Найти тему
Spectator Mode

Как я во второй раз съездила на Burning Man

Оглавление

Что такое Burning Man

Думаю, многие слышали о неком фестивале в пустыне, который называется Burning Man. Кто-то хорошо представляет, что это. Кто-то там даже был. Кто-то только что-то где-то слышал, но особо не интересовался. И я по-прежнему встречаю людей которые о нем ничего никогда не слышали. И это нормально, ведь это достаточно специфическое мероприятие, которому далеко до известности и масштабности мероприятий уровня Чемпионата Мира по футболу или Коачеллы. Но в то же время, ежегодно Burning Man собирает до 80000 человек в одном месте, одержимых общей идеей. И я сейчас постараюсь рассказать, что же это за событие такое, чем оно привлекает, и в чём его суть. А потом расскажу о собственных впечатлениях с моей второй поездки туда.

Если кратко, то Burning Man ‒ это ежегодное масштабное событие, сочетающее в себе элементы фестиваля, искусства, самовыражения и самоуправления. Пока ничего не понятно? Сейчас всё-всё-всё объясню.

Основная идея Burning Man ‒ создание временного сообщества, где участники могут выразить себя любым способом, будь то искусство, перформанс или необычные инсталляции. Это место, где нет зрителей, все ‒ участники. Где всего за неделю возводят целый город на 80000 человек, а потом полностью разбирают и всё увозят.

Пожалуй, начну с описания места, где всё это действо происходит. Burning Man проводится в пустыне Блэк Рок (Black Rock Desert), которая находится в США в штате Невада. Это одно из самых необычных природных мест на Земле. Пустыня является частью большого древнего озера Лахонтан, которое высохло тысячи лет назад. И теперь там находится огромное солёное и глинистое плоское дно озера, называемое плайя (playa). Плайя ‒ это ровная, почти идеально плоская поверхность, состоящая из глинистых и солевых отложений. Эта поверхность настолько ровная и открытая, что её часто используют для проведения автомобильных испытаний на скорость (например, именно там был поставлен рекорд скорости автомобиля ‒ более 1200 км/ч). Также из-за солёности и сухости почвы растительность там по сути отсутствует.

Климат пустыни Блэк Рок суров и непредсказуем. Днём температура может подниматься до 38-40°C, а ночью опускаться до 5-10°C. Пустыня также известна сильными ветрами, которые могут поднимать огромные пылевые бури, создавая экстремальные условия.

Несмотря на свою суровость, пустыня Блэк Рок очень красива. Бескрайние горизонты, потрясающие закаты и звездные ночи создают впечатление, будто находишься на другой планете. А во время Burning Man она становится еще более удивительной.

Почему именно пустыня Блэк Рок? Она идеально подходит для Burning Man из-за своей удаленности, суровости и отсутствия привычной инфраструктуры. Эти условия создают ощущение полного отрыва от внешнего мира, что способствует глубокому погружению в атмосферу фестиваля. Там нет электричества, мобильной связи и других признаков цивилизации, что подчеркивает дух радикальной самодостаточности и творчества, которые лежат в основе этого события. Поэтому, пустыня Блэк Рок ‒ это не просто место проведения Burning Man, но и важный элемент всего мероприятия, который формирует его уникальный характер и создает те условия, в которых раскрываются основные принципы и идеи фестиваля.

Есть 10 главных Принципов, на основе которых строится всё мероприятие и все взаимодействия во время него. Не все из них носят обязывающий характер, но если вы хотите получить максимально положительный опыт, вам следует придерживаться их всех. Это несложно. Они были созданы не то, чтобы как указание, каким людям следует быть и как им действовать, а больше как отражение духа и культуры сообщества, которые органично развивались с момента возникновения мероприятия.

  1. Радикальная инклюзивность. Любой желающий может стать частью Burning Man, для участия не существует никаких предварительных условий. Единственное условие ‒ уважать и принимать разнообразие мнений и стилей жизни.
  2. Дарение. На Burning Man вообще не используют деньги ‒ вместо этого практикуется обмен подарками. Это могут быть предметы, еда, услуги или просто помощь и дружелюбие. Ценность подарка безусловна. Дарение не предполагает возврата или обмена на что-то равноценное.
  3. Декоммодификация. На Burning Man полностью отсутствует реклама и продажа товаров или услуг. Чтобы сохранить дух дарения,  сообщество стремится создать социальную среду, не опосредованную коммерческим спонсорством. Всё, что нужно, привозится с собой или дарится.
  4. Радикальное самовыражение. Участники поощряются к самовыражению во всех формах ‒ через искусство, одежду, перформансы и даже обыденное общение.
  5. Радикальная самодостаточность. Участники несут полную ответственность за свои нужды, включая еду, воду и жилье. Всё, что вам необходимо для комфортного пребывания в суровой пустыне, вы привозите с собой сами. В крайнем случае, другие участники всегда готовы помочь или поделиться чем-нибудь.
  6. Общественные усилия. Каждый вносит свой вклад в сообщество. Нет зрителей, все ‒ участники. Сообщество ценит творческое сотрудничество и взаимодействие.
  7. Гражданская ответственность. Несмотря на свободу во всех её проявлениях, участники должны соблюдать законы и правила, поддерживать безопасность и уважать окружающих. Никаких драк, преступлений и прочих бесчинств.
  8. Не оставлять следов. Участники обязаны убрать за собой всё, что они привезли. После окончания мероприятия пустыня должна остаться такой же чистой, как и была до начала события. Конечно, так просто за пару дней весь город не разобрать бесследно, но чем больше люди сами после себя уберут, тем меньше потом работать волонтерам.
  9. Участие. Все на Burning Man вовлечены в процесс создания этого уникального опыта. Организаторы верят, что преобразующие изменения, будь то в отдельном человеке или в обществе в целом, могут произойти только посредством глубоко личного участия. Каждый приглашен работать. Каждый приглашен играть.
  10. Непосредственность. Непосредственный опыт во многих отношениях является самым важным критерием ценности в культуре Burning Man. Событие призывает людей жить в настоящем моменте, быть открытыми к новому опыту и взаимодействовать с окружающими. Иными словами ‒ получать от жизни всё!

