Найти тему
Роспатриот

ПО БУКВЕ ЗАКОНА: Законопроект об увековечении памяти жертв геноцида рассмотрен в «Нулевом чтении»

Оглавление

В лучших традициях советских учебников разберёмся
по порядку: чем занимается Национальный центр исторической памяти при Президенте Российской Федерации, для чего нам законопроект об увековечении памяти жертв геноцида советского народа и что такое нулевые чтения?

Национальный центр исторической памяти создан по поручению Президента России Владимира Путина в ноябре 2023 года. В задачи центра входит реализация Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в части сохранения и защиты традиционных российских
духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, организации целенаправленных кампаний по сохранению и укреплению исторической памяти, а также осуществления сбора, выявления, поддержки
и распространения лучших методик и форматов формирования гражданского самосознания.

Если проще: Центр реализует масштабные мероприятия и проекты федерального уровня, направленные на сохранение и укрепление исторической памяти, просветительскую деятельность и на популяризацию позитивного образа России, достижений её культуры, науки, духовности как на территории России, так и за её пределами.

Автором изображения пионеров является Дунчев Сергей Яковлевич, Заслуженный художник
Российской Федерации.
Автором изображения пионеров является Дунчев Сергей Яковлевич, Заслуженный художник Российской Федерации.

Одно из важнейших направлений деятельности Центра это методическое
и экспертное
сопровождение судебных процессов по факту признания геноцида советского народа в различных регионах нашей страны. С 2020 года приняты решения о признании преступлений нацистов и их пособников геноцидом советского народа на территории уже 23 регионов России.

И вынесение законопроекта на обсуждение это признание и кульминация инициатив Национального центра и совместной работы по проекту «Без срока давности». Несмотря на то, что юридическая работа в этом направлении ведётся чуть ли не с первых дней окончания войны, до сих пор не принят закон и не внедрены основные термины.

Над законом уже много лет совместно работают депутаты
Государственной Думы, Генеральная прокуратура, Следственный комитет, эксперты Национального Центра исторической памяти
при Президенте Российской Федерации, историки и архивисты,
Поисковое движение России и другие общественные движения и объединения по выявлению, изучению, документированию и расследованию преступлений нацистских оккупантов против советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Каких успехов удалось добиться?

Во-первых, законопроект обобщил всю существующую судебную практику по делам о признании геноцидом действий нацистов
и их пособников, уничтожавших советских граждан на оккупированных территориях СССР в годы Великой Отечественной войны. В юридической практике разных судов решения по похожим вопросам могут быть неодинаковы. Их сопоставление и обсуждение позволяет установить норму
и определить санкции.

Во-вторых, законопроект впервые вводит понятие «геноцид советского народа», то есть, «действия нацистской Германии и ее пособников, направленные на полное или частичное уничтожение национальных, этнических и расовых групп, населявших территорию СССР, в период Великой Отечественной войны путем убийства членов этих групп, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этих групп». Принятие законопроекта закрепит определение геноцида именно в такой формулировке.

В-третьих, законопроект устраняет пробелы правового регулирования вопроса мемориализации мест массовых казней и других преступлений нацистских оккупантов. Кто может и должен создавать такие памятники?
А кто займётся уходом за ними и прилегающей территорией? Зачастую такие вопросы остаются без ответа, с чем и необходимо бороться.

И, наконец, законопроект чётко разграничивает полномочия органов государственной власти в этих вопросах, а также легализует поисковые работы и определяет порядок их проведения. Поисковые работы – это вам
не «раскопки»! За одним найденным медальоном может стоять работа десятков, или даже сотен человек. Над поиском пропавших без вести
и погибших в различных театрах боевых действий солдат совместно работают сотрудники архивов, историки, археологи и поисковые отряды.
Об их деятельности мы сняли целый репортаж, его можно посмотреть
по этой ссылке.

Законопроект уже создан, что делать дальше?

Для того, чтобы вступить в законную силу, документ должен пройти несколько этапов. Как правило, схема такая: проект вносится в Государственную Думу, там он проходит (или не проходит) три чтения, направляется
в Совет Федерации, а после – на подпись Президенту (примерную схему приложили ниже). Так появляется закон. Для одних проектов весь путь может занимать несколько лет, другие принимают всего за пару недель. Это будет зависеть от разных факторов: тема (и её острота), инициатор (например: законопроекты, вносимые Президентом, принимаются быстрее), качество проработки проекта и так далее.

