Каменный Успенский храм в селе Подсосино был построен в 1827 году .Село Подсосино расположено недалеко от Сергиева Посада и в старину относилось к владениям Троицкой лавры. До Смутного времени здесь существовала женская обитель, знаменитыми насельницами которой были дочь Бориса Годунова Ксения и "ливонская королева" Мария Старицкая. В 1616 году троицкий архимандрит Дионисий воздвиг на месте разрушенного поляками монастыря в Подсосенье деревянный храм. В 1844 году этот храм был перенесен святителем Филаретом (Дроздовым) в урочище Корбуха, чем было положено начало Гефсиманскому скиту.
В первой половине XV в. на месте нынешнего села Подсосино находилась пустошь Богородская у речки Торгоши . Название пустоши говорило о существовании здесь церкви Пресвятой Богородицы еще до нашествия хана Едигея, который, как известно, сжег Троицкую обитель и ее окрестности в 1408 году.
В 1460-1480-х годах здесь уже не пустошь, а село Богородицкое. В начале XVI в. село именовалось по-разному: «на Торгоше у Пречистыя», «сельцом у Богородицы под Сосною», «Богородицким погостом».
Эти названия указывали на давнее почитание Божией Матери в этих краях. В середине XVI века в Подсосино был основан женский монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Первое упоминание о монастыре встречается в завещании Арины Павловны Зворыкиной 1559 года, которая за вклад вотчины в дом преподобного Сергия просила «упокоить ее у Богородицы под Сосною».
В 1594 году Успенская обитель в Подсосино описывалась так:
Монастырь Богородицкий Подсосение на речке Торгоше, а в нем церковь Успение Пречистыя Богородицы, да другой храм Воскресение Христово... А в церкви образы, свечи и книги строение монастырское… да на монастыре 8 келий, а в них живут старицы черноризицы.
Тогда же упоминалась и мельница, доходы от которой шли "на королевин обиход". В это время в Успенском монастыре в Подсосенье содержалась ливонская королева Мария Владимировна. Она была дочерью князя Владимира Андреевича Старицкого – двоюродного брата Ивана Грозного, а свой необычный титул получила после брака с датским принцем. В 1570 г. Иван Грозный планировал создать зависимое от Москвы королевство в Ливонии. Это небольшое государство согласился возглавить датский принц Магнус, женившийся на родственнице русского царя княжне Марии Старицкой.
Ливонская королева Мария овдовела В 1583 году и через три года вернулась в Россию. Здесь она была пострижена в монахини с именем Марфа и заключена вместе с дочерью Евдокией в Подсосенскую обитель. Через несколько лет в Подсосенском монастыре поселилась еще одна женщина царского происхождения – дочь Бориса Годунова инокиня Ольга. После смерти отца и гибели брата Ксения Годунова стала пленницей Лжедмитрия, а затем была пострижена в монахини и отправлена в Белозерский уезд.
После воцарения Василия Шуйского в 1606 году инокине Ольге (Ксении Годуновой) было разрешено переселиться из дальней Горицко-Вознесенской обители в Подсосенский монастырь, которому покровительствовал когда-то ее отец. Борис Годунов расширил число монахинь до тридцати, выдавал им жалованье из казны, наделил обитель владениями в Тверском уезде, и, вероятно, воздвиг в монастыре каменный соборный храм.
Монастырь в Подсосенье был разорен и сожжен поляками в Смутное время, а каменный собор разрушен. В 1608 году королева-инокиня Марфа, инокиня Ольга и прочие старицы нашли убежище в Троице-Сергиевом монастыре, где пережили знаменитую шестнадцатимесячную осаду Сапеги и Лисовского. После изгнания захватчиков женская обитель в Подсосенье больше не восстанавливалась, а ее насельницы были переведены в подольный Пятницкий монастырь в Сергиевом Посаде.
В годы царствования Михаила Федоровича Романова архимандрит Троицкого монастыря Дионисий поставил в 1616 году на месте бывшей женской обители в Подсосенье деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом в честь образа Нерукотворного Спаса.
Впоследствии архимандрит Троицкой обители Феодосий, который много лет служил в церкви села Подсосенье, перестроил и украсил храм, частично использовав бревна прежнего здания. Во время управления Троицкой обителью в 1667-1674 гг. Феодосий построил в Подсосенье и еще одну деревянную церковь святителя Николая Чудотворца. Вторая церковь просуществовала до 1844 года, а затем была разобрана и использована для отопления нового каменного храма.
Каменный Успенский храм, сохранившийся до сего дня, строился в 1825-1827 гг. на средства помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Монументальный пятиглавый храм в стиле ампир изначально имел два придела в трапезной части: во имя Николая Чудотворца и праведных Захарии и Елисаветы – небесной покровительницы вдовы Арсеньевой. Таким образом, в 1830-1840-е годы в небольшом селе Подсосенье оказалось рядом сразу три церкви: новый Успенский каменный храм, и две деревянные церкви XVII в. – старая Успенская и Никольская.
