Найти тему
Андрей Мятиев

Реконструкция необычных образов для Исторического Велопробега. От аристократов до городских забулдыг.

Хотелось бы рассказать о выборе реконструируемых образов для Исторического Велопробега. Обычно, когда оглашаются условия участия в пробеге, а это наличие аутентичного велосипеда с 1880 по 1990 год выпуска и костюма велосипедиста, соответствующего этому велосипеду, потенциальные участники как-то тушуются – мол, это так сложно, нужно шить костюмы, где-то искать аксессуары… На самом деле ситуацию можно довольно легко разрешить, применив, так сказать, смекалку и знание исторических реалий последних 50-70 лет истории. Дело в том, что одним из главных условий участия в Историческом Велопробеге является историческая достоверность образа, причем организаторами отдельно оговаривается, что никаких ограничений по географии или социальному происхождению носителя костюма нет.

Мальчишка 1950-х годов на шведском двухколесном велосипеде и дама 1930-х с немецким велосипедом. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мальчишка 1950-х годов на шведском двухколесном велосипеде и дама 1930-х с немецким велосипедом. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Джентльмен явился из эпохи НЭПа 1920-х годов. Велосипед - немецкий Brennabor1929 года. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Джентльмен явился из эпохи НЭПа 1920-х годов. Велосипед - немецкий Brennabor1929 года. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Как известно, велосипед – самый демократический из видов транспорта и на нем ездили люди из самых разных социальных слоев и огромного многообразия профессий – от членов царствующих домов до последних забулдыг и от служителей культа до рабочих и крестьян. ;-) Так что совершенно не обязательно шить роскошный костюм из твида или бархатное платье и судорожно приобретать антикварный велосипед столетнего возраста – достаточно посмотреть в интернете фотографии позднесоветского времени и напрячь память (если, конечно, вы относитесь к поколению, которому довелось жить при СССР). Образы военных, спортсменов, рабочих и работниц, инженеров, школьников, дачников и лесников легко реконструируются – на торговых площадках в интернете полно советского «шмотья» периода 1960-80-х годов. На выбор – военная униформа, спортивные костюмы, рабочие спецовки и комбинезоны, школьная форма – и все это по достаточно демократичным ценам.

"Коренной обитатель" московских дворов и магазинных подсобок 1970-х годов. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
"Коренной обитатель" московских дворов и магазинных подсобок 1970-х годов. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мальчишка на "Школьнике" 1960-х. А как его дразнили в школе за "девчачую раму". Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мальчишка на "Школьнике" 1960-х. А как его дразнили в школе за "девчачую раму". Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Если не получается собрать комплект военной формы – можно сформировать образ отставника-дачника (вспомните образ тестя Семицветова, героя Андрея Миронова из бессмертной комедии «Берегись автомобиля», блестяще сыгранный Анатолием Папановым). Элементы военной формы типа галифе, майка или рубашка, сандалии на босу ногу, головной убор из платка или шляпа, впридачу к этому потертый велосипед «Украина» или «Прогресс» - и готов яркий, и, главное – абсолютно реальный, узнаваемый и исторически выверенный образ, привлекающий общее внимание на Пробеге!

"Московские забулдыги" 1980-х в поисках пива. ;-) Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
"Московские забулдыги" 1980-х в поисках пива. ;-) Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
"Торговля мороженым" с вело-лотка. 1980-е... Мороженое у автора образа тоже было и он сначала выдавал желающим монетки в 15 копеек, а за них - мороженое в стаканчике! Вот это я понимаю, проработка образа! Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
"Торговля мороженым" с вело-лотка. 1980-е... Мороженое у автора образа тоже было и он сначала выдавал желающим монетки в 15 копеек, а за них - мороженое в стаканчике! Вот это я понимаю, проработка образа! Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Студент и "гопник" - единство и борьба противоположностей. Велосипеды - "Рига" и редкий ЗИФ из 1960-х. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Студент и "гопник" - единство и борьба противоположностей. Велосипеды - "Рига" и редкий ЗИФ из 1960-х. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Образы студентов-стройотрядовцев, туристов и геологов также легко реконструируемы – спецовок и штормовок, кирзовых сапог и кед в продаже – пруд пруди. Более того – часто эти вещи можно найти, просто хорошенько проинспектировав чуланы на старых дачах родственников и друзей.