Так что же, всё-таки, такое этот Burning Man? Что там можно увидеть и какой опыт получить?

Burning Man проходит в неделю перед Днём Труда, федеральным праздником в США. Люди со всего мира и со всех уголков Америки приезжают в пустыню Блэк Рок на машинах (или более подготовленные ‒ на целых автодомах). Во время мероприятия в пустыне строится временный город под названием Блэк Рок Сити (Black Rock City). Строится он из всего, что бёрнеры привезли с собой, каждый обустраивает свой дом так, как ему вздумается, чем больше фантазии ‒ тем лучше.

В плане структуры и логистики этому городу может позавидовать практически любой город мира. Блэк Рок Сити имеет форму огромного полукруга, или, точнее, подковы, обращенной открытой стороной к центру. Он спроектирован с четкой структурой, где улицы и районы названы в соответствии с тематикой года. Есть два типа улиц ‒ концентрические и радиальные (не пугайтесь этих слов):

Концентрические улицы. Это кольцевые улицы, идущие параллельно внешнему краю полукруга. Они имеют названия, соответствующие определённой теме года.

Радиальные улицы. Улицы, идущие от центра к внешнему краю. Перпендикулярны концентрическим. Они имеют названия, соответствующие часам на циферблате, что помогает легко ориентироваться. Например, улицы могут называться "2:00", "3:30", "6:15" и так далее.

План Блэк Рок Сити в этом году
План Блэк Рок Сити в этом году

В центре города находится Человек, а улицы расходятся, как лучи, к краям города. Человек ‒ центральная фигура Бёрнинг Мэна, огромная деревянная фигура человека, которая сжигается в предпоследний день события, собрав вокруг себя тысячи участников мероприятия. Собственно, отсюда и название всего события ‒ Burning Man.

На пересечении некоторых радиальных и концентрических улиц располагаются небольшие площади ‒ плазы (plazas). Они служат местами сбора, проведения мероприятий и ориентирами в городе.

Эспланада (Esplanade). Это главная концентрическая улица, которая отделяет жилую часть города от центральной зоны, где находятся большие арт-инсталляции и пространства для перформансов.

Храм. Кроме Человека, в городе строится Храм ‒ место для медитации и памяти ушедшим. Храм также сжигают в конце фестиваля, но это происходит в более тихой и рефлексивной атмосфере, нежели помпезное сжигание Человека.

Лагеря. По всему городу расположены тематические лагеря, называемые Кемпами (capm). Каждый Кемп предлагает свои активности ‒ от йоги и танцев до лекций, интерактивных инсталляций. Весь спектр услуг и активностей, какие можно попробовать в Кемпах, ограничивается только лишь человеческой фантазией. И это не фигура речи. Там действительно можно встретить лагеря, предлагающие такой необычный опыт, о котором вы никогда даже не задумывались (ниже я обязательно расскажу о некоторых из них). Эти лагеря, как и весь город, создают сами участники, и каждый может присоединиться к любому из них. Кто-то оказывает услуги по ремонту вещей, кто-то организовывает бары и рестораны, кто-то предлагает какие-нибуль ретрит-практики. Словом ‒ среди этого бесконечного разнообразия Кемпов вы точно найдете что-нибудь интересное именно вам. И самое главное ‒ всё это бесплатно, как я уже писала выше.

Также, на пересечении Эспланады и улицы 6:00 находится главный лагерь ‒ Center Camp. Там ежедневно проходит множество мероприятий, от выступлений известных артистов, выставок до вечеринок и различных активностей. А еще это место встреч: так как в городе нет связи, то если вы планируете с кем-то встретиться, то проще всего это сделать в Центральном Кемпе в оговоренное заранее время.

Но тематические Кемпы ‒ далеко не единственный вид активностей, какие можно попробовать на Burning Man.

Искусство

Это одна из ключевых составляющих фестиваля, которая делает его уникальным и неповторимым. В отличие от традиционных арт-галерей или музеев, здесь искусство не ограничено какими-либо рамками и стандартами. В пустыне Блэк Рок арт-объекты становятся частью ландшафта, и каждый участник может стать не только зрителем, но и активным участником творческого процесса. Это самый большой музей искусства в мире.

Выделю несколько основных черт искусства на Burning Man:

  • Интерактивность. Многие арт-объекты на Burning Man созданы таким образом, чтобы зрители могли взаимодействовать с ними. Это может быть физическое взаимодействие ‒ прикосновение, перемещение элементов, участие в перформансах ‒ или даже управление объектами с помощью электроники. Некоторые инсталляции меняются в зависимости от времени суток, погодных условий или поведения участников, что делает каждое взаимодействие уникальным.
  • Монументальность и масштаб. В пустыне можно увидеть огромные скульптуры, достигающие высоты нескольких десятков метров. Эти работы впечатляют своим масштабом и эффектно вписываются в пустынный пейзаж. А некоторые арт-объекты представляют собой сложные конструкции, по которым можно ходить, взбираться или даже жить внутри них на время фестиваля.
  • Технологичность. Многие инсталляции оснащены светодиодными подсветками, лазерами и другими световыми эффектами, которые делают их особенно впечатляющими ночью. Такие работы создают целые световые шоу в пустыне. Наряду с традиционными скульптурами можно увидеть интерактивные работы, управляемые компьютерами, роботами и другими высокотехнологичными устройствами.
  • Эфемерность. Многие арт-объекты авторы уничтожают в конце фестиваля, символизируя тем самым мимолетность и очищение. Главный пример ‒ сжигание Человека и Храма. Большинство работ на Burning Man ‒ временные. Они существуют только в течение недели фестиваля, после чего демонтируются или сжигаются, а их элементы утилизируются или перерабатываются.
  • Социальная и культурная значимость. Создание арт-объектов на Burning Man всегда происходит силами сообществ и команд, которые собираются вместе, чтобы реализовать сложные проекты. Это усиливает чувство единства и коллективного творчества. Арт-объекты часто отражают важные социальные, философские или культурные идеи. В них можно увидеть размышления о природе человека, экологии, технологиях и взаимоотношениях в обществе.

Помимо арт-инсталляций на Плайе можно увидеть большое количество мутант-каров (mutant vehicle). Это передвижные арт-объекты, которые представляют собой машины, превращенные в фантастические создания. Они могут выглядеть как гигантские животные, космические корабли или абстрактные фигуры. В общем, их разнообразие также ограничивается только лишь глубиной человеческого воображения. На многих из них вас могут прокатить, что также является обязательным условием допуска этих мутантов на Burning Man. А некоторые из них вообще являются огромными передвижными танцплощадками, и тут мы плавно подошли у другой важной составляющей нашего события.

Музыка и вечеринки

Это одна из самых захватывающих и разнообразных частей фестиваля. Участники со всего мира приезжают в пустыню Блэк Рок, чтобы насладиться уникальными музыкальными выступлениями, танцевать под открытым небом и испытать атмосферу, которую невозможно найти нигде больше. Ни один музыкальный фестиваль мира не сравнится с Бёрнинг Мэном по атмосфере музыки и вечеринок. Ни ка каком другом музыкальном фестивале вы не испытаете подобных эмоций и ощущений.

На Burning Man представлена музыка самых разных стилей и направлений. Хотя фестиваль часто ассоциируется с электронной музыкой, здесь можно услышать буквально все: от техно и хауса до рока, джаза и этнической музыки.

Ди-джеи со всего мира приезжают, чтобы играть свои сеты на крупнейших музыкальных площадках. Популярные жанры включают техно, хаус, транс, дабстеп и многие другие направления электронной музыки.

Многие участники привозят с собой акустические инструменты, организуют джем-сейшны (сессия, где музыкант выступает без подготовки, импровизируя и выполняя просьбы толпы) или проводят живые концерты в лагерях. Здесь можно услышать живую гитару, барабаны, саксофон и другие инструменты.

Этнические мелодии, шаманские ритмы и музыка народов мира также находят своё место на фестивале. Это создает атмосферу культурного обмена и позволяет познакомиться с музыкой разных народов.

В городе есть много крупных музыкальных лагерей (Sound Camps). Они оборудованы мощными звуковыми системами, световыми шоу и сценами, где выступают известные ди-джеи и музыканты. Эти сцены часто собирают тысячи танцующих участников и становятся центром ночной жизни на фестивале.

Помимо крупных сцен, по всему городу расположены многочисленные маленькие лагеря, где музыка может быть более интимной и разнообразной. Это может быть акустическая гитара у костра, небольшой танцпол, джазовый концерт в уютной атмосфере или акапельный хор.

Как я уже писала выше, есть и передвижные арт-объекты, которые оснащены звуковыми системами и превращаются в мобильные дискотеки. Такие мобильные сцены перемещаются по Плайе, собирая за собой толпы танцующих участников.

Также лагеря часто организуют тематические вечеринки, которые могут варьироваться от ретро-вечеринок и дискотек до вечеров в стиле регги или африканских ритмов. Всё это позволяет участникам выбрать атмосферу и музыкальный стиль, который им ближе всего.

Особенность вечеринок на Burning Man еще в том, что они нескончаемы. Музыка звучит круглосуточно. Вечеринки начинаются с заходом солнца и могут продолжаться до самого утра, но и днем можно найти множество музыкальных активностей. Вы никогда не знаете, что вас ждет на следующей тусе или музыкальной площадке. Вы можете случайно попасть на удивительное выступление или наткнуться на спонтанный джем-сейшн посреди пустыни.

Вечеринки на Burning Man часто включают в себя элементы перформанса. Участники одеваются в фантастические костюмы, светящиеся наряды, и каждый вечер может превратиться в целое шоу с огненными перфомансами, танцами и другими формами искусства. А музыкальные площадки украшают лазерными шоу, проекциями и световыми инсталляциями, что делает вечеринки еще более захватывающими и визуально впечатляющими.

Это не просто танцы. Они воплощают дух фестиваля: открытость, инклюзивность, самовыражение и сообщество. Люди танцуют не ради того, чтобы просто развлечься (хотя и это, безусловно, тоже), а чтобы выразить себя, соединиться с другими участниками в едином эмоциональном порыве и почувствовать единство с музыкой и окружающим пространством. Участники вечеринок часто помогают друг другу, делятся водой, едой или даже одеждой. Здесь нет VIP-зон или барьеров ‒ все равны, и каждый может почувствовать себя частью чего-то большего. Burning Man поощряет радикальное самовыражение, и музыка ‒ важная часть этого процесса. Участники могут танцевать, как хотят, слушать то, что им близко, и быть собой без ограничений.