Приход не мог содержать такое множество церквей и обратился к московскому митрополиту Филарету (Дроздову) с просьбой разрешить разобрать деревянные церкви, ставшие избыточными, а их бревна использовать для отопления нового каменного храма. Использовать так ставшие ненужными деревянные церкви было обычной практикой для того времени. Однако дело подсосенских прихожан приняло неожиданный оборот.
Митрополит Филарет давно хотел основать в отдалении от Троице-Сергиева монастыря в урочище Корбуха скит, в котором иноки могли бы найти больше уединения для сосредоточенной молитвы. Воспользовавшись случаем, святитель решил выкупить и перенести для этого старинную церковь села Подсосенье, которую прихожане намеревались распилить на дрова.
Решением святителя Филарета памятник деревянного зодчества получил новую жизнь в Гефсиманском скиту. Двухэтажное здание церкви было сооружено из прочных сосновых бревен в виде корабля. К восточной части были прирублены три алтаря, увенчанные теремками или кокошниками. На верхнем этаже находился храм Успения Пресвятой Богородицы, а в нижнем этаже – престол в память Гефсиманского моления и страстей Спасителя. К южной стене храма были пристроены покои митрополита Филарета, состоящие из трех комнат простой обстановки.
Убранство Успенской церкви после переноса из села Подсосенье описывалось так:
Не ищите во внутренности ее великолепия и богатства, иногда противоположного внешности: в ней вы не найдете украшений из драгоценных металлов и камней, ни роскошной резьбы с позолотою во вкусе рококо, ни пестроты красок на стенах. Царствующая в святилище простота убранства возводит мысль к древнему быту и обиходу пустынного благочестия.
В 1844 году состоялось освящение Успенской церкви на новом месте в Гефсиманском скиту . Святитель Филарет возглавил его, облачившись для этого в старинную ризу преподобного Сергия Радонежского и митру преподобного Дионисия – первоначального устроителя храма.
После литургии святитель произнес проповедь, начало которой посвятил подсосенской церкви:
Двести двадцать семь лет стоял сей древний храм, быв создан Лаврою Преподобного отца нашего Сергия… и тогда еще представлен в покровительство Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, в память славного ея Успения, дабы, по сей памяти, она с благоволением призирала на него, как бы на свою Гефсиманию.
Каменный храм в Подсосенье, построенный помещицей Арсеньевой, к концу XIX столетия сильно обветшал. Старые голландские печи разваливались и дымили, из щелей оконных рам поступал холод, стены и иконостас почернели от сырости. К счастью, соседний помещик Петр Алексеевич Розанов согласился принять на себя звание ктитора и дать деньги на ремонт церкви. Благотворитель выделил шесть тысяч рублей на замену печей, окон, обновление живописи на стенах, иконостасов, паникадил и подсвечников, закупку новых облачений. Работы удалось провести за летние месяцы, и в октябре 1896 г. обновленная теплая половина Успенского храма была освящена.
В 1903 г. в Сарове Нижегородской губернии совершилось торжественное обретение мощей преподобного Серафима Саровского. Это событие нашло отклик в жизни храма села Подсосенье, где усердием благотворителя Петра Алексеевича Розанова была изготовлена большая икона святого Серафима.
В 1903 году на приходе произошло два случая, которые верующие связывали с чудесной помощью Серафима Саровского. В деревне Тураково у одного крестьянина был глухой и немой сын шести лет. Врачи не могли ничем помочь мальчику, и по совету подсосенского священника родители отправились помолиться в Саров к мощам угодника. После возвращения из дальнего паломничества мальчик начал говорить, а глухота его заметно уменьшилась. Второй случай произошел в это же время в деревне Чарково, где неожиданно обратилась из раскола, вопреки строгому наказу матери, престарелая крестьянка Евфимия Гришина.
Эти чудесные события, по словам местного священника С. Н. Казанского, воодушевили прихожан, которые до этого мало посещали церковь из-за нерадения, отдаленности приходских деревень и воскресных базаров в Сергиевом Посаде.
Это нерадение прихожан описывалось в некрологе его предшественника протоиерея Кузьмы Терентьевича Казанцева:
Село Подсосенье – приход пригородный. Обыкновенное явление в таких приходах: колокол в воскресный день в храм Божий поселян зовет, а последние спешат в город на продажи и купли. Тяжело пастырю… Не мирится с этим о. протоиерей. Он энергично принимается разъяснять народу при всяком удобном случае важность празднования воскресного дня.
Успенский деревянный храм, построенный в Подсосенье в 1616 году преподобным Дионисием и перенесенный в 1844 году в Гефсиманский скит святителем Филаретом, не сохранился. В 1920-е годы Гефсиманская обитель была закрыта, а затем и частично разрушена. Наследником и хранителем памяти о древнем женском монастыре и о скитской деревянной церкви остается каменный храм села Подсосино, который недавно был восстановлен в былом благолепии.