Пытливые историки исследуют все, до чего могут дотянуться. Особенно интересны исследования на стыке разных наук. Вот, например, новое исследование показывает, что писцы Древнего Египта страдали многими из недугов, которыми хронически болеют современные офисные работники.
В Древнем Египте писцы были чиновниками, стоящими выше ремесленников и торговцев, но ниже жрецов и знати. Их статус определялся их грамотностью, опытом и господином, на которого они трудились. Личный писец фараона был выше по статусу личного писца наместника нома (провинции) или храмовых писцов. Иногда доверенные писцы самостоятельно с отрядом воинов выполняли задания своего господина по сбору налогов или выколачиванию недоимок. Простой люд не любил таких писцов, ведь они были из его среды, а вели себя как господа.
Письменность в Древнем Египте была сложна и требовала многих лет обучения. Семьи с хорошим и средним достатком могли отправлять своих сыновей-подростков на обучение в специальные школы, а затем на службу на низших должностях при дворе наместника или фараона, где они выполняли важные административные функции, такие как составление документов, измерение полей для последующего налогообложения владельца земли и записи по итогам двухгодичной переписи скота.
Несмотря на престиж образования и административной работы, писцы третьего тысячелетия до нашей эры сталкивались с профессиональными заболеваниями, которыми болеют и сегодняшние офисные работники. Исследования показали, что повторяющиеся задачи, выполняемые писцами эпохи фараонов, и позы, которые они принимали во время своей работы, могли вызвать дегенеративные изменения в их суставах, позвоночнике и даже челюстях. Исследователи из Чехии изучили останки 69 взрослых мужских скелетов, захороненных с 2700 по 2180 год до нашей эры в некрополе в Абусире, комплексе пирамид и гробниц в нескольких километрах к югу от Каира. Тридцать из умерших предположительно были писцами, судя по месту их захоронения, предполагаемому социальному рангу или надписям на стенах гробниц.
Скелеты писцов сравнивали со скелетами 39 представителей других профессий из того же региона и периода времени. Скелеты различались лишь незначительно по большинству скелетных черт. Но у писцов почти всегда наблюдалась более высокая частота такого заболевания, как остеоартрит, при котором ткани суставов со временем разрушаются. Это заболевание было обнаружено в суставах, соединяющих нижнюю челюсть с черепом, правой ключицей, правым плечом, правым большим пальцем, правым коленом и позвоночником – особенно в области шеи. Правда, исследователи признали, что некоторые такие изменения могли носить возрастной характер. Но все эти повреждения суставов согласуются с известными нам художественными изображениями египетских писцов, где они сидят на корточках, скрестив ноги или на одной ноге. В типичном рабочем положении писца голова должна была наклониться вперед, а руки не имели поддержки, что изменяло центр тяжести головы и создавало нагрузку на позвоночник.
Поскольку большая часть повреждений была сосредоточена на правых сторонах скелетов, команда исследователей предположила, что писцы часто приседали на правых ногах, что может объяснить, почему их правые колени были особенно распространенной точкой остеоартрита. Видимо это была привычная и предпочтительная поза. Основываясь на рисунках и статуях, мы можем предположить, что писцы писали правыми руками и скручивали свиток папируса левой рукой.
Писцы Древнего царства обычно писали иератикой, курсивным шрифтом, который появился около 2700 г. до н. э. и отличался от известного нам египетского письма. Он был проще, чем формальные иероглифы, используемые в храмах и гробницах, и позволял писцу писать быстро и наиболее полно, подходя для повседневных заметок.
Слово «писец» было сокращением от «грамотный», и не обязательно означало, что писец писал часами напролет. Количество времени, которое писцы тратили на фактическое письмо, могло быть кардинально разным. Некоторые делали черновые записи, кто-то переписывал это начисто, а кто-то делал много копий одного документа. Инструменты этого достойного ремесла в основном состояли из листов папируса, осколков известняка или керамики, называемых острака, и палитр, которые обычно представляли собой узкие прямоугольники из дерева с углублениями для чернил и прорезью для стеблей камыша или тростника в качестве перьев. Чернила производились в виде пластической массы и их нужно было разбавлять на палитре. Черные чернила для основного текста обычно изготавливались из сажи; красные чернила, предназначенные для заголовков и других ключевых слов, изготавливались из охры, гематита и других природных пигментов земли.
Египетское тростниковое перо, срезанное наискосок и обгрызенное на конце, чтобы раздвинуть волокна, было похоже не столько на перьевую ручку с заостренным кончиком, сколько на маленькую кисть с твердым кончиком. Когда волокна становились рваными, писец отрубал конец и грыз следующий участок.
По словам исследователей, повреждения височно-нижнечелюстных суставов, где челюсть крепится к черепу, встречались более чем в два раза чаще среди скелетов именно писцов. Хотя это состояние может быть вызвано потерей зубов и другими стоматологическими заболеваниями, предполагают, что более высокая заболеваемость среди писцов могла быть следствием откусывания и грызения щеткообразных головок тростниковых перьев.
Правда есть возражения, связанные с тем, что хлеб Древнего царства был жестким и часто содержал песок и другие твердые вещества, из-за способа обработки муки. Песок изнашивал зубную эмаль, что приводило к стоматологическим заболеваниям. Кроме того, овощи, которые ели египтяне третьего тысячелетия до нашей эры, были сырыми и требовали много пережевывания.
Деформации больших пальцев писцов могут быть связаны с тем, как они сжимали перья. Но наблюдается остеоартрит большого пальца правой руки только у 26% писцов, у других мужчин он вообще не наблюдался. Это еще один факт в копилку того, что писец не писал днями напролет.
Подход исследователей похвален. Он доказывает связь между описаниями деятельности писцов и их изображениями в египетском искусстве. Он приближает к нашему времени профессиональную деятельность образованной части древнеегипетского общества. Помогает строить аналогии. Жаль по скелетам нельзя определить, болела у писцов голова от их работы или нет. Нельзя определить профессиональные деформации мягких тканей. Поэтому ждем новых методик и новых исследований.