Страны Азиатско-Тихоокеанского региона открыли для себя Северный морской путь только в прошлом году. Это связано с тем, что «Росатом» — куратор СМП, Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики, а также Минтранс создали необходимые условия, чтобы сделать коммерческое предложение по транзиту.
О том, как оно было принято, на сессии ВЭФ-2024 рассказали высокопоставленные делегаты из Китая, Индии и Японии.
- Фан Юсинь — председатель китайской судоходной компании NewNew Shipping Line, которая в 2023-м открыла регулярную контейнерную линию между Китаем и портами Северо-Запада России по СМП — приехала на остров Русский не только для того, чтобы принять участие в сессиях в качестве спикера, но и чтобы заключить новые договоры — уже на 2025-й.
- — Когда нам в 2022 году рассказали, что можно пользоваться СМП для перевозки контейнеров — Китай очень удивился, — рассказывает Фан Юсинь.
- — Холодное море, сопровождение ледоколов — всё это тревожило, но мы решили попробовать. Купили три судна и попросили Россию обучить капитанов ходить по этим морям.
Но после того, как прошел первый же караван — у нас раскрылись глаза. Мы поняли, что это хорошо, и решили увеличивать флот и грузопоток в 100 раз. В прошлом году по СМП прошли 7 караванов, а в этом — уже 15, и они — больше.
К слову, как рассказал модератор сессии — руководитель практики стратегического и операционного консультирования «Технологии Доверия» Михаил Баженов, в текущем году уже две трети всей контейнерной торговли между Россией и Китаем идет через СМП.
При том, что сам объем такой торговли вырос. Пока не понятно — на сколько, год ещё не завершен. Не исключено, что рост будет измеряться не в процентах, а в разах.
Чем привлёк Северный морской путь Индию, рассказал военно-морской атташе республики в России Бриджиндер С. Содхи.
- — Индия участвует в качестве партнера России в исследовательских и геологических работах на Северном морском пути. СМП сам для себя ищет грузовую базу, разрабатывая месторождения, богатства с которых пойдут по этому пути.
- Раньше Индию интересовало только это. Но индийский транзит растёт. Сегодня транзитные грузы Индии — это уже примерно 5 млн тонн в год. И часть этого транзита в близком будущем пойдет по СМП.
- В контексте, что на Ближнем Востоке неспокойно, очень важно иметь замену Суэцкому каналу, поэтому Индия рассматривает Северный морской путь как такую альтернативу, — сообщил атташе.
Япония по политическим причинам пока не приняла приглашения на Северный морской путь, тем не менее предложение России привело к тому, что в Стране восходящего солнца создали целый совет по СМП, который готовится к хождениям по транспортному маршруту в будущем. Об этом рассказала доктор Сакико Хатайа из Научно-исследовательского института океанической политики.
- — Мы идём из Хоккайдо в Амстердам 29 дней, встречая на пути неприятности: военные обстрелы судов и нападения грабителей. Это долго и опасно.
- А через СМП — в 2 раза быстрее, чем через Суэцкий канал, и без пиратов. Быстро и надежно — мы так хотим. Будем к этому стремиться. Хоккайдо — очень большой порт, и его можно было бы сделать идеальным хабом для СМП, — уверена Сакико Хатайа.
Советник Владимира Путина, официальный представитель президента по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игорь Левитин оценил перспективы развития СМП так:
- — Нам говорят, что транзит по Северному морскому пути — около 36−37 млн тонн — это мало на фоне многомиллиардного грузооборота России. Конечно же, мало. Поэтому президент и ставит задачу увеличить до 100 миллионов.
- Но дело не в самом потоке, а в том, как быстро мы его достигли. Если вспомнить — недавно было 6 миллионов и 2 ледокола, сейчас — 6 ледоколов, и достраиваются новые. И поток в 6 раз больше.
- Речь нужно вести не только о тоннах. Я всегда говорил, что Северный морской путь состоится, когда ледовая проводка превратится из экстремального мероприятия в привлекательную коммерческую услугу.
- Когда-то я увидел на одном ледоколе шутливую надпись: «Колем лёд. Дорого». А сейчас мы можем сказать: «Колем лёд. Выгодно». Поэтому нет сомнений, что СМП превратится в одну из главных транспортных артерий в мире, — предположил Игорь Левитин.
- Важно отметить, что когда в дело вступают такие высокомаржинальные перевозки, как контейнерные, то такая единица измерения грузопотока, как тонна, перестаёт быть информативной. Потому что доход перевозчика от доставки одного контейнера (или 1 TEU) может быть выше, чем от десятков тонн другого груза.
Поэтому рано или поздно может встать вопрос: а не вытеснят ли коммерческие перевозки с Северного морского пути уголь и углеводороды? Об этом «Свободной Прессе» рассказал независимый эксперт по энергоносителям Николай Макеев:
- — Основным способом доставки энергоресурсов из России в Азию обещает стать вторая очередь газопровода «Сила Сибири», её запуск в эксплуатацию позволит удвоить поставки в Китай и частично обеспечить «голубым топливом» Монголию. Этот вопрос окончательно урегулирован в ходе недавнего визита Путина в Улан-Батор.
- Для поставок нефти существует железнодорожный маршрут, сопряженный с нефтепроводом «Восточная Сибирь — Тихий океан». Для перевозки угля расширяют Восточный полигон.
- Северный морской путь является растущим направлением экспорта российских углеводородов, а также угля. Причём транспортировка энергоресурсов по СМП на Восток снижает до минимума влияние западных санкций на наш сырьевой экспорт.
- Тем не менее, вряд ли поставки природных энергоресурсов (за исключением сжиженного природного газа) будут критически зависеть от Севморпути. При необходимости и высокой загрузке высокомаржинальным грузом — всех, кроме газовозов, можно будет и подвинуть на берег, — предполагает Николай Макеев.