Люди

Но как и всегда, самое главное ‒ это люди, то, что делает этот фестиваль таким уникальным и запоминающимся. Участники приезжают со всего мира, и каждый привносит что-то свое в это необычное сообщество.

Участники представляют все континенты и самые разные культуры. Это создает атмосферу настоящего мирового сообщества, где люди могут обмениваться идеями, традициями и опытом. Хотя основным языком общения на фестивале является английский, можно услышать самые разные языки, в том числе русский. Русскоязычные люди вообще довольно часто встречаются там.

Участвуют люди разных возрастов и профессий. От детей до пожилых. От инженеров, ученых и врачей до художников, музыкантов и предпринимателей. Часто на Burning Man приезжают знаменитости из разных сфер, но так как мероприятие размывает границы между людьми, то эти знаменитости здесь ничем не отличаются от других бёрнеров, и их можно просто не узнать при встрече)

Многие приезжают на Burning Man, чтобы завести новые знакомства. Ведь это идеальное место для этой цели. Где как не здесь знакомиться и узнавать новых людей?

Один из самых ярких аспектов самовыражения на Burning Man ‒ это костюмы. Участники носят фантастические, экстравагантные наряды, которые могут быть как результатом долгой подготовки, так и спонтанного творческого порыва. Некоторые участники заранее готовят столько нарядов, чтобы каждый день выглядеть в разных образах (а то и каждые полдня). Это самая большая костюмированная вечеринка в мире.

Участие в Burning Man часто описывается как трансформирующий опыт. Экстремальные условия пустыни, глубокое погружение в искусство и постоянное взаимодействие с другими людьми заставляют многих пересмотреть свои взгляды на жизнь и себя. Некоторые участники воспринимают мероприятие как духовное путешествие, которое помогает им раскрыть свои внутренние ресурсы, найти гармонию, осознать какие-то вещи или лучше понять себя.

Люди на Burning Man стремятся к открытому и честному общению, принятию себя и других такими, какие они есть. Это место, где можно избавиться от предрассудков и стереотипов. Культура фестиваля учит не судить других за их выбор, внешний вид или действия. Здесь каждый чувствует себя комфортно и может быть собой.

Блядство. Разврат. Наркотики. Не могла обойти эту тему, иначе мой обзор получился бы не самым честным, искренним и полным. Так как событие дарует людям свободу, некоторые участники пользуются этим в целях напиться, обколоться, обдолбаться и так далее. Но, к счастью, можно без проблем ограничить присутствие этого аспекта в своём опыте, опять же за счет одного из принципов, кто каждый выбирает себе то, что хочет, а что не хочет - избегает. Обдолбанных людей там меньше, чем на любом другом музыкальном фестивале, и они никак не мешают. Кроме того, несмотря на свободу, всё равно этот вопрос регулируется: в Блэк Рок Сити действуют законы США и Невады в частности, поэтому наркотики запрещены и особо приметных арестовывают, а алкоголь наливают только тем, кому есть 21.

Другой щепетильный вопрос ‒ секс и оргии. Конечно, не обошлось и без этого. Но опять же, это всё легко можно избегать и вообще никоим образом не соприкасаться с этим аспектом Бёрна. Некоторые люди даже специально едут с целью секс-туризма, однако пустыня Блэк Рок ‒ не самое подходящее для этого место, и найти легкий секс там не легче, чем любом ночном клубе вашего города. Проще слетать на условную Кубу ради этого.

В основном, это всё организовано в рамках специальных кемпов, где участники могут исследовать свою сексуальность в обстановке, которая поддерживает принципы согласия и уважения. Некоторые из этих лагерей открыты для всех, а другие могут быть более закрытыми и требовать предварительного согласования или участия в дискуссиях на тему безопасности и согласия. Радикальное согласие (radical consent) ‒ этот термин используется для описания культуры, в которой согласие является не просто обязательным, но и осознанным и активным процессом. Участники должны ясно выражать свои намерения и убедиться, что все вовлеченные стороны чувствуют себя комфортно и безопасно.

Фестиваль фриков. Burning Man часто сравнивают со сборищем фриков или называют балом сатанистов из-за его необычного стиля, яркого самовыражения участников и стремления к созданию альтернативного сообщества. Да, со стороны это действительно может выглядеть как сборище чокнутых и странных людей. Но не спешите навешивать ярлыки. Между Бёрнинг Мэном и настоящими фриками есть существенные различия.

Во-первых, это временное событие, после которого все участники возвращаются к своей обычной жизни, какой живём все мы. Фрики же постоянно ведут себя эпатажно и показушно, желая выделиться на фоне остального общества, обратить на себя внимание, наплевав на нормы этики и приличия.

Второе важное отличие от фрик-сект заключается в том, что на Бёрнинг Мэне нет централизованного лидера, который диктовал бы людям определенные паттерны поведения. Вместо этого, Burning Man управляется сообществом и базируется на 10 основных принципах, которые разработаны как руководства, а не как строгие правила. Каждый участник свободен в самовыражении и интерпретации принципов, что создает разнообразное и децентрализованное сообщество.

Конечно, это весьма специфичное мероприятие, которое подходит не всем. Кто-то оказывается не готов к суровым испытаниям посреди пыльной пустыни. Кому-то, возможно, не удаётся прочувствовать суть Бёрна. Кто-то слишком интроверт. Кто-то не готов тратить много денег на то, чтобы отказаться от удобств на целую неделю. И это нормально.

