевать срок действия пропуска, отмечать в списках и скреплять печатью.

5.) Создавая такие отряды самообороны, кроме всего прочего, нужно налаживать тесный контакт между Вермахтом и населением. Особенно нужно оказывать внимание татарам и мусульманам за их антибольшевистское поведение.

6.) Самооборона должна не всегда действовать. В случае замирения в районе ее распускать. Показавших себя хорошо использовать в дальнейшем на административной службе.

7.) Об опыте этого дела, а также об особенно отличившихся из числа этих вспомогательных сил докладывать в штаб 11-й армии для дальнейшего распространения опыта.

8.) Понятие «Самооборона» среди населения не высказывать, а пользоваться термином «Вспомогательная служба».

И.Г.Генов в своих воспоминаниях указывал:

«Староста Бондаренко сообщил, что недавно в совхозе "Марьяно" состоялось совещание старост и полицейских подлесных деревень, были также приглашены бывшие работники ближайших лесничеств. Оккупанты решили привлечь на свою сторону и использовать для борьбы с партизанами охотников, лесников, чабанов и других знающих лес людей. Фашистский генерал убеждал, что не пройдет и двух недель, как они уничтожат партизан. "Кто нам будет помогать, получит награду, — посулил генерал, — а кто будет помогать партизанам, тот будет публично расстрелян и все его имущество конфисковано в пользу тех, кто нам помогает"». Датировка этой записи – середина декабря. В приказе по организации борьбы с партизанами, от 5 декабря 1941 г., указывалось:«В настоящее время действуют:

а) штаб для борьбы с партизанами (майор Штефанус). Задача: получение разведданных и предложений о дальнейших действиях;

б) румынский горно-стрелковый корпус с 6-й кавбригадой (без мотокавполка) и 4-я горнострелковая бригада;

в) противотанковые дивизионы: 24-й, 52-й и 240-й;

г) в полосе ХХХ армейского корпуса: румынский кавполк и части 1-й горнострелковой бригады;

д) в районе Керчи: сапёрный батальон и части пехотных полков 46-й дивизии;

е) заставы и команды прикрытия на дорогах и в горах».

Из письма Мокроусова А.В. Мартынова С.В. Булатову: «Гестапо создает в населенных пунктах вооруженные отряды из кулацкого, уголовного элемента, а также и дезертиров с целью борьбы против партизан. Такие отряды носят название народной милиции. Такие отряды созданы в населенных пунктах Коуш, Корбек, Улу-Узень и др.»

Рассматривая национальный вопрос, следует отметить, что, немецкая «милиция» была формированием без определенных национальных преференций. Командные должности в ней занимали сотрудники айнзац-группы, а большая часть состава была русской. Несмотря на наметившийся в определенных районах конфликт между местным населением и партизанами, крымские татары сражались в составе партизанских отрядов вместе с представителями других народов Крыма. Отдел 1С 50-й пд в своем бюллетене отмечал: «Несмотря на наши усилия, русские и татары в партизанских отрядах сражаются вместе». Но, далеко не везде было так. Центр противостояния между партизанами и местным населением, как ни странно, совпадает с районом действия партизанских отрядов, сформированных из остатков 48-й кд.

Айнзац-группа «Д» начала агентурную разработку партизан. Из докладной Сметанина (июль 1942г.) «В этот исключительно тяжелый продовольственный момент противник прислал нам предателя Иваненко (быв. нач. штаба 5-го района), перешедшего к фашистам. В документах гестапо, которые принес Иваненко, говорилось о том, что оно знает тяжелое продовольственное положение партизан, что гестапо точно известна дислокация и изнеможенность всех отрядов, а поэтому оно предлагает партизанам сложить оружие и обещает пощаду, в противном случае отряды будут уничтожены. Кроме того, гестапо сообщало, что их представителем является Иваненко, а также назначало место и время встречи для капитуляции. Ответ был простой — Иваненко расстреляли, отряды предупредили о готовящемся нападении, а через два дня мы вели ожесточенные бои с наступающими фашистами — такой был ответ командования и партизан».

Немцы прибегли к ряду провокационных действий, инсценирующих нападение партизан на деревни. Стоит заметить, что в дополнение к этому низкая дисциплина некоторых партизанских отрядов резко ухудшила взаимоотношения с местным населением. Этой ситуацией не замедлили воспользоваться немцы, которые разжигали недовольство местного населения по отношению к партизанам.

В Крыму, в рассматриваемый период сохранялись национальные комитеты. Немаловажную роль в заигрывании с татарами сыграл Симферопольский мусульманский комитет. В связи с этим, следует четко понимать его статус. Немецкие документы позиционируют его как законный орган, представляющий интересы всего татарского народа.
Руководителем этого комитета являлся турецкоподданный Джемиль Абурешидов. Впервые этот орган упоминается в документах Бахчисарайского СД 23 ноября 1941года. При переезде штаба О.фон Олендорфа, мусульманский комитет так же переехал в центр Симферополя.
Этот орган никогда не являлся представительным органом крымскотатарского народа, и никогда не пользовался его легитимной поддержкой. Этот орган полностью оплачивался оккупационной администрацией, и выполнял ее волю. В документах 11-й армии сохранились даже сметы на его содержание с указанием заработных плат его членов. Председатель и его замы получали 1100 рублей, начальники отделов 800-900, переводчик 500, истопник 200 рублей.
По факту, это был марионеточный оккупационный орган, созданный в г. Бахчисарай немецкой службой безопасности (СД). Ни о какой выборности его членов речь не шла. В связи с вышеизложенным, не следует отождествлять Мусульманский комитет, созданный оккупационным режимом, оккупационные средства массовой информации (включая газету «Азат Крым») с крымскотатарским населением Крыма.
После высадки советского Керченско-Феодосийского десанта, противник оказался в очень сложной ситуации. Фактически, армию Э фон Манштейна спасли румынские части, ранее выполнявшие противопартизанские мероприятия: 4 гсбр и 8-я кавбригада румын. Но после того, как эти части были переброшены на блокаду советской Феодосийской высадки, возникла необходимость какими-то силами поддерживать порядок в тылу. Армия была вынуждена воевать на два (а, точнее на три) фронта. С одной стороны продолжалась осада Севастополя, с другой стороны приходилось вести боевые действия на Керченском, а в Крымских горах продолжали действовать партизаны. В связи с этим, используя приказ по 11-й армии от 5-го декабря 1941года, 25 декабря 11-я армия начала формирование вооруженной «самообороны» еще до официального «разрешения».

(Продолжение следует)