МЫ ПРИВЫКЛИ ДУМАТЬ, ЧТО НАДЕЖДА — ЭТО ВСЕГДА ХОРОШО. В МИФОЛОГИИ, ОКАЗЫВАЕТСЯ, ЕСТЬ И ДРУГОЙ РАКУРС
Автор: Майя Мизрахи
Одной из самых известных историй в греческой мифологии является история Пандоры, которая, хотя её и предупреждали не открывать охраняемый и закрытый ящик, её любопытство взяло верх — она открыла сосуд и выпустила на волю все больные пороки человечества: ревность, гнев, месть и многое другое.
Пандора закрыла крышку по велению бога Зевса как раз перед тем, как последнему злу — надежде — удалось спастись.
Согласно мифологии, с тех пор как Пандора высвободила всё зло, люди мира испытывают страдания. Поэт Гесиод, живший в VIII веке до нашей эры, написал о Пандоре в своей поэме «Труды и дни», что всё это не произошло случайно. На заднем плане Прометей — титан, создавший первых людей.
Прометей очень хотел, чтобы созданные им люди продолжали жить, но он знал, что они не смогут сделать этого без огня богов. Поэтому он обратился к царю богов Зевсу и попросил его об огне, но Зевс отказал, потому, что считал, что люди недостойны продолжения жизни.
Прометей не сдался и решил украсть божественный огонь у Зевса и отдать его людям — поступок, за который он дорого поплатился. Зевс приковал его к скале, и каждый день орлу было поручено клевать его печень во веки веков.
Разгневанный Зевс в наказание человечеству повелел создать женщину по имени Пандора. Бог-кузнец Гефест замешал глину с водой и из этого материала слепил героиню. Все боги участвовали в сотворении женщины, внесли свой вклад во внешность и характер Пандоры. Боги научили Пандору красоте и искусствам, привили ей талант обманывать, а также любопытство. Пандора была отдана в жены Эпиметею, брату Прометея, а вместе с ней пришёл кувшин с предупреждением — ни в коем случае не открывать его.
Профессор Жаклин Асаэль, эксперт по греческому языку и литературе в Университете Ниццы во Франции, объясняет, что, хотя любопытная Пандора не устояла перед искушением, она открыла кувшин и таким образом выпустила на волю зло, но она была создана Зевсом именно для этой цели. Его целью было сбалансировать всё хорошее, что получили люди (божественный огонь), и плохое, что теперь также наполнило их мир. А как же надежда, оставшаяся в урне?
Надежда, которая по-гречески означает ожидание (относящаяся к желанию, удовольствию), а по-еврейски — «ожидание хорошего с верой в то, что оно произойдёт», рассматривается в нашей западной культуре как хорошая мера. Человек, у которого, например, рухнул дом, рухнет вместе с ним, если только у него нет надежды, что есть выход или свет в конце тоннеля, что он сможет встать и прийти в себя даже в самой трудной ситуации. Если да, то почему в мифологии оно описывается как мера зла наряду с другими злом?
Философ Фридрих Ницше попытался истолковать это в своей книге «Человек так человечен». Он писал, что, поскольку люди находятся в иллюзии, они не осознаю́т, что «дар небес» для них — это «ящик зол». По своему невежеству они думают, что ящик Пандоры на самом деле является «коробкой счастья».
«Человек имеет этот ящик счастья в своём доме, и он благословляет себя за сокровище, находящееся в нём; оно к его услугам: он хватает его, когда может, потому что не знает, что ящик, который принесла Пандора, был ящиком зол. Поэтому он смотрит на единственное зло, которое ещё осталось в нём, — на надежду — как на величайший источник счастья».
Ницше утверждал, что пока человек сохраняет надежду (буквально), он сохраняет жизнь. И пока он сохраняет жизнь, он может продолжать жить в этом мире, наполненном злом, и, следовательно, может продолжать страдать от него, что соответствует первоначальному плану Зевса по наказанию его.
В своей книге «Тимей» Платон описывает некоторые из зол, которым подвергается человек, когда живёт в мире:
«Прежде всего удовольствие — величайшее побуждение ко злу; затем боль, которая удерживает от добра; а также безрассудство и страх, два глупых советника».
Платон также добавляет «гнев, который трудно унять», затем переходит к последнему злу — «надежде, которая легко сбивает с пути».
Надежда вводит в заблуждение не только по той причине, которую указал Ницше. Платон использует более простую логику для объяснения его роли: например, человек, который полагается на других людей в решении своих проблем за него, руководствуется надеждой уклониться от ответственности и надеяться, что другие сделают всю работу за него. Платон отмечает больных людей, что «их лечение ничего не даёт» и «их болезнь становится хуже и сложнее», и всё же они всегда «надеются, что кто-нибудь порекомендует новое лекарство, которое их вылечит».
Философ-стоик Сенека утверждал, что надежда может привести к страху.
«Как одна и та же цепь сковывает пленника и охраняющего его солдата, так надежда и страх, какими бы разными они ни были, движутся в одном шаге: страх следует за надеждой».
Сенека объяснял, что надежда заставляет человека смотреть в будущее, и когда он это делает, в него может войти страх.
«Основная причина этих двух недугов [страха и надежды] в том, что мы не приспосабливаемся к настоящему, а посылаем свои мысли далеко вперёд».
Конечно, может случиться и обратное, когда страх приводит к надежде. Например, мы боимся умереть, поэтому у нас появляется надежда на спасение. Либо мы боимся, что не сможем протянуть до зарплаты, и поэтому питаем надежду выиграть крупный денежный приз.
На самом деле «надежда» может идти рука об руку и с другим злом: гнев может привести к надежде на месть; Ревность может привести к надежде получить что-то, принадлежащее другому человеку, и так далее. В этих случаях мы используем надежду в её негативном смысле. Оно обманывает нас, как будто мы можем посредством него облегчить наши страдания, но на самом деле оно ведёт нас по дурному пути, который только увеличивает его.
Аристотель писал в своей книге «Никомахова этика»:
«Трус — это своего рода обескураженный человек, потому что он всего боится. Смелый же человек имеет противоположную тенденцию; потому что самоуверенность есть признак обнадёживающий настрой».
Для Аристотеля тема надежды связана с возвышенностью души и вопросом о том, побуждает ли она нас преследовать благородную цель. В иудаизме надежда также связана с благородной целью веры. Безнадёжный человек, отчаяние которого проникает в его сердце, забывает, что не он ответственен за свою судьбу, а небеса, что только они могут изменить его положение к лучшему.
Нечто, что возвращает нас в мир добра и зла, который принесла с собой Пандора, и к надежде, которая находится глубоко внутри ящика и оставляет человеку выбор — вывести её наружу, чтобы она могла соединиться с больным злом снаружи, с гневом, завистью и страхом и играют отрицательную роль; или как вариант «сохранить», чтобы оно играло только положительную роль — шло рука об руку с верой в добро и позволяло нам сохранить жизнь.
Источник: The Epoch Times