Многие, кто рекомендует посетить Burning Man, орудуют одним клише, мол каждый хотя бы раз в жизни должен побывать там. Но это не так. Это не то, без чего ваша жизнь будет неполноценной. И не то, что с большой вероятностью изменит вашу жизнь. Это не то мероприятие из списка обязательных, где вы платите за вход, а дальше вас развлекают и кормят. Это не то мероприятие, которое организовывается государством или крупной фирмой, и все приходят на всё готовенькое с целью потребления. Нет, здесь целиком и полностью всё создаётся с нуля самим участниками. И каждый принимает непосредственное участие в этом большом и сложном механизме. И, к сожалению, не все понимают это.

Это всё сложно понять и прочувствовать, не побывав там. Но я постаралась максимально раскрыть суть фестиваля, насколько это возможно через текст и фото.

Мой опыт

Наконец, мы подобрались к началу повествования о моей поездке. О том, как я во второй раз побывала на Burning Man. И раз вы всё ещё здесь ‒ знайте: мне очень приятно, что вы дочитали до этого момента.

Подготовка

Как и два года назад, ездила на Бёрнинг Мэн я вместе со своими американскими друзьями, с которыми познакомилась в 2021 году во время небольшого автопутешествия по Америке. Их зовут Глен и Эйлин, они ‒ молодая пара программистов, живущих в штате в Бойсе, штат Айдахо. Познакомились мы с ними в Альбукерке, когда мы с моими друзьями поднимались на фуникулере на местную гору, а вместе с нами в кабинке были Глен и Эйлин, у которых в тот момент был медовый месяц, как и у моих друзей ‒ Маши и Саши. Мы быстро разговорились с ними и вместе гуляли по горе Сандия-Крест, а после пошли и на совместный ужин, где выяснилось, что Глен и Эйлин (буду дальше называть их по фамилии ‒ Пи́рсоны (Pearsons) ‒ заядлые бёрнеры! Они с 2015 по 2019 каждый год ездили на Бёрнинг Мэн и обожают это событие. Мы с Машей давно мечтали о посещении Бёрна, но в 2020 и 2021 событие отменялось из-за ковида, а в 2022 наконец должно было состояться. И Пирсоны пригласили нас поехать на Бёрн вместе с ними в 2022!

Собственно, с тех пор мы с ними и общаемся. Бернинг Мэн в 2022 году в их компании прошел потрясающе, и я держала в голове мысль, что обязательно вернусь туда ещё.

Это “ещё” наступило уже в 2024. Так же с Пирсонами, только на этот раз со мной была другая моя подруга ‒ Лия, для которой этот Бёрн стал первым.

Так вот, прилетели мы в Бойсе за неделю до старта фестиваля. Пирсоны встретили нас в аэропорту, и мы отправились к ним домой ‒ на нашу базу, где проходила вся подготовка к Бёрну. Все основные вещи были уже подготовлены ими заранее (бёрнеры зачастую начинают готовиться за полгода, а то и сразу же после окончания предыдущего Бёрнинг Мэна). Глен и Эйлин ‒ яркие представители сообщества, это был уже их восьмой Бёрнинг Мэн, и они отлично знают все аспекты события, какие вещи необходимы и т.д.

Поэтому, к моменту нашего с Лией приезда подготовка вышла уже на финальную стадию. Их гараж был завален вещами настолько, что обеим их машинам пришлось ночевать в эти дни на улице. Нам провели небольшую презентацию всего, что было в этих завалов.

Был сформирован четкий план подготовки и всё было расписано по ролям
Был сформирован четкий план подготовки и всё было расписано по ролям
Масштабы подготовки выходили за пределы дома
Масштабы подготовки выходили за пределы дома

Остаток дня мы провели за общением и холодным пивом. Пирсоны рассказывали нам, что мы пропустили в 2023 году на Бёрне. А пропустили мы удивительное событие ‒ в том году во время фестиваля на пустыню Блэк Рок обрушился страшный ливень. Небывалое происшествие для такой сухой и мертвой пустыни. И этот ливень превратил мероприятие из пыльного в грязевое, было настоящее месиво, в итоге мероприятие чуть было не сорвалось, но в итоге люди просто задержались на пару дней дольше там, и во второй половине недели всё подсохло и прошло в обычном привычном режиме.

На следующий день Пирсоны покатали нас по Бойсе и окрестностям, а вечером приехали остальные ребята, с которыми мы едем на Бёрн. Это друзья Пирсонов ‒ Джейк и Картер, которые тоже ездили с нами 2 года назад, а также Кэти ‒ девушка Джейка, с которой я еще не была знакома. Они притаранили к нам на базу кучу своих вещей (ведь отправляться мы будем все вместе из дома Пирсонов).

Капитолий штата Айдахо
Капитолий штата Айдахо

Не буду во всех подробностях описывать всю эту неделю финальных подготовок. Самое основное, что за это время сделали ‒ это съездили в огромный Волмарт (Walmart ‒ крупнейшая в мире торговая сеть), устроили там ультразакупку едой, водой и припасами. И на всё у нас ушло более $4000, что в целом не такая большая сумма на неделю на семерых.

Лишь одна из нескольких наших тележек
Лишь одна из нескольких наших тележек

Джейк и Картер закупились огромным количеством всякого разного алкоголя и ингредиентами для коктейлей ‒ они каждый год обустраивают в Блэк Рок Сити небольшой бар и раздают всем желающим коктейли просто, потому что им нравится такое занятие, нравится общаться людьми, а на Бёрне через их бар проходят сотни, если не тысячи, самых разных людей. Эти двое ребят ‒ из тех участников, кто максимально придерживается основных принципов Burning Man.