Замечательный образ школьницы - октябренка с велосипедом "Ласточка" конца 1960-х годов. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Замечательный образ школьницы - октябренка с велосипедом "Ласточка" конца 1960-х годов. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
"Первый велосипед" - замечательный образ дошкольника на велосипеде "Бабочка". У меня самого такой же велосипедик стал первым личным транспортным средством в 1976 году. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
"Первый велосипед" - замечательный образ дошкольника на велосипеде "Бабочка". У меня самого такой же велосипедик стал первым личным транспортным средством в 1976 году. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Спору нет, красивые и трудолюбиво собранные образы аристократов 100- летней и более давности очень интересны и необходимы, но не забывайте, что Историю «делают» обычные люди. Эта «массовка» - и есть настоящая История и реконструкция таких образов очень желательна для связного и объемного представления об эпохе. Кроме того, в реконструкции таких «непарадных» образов есть свой юмор, возможно даже некий «исторический китч», что всегда будет оценено как другими участниками Исторического Велопробега, так и зрителями. ;-)

Девушки 1950-х - 60-х годов. Оба велосипеды - скандинавские, 1936 и 1960 годов выпуска. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Девушки 1950-х - 60-х годов. Оба велосипеды - скандинавские, 1936 и 1960 годов выпуска. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
"Модный парень из американского городка 1950-х". Велосипед Columbia 1949 года в "аэро-стиле". Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
"Модный парень из американского городка 1950-х". Велосипед Columbia 1949 года в "аэро-стиле". Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В более, чем десятилетней практике Исторических Велопробегов участниками было воссоздано множество необычных, неожиданных и интересных образов, полностью соответствующих реалиям выбранных эпох. Есть среди нас несколько «асов», традиционно и с блеском воссоздающих персонажей, «достигших высот социального дна» - городских забулдыг, колхозных работяг-алкашей и т.п. Образы непарадны, но полностью соответствуют историческим реалиям. Они вызывают не только смех, но и определенные размышления об изнанке жизни, о которой редко упоминается в книгах. Нужны ли такие образы для яркой и праздничной атмосферы Исторического Велопробега? Я считаю, что нужны и важны!

"Колхоз - навоз секция". Эта развеселая парочка выдумщиков каждый раз приезжала с совершенно невероятными и запоминающимися образами. Не то сельские механизаторы, не то студенты "на картошке"... ;-) В прицепе, кстати, был загружен реальный перегной - мечта огородника! Самодельный, сваренный в 1970-х из двух дорожных велосипедов тандем и прицепная тележка из того же десятилетия. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
"Колхоз - навоз секция". Эта развеселая парочка выдумщиков каждый раз приезжала с совершенно невероятными и запоминающимися образами. Не то сельские механизаторы, не то студенты "на картошке"... ;-) В прицепе, кстати, был загружен реальный перегной - мечта огородника! Самодельный, сваренный в 1970-х из двух дорожных велосипедов тандем и прицепная тележка из того же десятилетия. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Некоторые участники пробегов реконструировали узнаваемые образы не только из кинофильмов, но даже из мультфильмов! Так, на одном из наших рейдов присутствовал настоящий Почтальон Печкин! Образ вымышленный, скажете вы? Без сомнения! Но также без сомнения он мог иметь абсолютно реальный прототип! Длинный брезентовый плащ, сапоги, шапка-треух, объемистая почтовая сумка, накладные усы, дорожный велосипед – и вот готов сельский почтальон 1970-80-х годов!

А вот и он - Почтальон Печкин! Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
А вот и он - Почтальон Печкин! Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Если вспоминать сложные реконструированные образы, требующие специальных знаний, умения найти и подобрать редкие элементы одежды и аксессуары, я уж не говорю о коллекционных велосипедах, то отмечу образы трубочистов, воссозданные двумя участниками Исторического Велопробега 2016 года совершенно независимо друг от друга. Вспоминаются образы католического священника 1950-х годов, военных разных родов войск и разных эпох, в том числе сверх-достоверный образ офицера-самокатчика Русской Императорской армии на Первую Мировую войну, эмансипированные дамы начала ХХ века и другие замечательные исторические персонажи!

Роскошные дамы из 1910-30-х годов. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Роскошные дамы из 1910-30-х годов. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Яркий образ трубочиста привлекал всеобщее внимание. Велосипед - Diamant 1949 года выпуска.Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Яркий образ трубочиста привлекал всеобщее внимание. Велосипед - Diamant 1949 года выпуска.Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Горожане 1920-30-х годов. Американский велосипед Mead Ranger (слева) и редкий немецкий Amandus середины 1930-х. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Горожане 1920-30-х годов. Американский велосипед Mead Ranger (слева) и редкий немецкий Amandus середины 1930-х. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Роскошная реконструкция унтер-офицера - самокатчика Русской Императорской Армии на период Первой Мировой войны. Аутентичный складной велосипед Peugeot Gerard. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Роскошная реконструкция унтер-офицера - самокатчика Русской Императорской Армии на период Первой Мировой войны. Аутентичный складной велосипед Peugeot Gerard. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Очень интересны, так сказать, «этнографические» исторические образы, реконструирующие облик представителей других, подчас довольно экзотических, наций и народностей… В прошлые годы в колонне пробега ездили: вьетнамский уличный торговец 1960-х годов, афганский душман, американский военный времен высадки союзников в Нормандии, целая компания индонезийцев (вполне реальных) в национальных одеждах, туркмен в халате и тюбетейке и т.п. В этом году ожидается шотландец в аутентичным килте и при всех прочих элементах традиционного костюма – очень интересно будет посмотреть на эдакое чудо. Велосипед, понятно, также будет соответствовать образу – английский, 1930-х годов.