*схема максимально упрощена и сокращена до основных этапов
*схема максимально упрощена и сокращена до основных этапов

Но как понять, актуален ли законопроект до начала рассмотрения
в первом чтении?

Для выявления наиболее очевидных недоработок, внесения дополнительных уточнений и создания дискуссии по теме законопроекта практикуется
«Нулевое чтение».

«Нулевое чтение» — это, своего рода, репетиция перед внесением законопроекта в Государственную Думу. Представьте, что перед принятием важного жизненного решения вы собрали собственный «совет»: семья, друзья, наставники из числа преподавателей, одногруппников или коллег. Комментарии, которые вы получите, могут не только привнести свежие идеи, или уберечь от принятия неверного решения, но и поставить под вопрос смысл обсуждаемого. Такие «репетиции» с дискуссиями,
но на государственном уровне, проводятся на базе Общественной палаты
Российской Федерации.

Автор картины «Мы за мир», используемой в коллаже, Член Союза художников СССР
Владимир Ильич Некрасов.
Автор картины «Мы за мир», используемой в коллаже, Член Союза художников СССР Владимир Ильич Некрасов.

3 сентября представители Национального Центра исторической памяти
при Президенте Российской Федерации
приняли участие в «нулевом чтении» законопроекта «Об увековечении памяти жертв геноцида советского народа в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»
в Общественной палате Российской Федерации. В ходе обсуждения
участниками обсуждений было предложено следующее:

  • дополнить документ пунктами, связанными с научно-мемориальной
    и просветительской деятельностью;
  • дополнить закон положениями о запрете реабилитации и пропаганды нацизма, об обеспечении защиты исторической правды, противодействии фальсификации фактов истории, как это уже частично предусмотрено
    в уголовном законодательстве России.
  • детализировать прописанные в документе полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • утвердить четкие методические рекомендации по проведению поисковых работ и увековечению памяти, которые помогут избежать бюрократических проволочек;
  • включить проведение информационных кампаний для повышения осведомленности населения о значимости увековечения памяти жертв геноцида, а также о поддержке, которую могут оказывать некоммерческие организации и т.д.
Полный текст комментария мы оставили ниже.
Полный текст комментария мы оставили ниже.

Руководитель Национального Центра исторической памяти
при Президенте Российской Федерации Елена Малышева
прокомментировала участие центра в «Нулевом чтении»:

Обсуждение законопроекта «Об увековечении памяти жертв геноцида советского народа в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» – это очень значимое мероприятие для нас, потому что вынесение этого вопроса на повестку сегодняшнего дня означает признание и кульминацию нашей совместной работы по проекту «Без срока давности»,
а также инициатив Национального Центра исторической памяти
при Президенте Российской Федерации. Мы вышли на законопроект
и это крайне важный шаг для дальнейшего закрепления нарративов исторической памяти. Сохраняя память о жертвах советского народа
в годы Великой Отечественной войны, мы не только отстаиваем историческую правду, но и защищаем наш исторический суверенитет.
На сегодняшний день есть целый ряд поручений Президента Российской Федерации по увековечению памяти мирных жителей, реализация которых сегодня затруднена из-за пробелов в правовом регулировании.
В частности, это затрудняет системную работу по созданию монументов на местах принудительного содержания и уничтожения мирных граждан
и военнопленных. На территории только РСФСР существовало не менее 454 таких объектов. И когда зашла речь об их мемориализации, оказалось,
что нет понимания того, кто за это ответственен.
Закон наконец-то создаст необходимые правовые основания для этой деятельности, определит ответственных и границы их полномочий.
Сегодня созданы все условия для того, чтобы называть события и действия своими именами - говорить о преступлениях нацистов как о геноциде. Решения судов о признании актов геноцида советских граждан как раз
и создают четкие юридические основания для принятия закона.
Поэтому важность принятия закона лежит не только в правовом,
но и в политическом поле.

Теперь всё «по букве закона»: проект будет дорабатываться с учётом полученных комментариев и, надеемся, попадёт в Государственную Думу,
где будет отсмотрен депутатами.

Какие дополнения внесли бы вы? Пишите в комментариях.