Немножко пива
Немножко пива

Всё оставшееся время до выезда мы занимались финальной подготовкой вещей. Кто-то доделывал свои костюмы, кто-то кастомизировал свои велосипеды. Зачем их кастомизировать? Как минимум для того, чтобы легко идентифицировать их среди сотен других великов. Велосипеды ‒ отдельная интересная тема Бёрнинг Мэна. Из-за огромных размеров Блэк Рок Сити велосипед ‒ практически необходимость, он там есть у каждого второго. Без него конечно можно обойтись, но намного проще и быстрее передвигаться по городу на велике. Мы себе купили велики еще когда в прошлый раз были а Бёрне, и оставили их у Пирсонов, благо у них есть где хранить их. Поэтому на этот раз нам с Лией покупать их не надо было.

Также к нам приезжали родители Эйлин, это потрясающе позитивные и добродушные люди. Мы вместе с ними устроили большой совместный ужин, общались, делились историями, смеялись и после еще играли в настолки.

За день до отъезда мы поехали забирать наши RV (recreational vehicle, проще говоря автодом). Арендовывать автодом нужно заранее как минимум за несколько месяцев, а то и за полгода, ибо чем ближе к Бёрну, тем меньше их остается свободных. Плюс еще агентства, которые сдают их, в дни Бёрна накручивают цену (ну что поделать, это бизнес). Мы арендовали 2 автодома класса С ‒ один для Пирсонов и меня с Лией и один для Джейка, Кэти и Картера.

Наш RV
Наш RV

Когда мы вернулись, весь остаток дня занимались погрузкой всех вещей в наши RV. Это весьма долгий и нудный процесс, но без этого никак. Как и в прошлый раз, я удивлялась, каким образом вообще столько вещей поместилось в наши RV.

В субботу 24 августа мы встали рано утром, позавтракали, провели последние сборы, и отправились в путь.

Плайя звала нас, и мы были готовы ответить на её зов.

День 0. Суббота. Приезд

Открытие Ворот в Блэк Рок Сити происходит ровно в полночь с субботы на воскресенье. Ехать от Бойсе около 8 часов, но мы выехали за 14 часов, чтобы иметь возможность по пути останавливаться в интересных местах, а также чтобы приехать немного заранее, до открытия ворот. Ведь в день открытия на въезде всегда собирается огроменная пробка. Два года назад, приехав туда за 2 часа до открытия, мы простояли в пробке 5 часов.

Сам путь до Блэк Рок прошел гладко. Глен был за рулём, а мы с девчонками тусили в салоне. Иногда останавливались в небольших городках по пути, чтобы немного прогуляться или докупить некоторые вещи. Чем ближе подъезжали к Неваде, тем чаще встречали других бёрнеров.

В дороге
В дороге

Приехали часа за 3 до начала, там уже собралась нехилая пробка. Два наших RV стояли среди сотен других, как будто мы все вместе готовились к старту на каком-то невидимом финише. Чтобы скоротать время, мы включили Burning Man Info Radio. В эфире звучали бодрые голоса организаторов, которые то и дело рассказывали последние новости и давали советы. Они с энтузиазмом говорили о том, что нужно не забыть о запасах воды, не снимать солнцезащитные очки и помнить о том, что мы отправляемся в совсем другой мир. Радио становилось своеобразным фоном к нашим разговорам и шуткам, и, хотя отчасти это было похоже на ожидание в аэропорту перед долгим рейсом, атмосфера оставалась легкой и радостной.

Я ненавижу пробки (как и все, в принципе), однако когда ты в полностью оборудованном RV, то пробка вообще не парит, абсолютно пофиг на неё. Но всё равно хочется поскорее уже выехать на Плайю и начать это невероятное событие. И где-то к 2 часам ночи мы наконец въехали в город, правда он еще не особо был похож на город. На въезде специальные люди проводят тщательный досмотр всех транспортных средств на предмет запрещенных вещей (оружие, наркотики, взрывоопасные штучки и т.д.). Они конечно не прям всё вверх дном перерывают, но минут 10 это точно заняло с учетом нашей помощи.

В этот раз нам досталось место на пересечении улиц 7:00 и Hypnotic. неплохое место, недалеко от Центрального лагеря и не на самом краю города.

Мы припарковались и сразу легли спать, смысла что-то делать еще не было, все люди только заезжали в город, никакого движа еще не было.

День 1. Воскресенье. Развёртывание

Проснулась я около десяти утра от яркого света, пробивающегося сквозь шторы нашего RV, и звука смешанных голосов за окном. Солнце уже поднялось высоко, и воздух начинал нагреваться. Мы с ребятами быстро переоделись и решили, что нужно как можно скорее что-то перекусить, чтобы начать день. Завтрак был простым: гранола с йогуртом, фрукты, несколько чашек крепкого кофе.

После завтрака мы принялись за обустройство нашей "базы". Мы знали, что нет смысла тратить слишком много времени на создание сложных конструкций, потому что большая часть времени всё равно пройдет где-то в другом месте, но всё-таки базовый домашний комфорт был необходим. Развернули несколько палаток прямо у наших RV и покидали в них часть вещей ‒ лишнюю одежду, запасы воды и всякие прочие штучки. Важно было быстро организовать пространство, где можно спрятаться от солнца или сложить всё, что нам может пригодиться в ближайшие дни.

Глен и Джейк взялись за установку солнечных батарей на крышах RV. Это одно из базовых решений на Burning Man, чтобы меньше зависеть от генераторов. Солнечные батареи ‒ самый простой и очевидный возобновляемый источник энергии в пустыне Блэк Рок, главное периодически вытирать их от пыли.

Джейк и Картер тем временем крафтили свой бар.

К середине дня у нас было уже всё готово. А поток машин, только что приехавших на Бёрн, всё не прекращался. Мы с Лией решили пройтись посмотреть, что там у соседей.