"Афганский душман" везет на велосипеде свой скарб, а в тюке спрятан автомат Калашникова. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
"Афганский душман" везет на велосипеде свой скарб, а в тюке спрятан автомат Калашникова. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
"Вьетнамский уличный торговец" на специальном трехколесном велосипеде 1960-х годов. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
"Вьетнамский уличный торговец" на специальном трехколесном велосипеде 1960-х годов. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Инденезиец в национальном костюме. Редкий голландский велосипед Union Strano 1965 года с "обратным рулем". Индонезия была голланской колонией, так что большинство велосипедов там имеют происхождение из Голландии. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Инденезиец в национальном костюме. Редкий голландский велосипед Union Strano 1965 года с "обратным рулем". Индонезия была голланской колонией, так что большинство велосипедов там имеют происхождение из Голландии. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Исторический Велопробег – мероприятие регулярное и традиционное, так что многие участники, впервые подготовившие свои костюмы «с бору по сосенке», на следующий пробег готовят уже более сложные образы, всерьез изучая информационные источники, заказывая или самостоятельно организуя пошив костюма, подбирая аксессуары и изыскивая возможность для приобретения или аренды старинного велосипеда. Есть ветераны Пробега, создавшие целую плеяду исторических образов, с каждым годом совершенствуя их.

Посыльный 82-й американской воздушно-десантной дивизии, во время проведения операции "Маркет-Гарден", сентябрь 1944г. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Посыльный 82-й американской воздушно-десантной дивизии, во время проведения операции "Маркет-Гарден", сентябрь 1944г. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Барышня на английском велосипеде BSA 1940 года. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Барышня на английском велосипеде BSA 1940 года. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Автор этой статьи в образе провинциального помещика в русском костюме на редчайшем французском велосипеде Clement 1890 года. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Автор этой статьи в образе провинциального помещика в русском костюме на редчайшем французском велосипеде Clement 1890 года. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Напоминаю: Исторический Велопробег 2024 года состоится в ближайшую субботу, 7 сентября. Велопробег стартует от начала Парка Виражи и его маршрут ведет в Парк Малевича (Одинцовский ГО Московской области). В ходе Исторического Велопробега с 12:30 до 14:00 у главного входа в Парк Малевича в районе скульптурной группы "Зеркала" будет организована выставка исторических велосипедов участников Пробега. Зрители могут увидеть уникальную экспозицию старинных велосипедов, которым от 34 до 140 лет, а также их владельцев, одетых в костюмы, соответствующие времени производства их веломашин. Среди участников Исторического Пробега и зрителей будут проведены конкурсы на знание истории велосипеда. Победители будут награждены дипломами и памятными подарками. В 14:00 колонна велосипедистов продолжит свой маршрут по территории Парка Малевича.

Католический священник из Германии 1950-х годов с редким городским мини-велосипедом на шинах - "дутиках" соседствует с немецкой сестрой милосердия времен Первой Мировой войны на редком английском трицикле 1913 года. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Католический священник из Германии 1950-х годов с редким городским мини-велосипедом на шинах - "дутиках" соседствует с немецкой сестрой милосердия времен Первой Мировой войны на редком английском трицикле 1913 года. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Участником Исторического Велопробега может стать любой желающий, владеющий старинным велосипедом, изготовленным с 1880 по 1990 год, и одетый в костюм, соответствующий вышеозначенному временному интервалу. Тематика и география происхождения реконструируемого образа ничем не ограничена, кроме исторической достоверности, которая признается основным критерием. Участие в Историческом Велопробеге – бесплатное!
Современные велосипеды, а также претенденты, чей образ не соответствует заявленным условиям, к участию в велопробеге в рамках конкурсной программы не допускаются. Контроль на старте велопробега будет осуществляться экспертами в области истории костюма и велотранспорта.

Для участия необходимо подать заявку на сайте www.hbrm.ru, или на странице проекта в социальной сети ВКонтакте: http://vk.com/history_ride

Посмотрите публикации, посвященные Историческому Велопробегу:

Благодарю за лайки, репосты и подписки - ими вы помогаете развитию канала!

Молодая мама 1930-х годов с дочкой. Финский велосипед SOK 1937 года со специальным детским креслом. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Молодая мама 1930-х годов с дочкой. Финский велосипед SOK 1937 года со специальным детским креслом. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
"Модный парень из Центра". Велосипед"ЗиС Прогресс" с подвесным мотором "Иртыш" середины 1950-х. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
"Модный парень из Центра". Велосипед"ЗиС Прогресс" с подвесным мотором "Иртыш" середины 1950-х. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.