Город уже потихоньку начинал обретать свои узнаваемые черты. Все кругом что-то мастерили, устанавливали, разговаривали. Кое-где уже играла музыка и веселье. Первыми соседями, с кем мы заговорили, были ребята из Франции. Четверо друзей, разложивших яркие коврики перед своим стареньким фургоном. Они дружелюбно улыбались и махали всем проходящим мимо. Мы подошли, чтобы поздороваться, и оказалось, что они приезжают на Бёрн уже третий год подряд. Они рассказали, что каждый сначала летят из Парижа в Лос-Анджелес, а оттуда уже на арендованном фургоне едут в пустыню. Девушка по имени Клара угостила нас французским сыром и вином, а её друг Луи с гордостью показал нам коллекцию самодельных аксессуаров, которые они привезли для обмена с другими бёрнерами. Лия, как знаток вина, сразу начала поражать их своими знаниями. Мы разговорились, и они пригласили нас вечером к ним на "французскую вечеринку" ‒ с вином, музыкой и, конечно, багетами.

Недалеко от них расположилась пара на старом джипе, украшенном рисунками в стиле аборигенов. И оказалось, что они тоже прилетели из Австралии! И тоже из Мельбурна! Мы заметили, что они выглядели немного растерянными и усталыми, и подошли узнать, как у них дела. Мужчина, представившийся Дэном, сразу же признался, что это их первый Бёрн, и они не совсем уверены, что делают всё правильно. Я, как уже мега опытный бёрнер с двухлетним стажем, сказала, что они могут расслабиться и всё пройдет хорошо. Мы предложили помочь им расставить тент и я поделилась несколькими советами, которые узнала из опыта прошлого посещения. Женщина, Софи, рассказала, что они долго мечтали приехать сюда, но много лет либо не решались поехать, либо не получалось. И вот наконец им удалось осуществить эту мечту. Мы договорились, что если им понадобится какая-либо помощь, они всегда могут заглянуть к нам на базу. А также мы позвали их пойти вместе с нами вечером на тусу к французам.

Очень понимаю их, ведь 2 года назад я точно так же поначалу чувствовала себя немного неловко и волновалась, когда впервые прибыла в Блэк Рок Сити. Благо, со мной были Пирсоны и Джейк с Картером, у которых за плечами был огромный опыт. И вот теперь я, имея уже свой какой-никакой опыт, начала ощущать себя на их месте, на месте всех людей, кто здесь уже всё знает и во всём шарит, и может помогать новичкам и делиться с ними опытом и лайфхаками. И это невероятное ощущение. В этот раз я по-настоящему почувствовала себя на все сто процентов причастной к этому грандиозному событию, а не просто зрителем.

Не успели мы отойти от наших дорогих австралийцев, как наткнулись на небольшую группу людей, явно выделяющихся среди прочих своей живой, громкой беседой и дружескими объятиями. Нас привлекли не только их улыбки и искренний смех, но и тот знакомый, мягкий акцент, который невозможно было не распознать. Это были славянские ребята. Причем самых разных национальностей: двое ребят из России ‒ Саша и Ольга, пара из Беларуси ‒ Андрей и Мила, парень из Польши по имени Марек, две словенки ‒ Ана и Мира, болгарин Петр и украинец Иван. Как только они узнали, что я из Чехии и долгое время жила в России, они моментально обрадовались и окружили нас приветствиями. У каждого, казалось, была своя история о том, как они связаны с моими странами, и они начали наперебой рассказывать о своих приключениях. А когда они узнали, что Лия ‒ бразильянка, но любит славянскую культуру и была в многих славянских странах, это добавило ещё больше тепла и веселья к нашей беседе. Они начали рассказывать о своих поездках и опыте, смешанными с воспоминаниями о любимых местах, традициях и кухне. Лия с энтузиазмом рассказывала, как она танцевала коло в Болгарии и пробовала пельмени в России на Чемпионате Мира 2018.

Нам сразу понравились эти ребята, и мы им, видимо, тоже. В какой-то момент Саша мне предложил присоединиться к их кемпу. Но я улыбнулась и поблагодарила их за приглашение, но объяснила, что у меня на этом Бёрне есть своя особенная миссия ‒ я хочу открыть этот мир для Лии, провести её по самым удивительным уголкам и событиям Блэк Рок Сити, показать всё, что делает это место таким уникальным. Они с пониманием закивали и заулыбались, но настояли на том, чтобы мы оставались на связи и обязательно приходили к ним в гости.

Петр предложил попробовать его домашнюю ракию, которую он привёз специально для Бёрна, и как только мы согласились, начался настоящий славянский праздник. Мы смеялись, обменивались историями о наших родных городах, обсуждали, кто из нас откуда, и кто с чем приехал. Ана и Мира танцевали под какой-то традиционный словенский мотив, который они включили на маленькой колонке. Лия была в восторге от всех этих культурных нюансов. Мы быстро подружились с ребятами и провели какое-то время вместе, наслаждаясь этой импровизированной встречей.

За такие спонтанные события я и полюбила Бёрнинг Мэн. Мы можем уехать далеко-далеко от дома, но всё равно найти людей, которые чувствуют и понимают нас так, словно мы знали их всю жизнь. В этой теплой компании мы были как дома ‒ вдали от дома, и это сделало наш первый день на Плайе ещё более особенным.

Бёрнинг Мэн ‒ невероятное событие. К сожалению, одной недели очень мало, чтобы успеть побывать везде и увидеть всё, что можно увидеть в Блэк Рок Сити. Ведь буквально в любую минуту вокруг вас происходят какие-то события, моментально затягивающие на несколько часов. Мы прошли всего метров 200 от нашей базы и пообщались с несколькими соседями, а уже наступил вечер. И мы вспомнили, что обещали заглянуть на вечеринку к французам. Поэтому мы вернулись домой, стараясь ни на что не отвлекаться по пути, взяли Пирсонов и отправились к французам.

Когда мы подошли к их лагерю, нас уже встречали звуки французской музыки и свет маленьких фонариков, развешанных по периметру. Клара, Луи и их друзья встретили нас с радостью, махая руками и приглашая заходить. Стол был завален различными угощениями ‒ багетами, сырами, колбасами, разными закусками, и, конечно же, стояли бутылки вина. Луи тут же предложил нам бокалы, и вечеринка началась. Нас не пришлось долго уговаривать, нас вообще не пришлось уговаривать. Мы влились в атмосферу вечеринки, где звучала французская музыка, смех и тосты раздавались со всех сторон. Глен и Эйлин тут же нашли общий язык с французами, делясь историями своих путешествий.

Через некоторое время я заметила, что к вечеринке присоединились наши австралийские соседи ‒ Дэн и Софи. Они появились с огромной пляжной сумкой, полной австралийского пива, и тут же начали разливать его всем желающим. Дэн смеялся и рассказывал всем, как пытался найти в Америке хотя бы пару банок "чего-то нормального". Они уже совсем не казались волнующимися и неуверенными, как днём. Мы с Лией были очень рады видеть их счастливые лица.

А затем появились другие знакомые силуэты. Петр, Марек и Мира с Аной ‒ те самые из славянского кемпа, они тоже решили присоединиться к нашему веселью. Они подошли с бутылками домашней сливовицы и в приподнятом настроении сразу влились в круг танцующих. Петр, не теряя времени, предложил тост за новые знакомства и дружбу, и мы с удовольствием поддержали. Ана и Мира принесли с собой колонку и начали ставить славянские хиты, на которые французы реагировали с энтузиазмом, пританцовывая под ритмы, к которым явно не привыкли)

Между делом происходили импровизированные танцы, смех и обмен историями. Лия с интересом беседовала с Кларой и Мирой о любимых местах в Европе, а я поймала себя на том, что не могу удержаться от улыбки, видя, как этот потрясающий микс культур и людей превращается в нечто особенное и уникальное.

Эта туса длилась очень долго, и к тому времени, как небо окончательно поглотила тьма, мы все оказались вместе, будто одна большая семья, собранная случайно, но объединившаяся в танцах и разговорах. Бёрн как всегда удивлял тем, как легко и непринужденно на нём соединяются люди из самых разных уголков мира.

Вот в чём настоящая магия Бёрнинг Мэна ‒ в неожиданных встречах, новых друзьях и том, как легко быть частью чего-то большего.

Так прошел наш первый день в пустыне Блэк Рок.

День ∞. Понедельник ‒ пятница. Burning Man.

Если я буду так подробно описывать каждый день, этот рассказ можно будет смело превращать в полноценную книгу. Поэтому, сконцентрируемся больше на общих впечатлениях этого события. В какой-то момент я потеряла счёт времени, и событий было так много, что в голове всё перемешалось, что и когда происходило.

На второй день Бёрнинг Мэна город уже практически закончил строиться. И я снова удивлялась как и в первый раз, насколько быстро в мертвой пустыне возник целый город на 80000 человек. С началом второго дня Бёрнинг Мэн уже можно официально считать начавшимся, ведь этого момента пропал счет времени. С понедельника и до самого конца мероприятия по всему городу были нескончаемые тусовки.

Вид на город изнутри. Будто огромный трейлерный парк
Вид на город изнутри. Будто огромный трейлерный парк

Итак. У Бернинг Мэна каждый год есть какая-то своя общая тема. На самом деле, это довольно формальная вещь, ибо каждый год темы подбираются такие, чтобы было максимально абстрактно и минимально ограничивало фантазию людей. Например, в 2019 тема была Метаморфозы, в отменённом 2020 ‒ Мультивселенная, в отменённом 2021 ‒ Великое неизвестное, в 2022 ‒ Сны наяву, в 2023 ‒ Анималия (типа игра слов аномалия + animal). А в этом году тема была Curiouser & Curiouser, что можно перевести как “Всё любопытнее и любопытнее”. Идеально подходящая для Бёрнинг Мэна тема. Ведь всё происходящее там было крайне любопытно, и с каждой новой увиденной арт-инсталляцией или мутант-каром становилось еще любопытнее.

Всё происходящее на Бёрнинг Мэне сложно описать словами. Это какая-то дикая безумная ядрёная смесь постапокалипсиса, стимпанка, киберпанка, фантастики, фэнтези, психоделического искусства, абстракцизма, сюрреализма и еще невесть чего. всю неделю ты постоянно удивляешься всему вокруг, настолько этот мир не похож ни на что другое, к чему я привыкла за всю жизнь. Это как один из тех ярких, захватывающих снов, которые не хочется прекращать. В Блэк Рок Сити границы реальности и фантазии размываются на каждом шагу.

Люди вокруг были одеты в яркие, эпатажные костюмы. В этом плане фантазия у людей безгранична. Человек в костюме единорога, девушка в сверкающем платье, полностью покрытая блестками, мужчина в одеянии шамана с перьями и цветами, кто-то в образе киборга с металлическими аксессуарами и неоновой подсветкой, девушка, вся покрытая чешуёй, какой-то человек в костюме кактуса и с сомбреро на голове. Любой фестиваль комиксов и косплея мог бы позавидовать креативности бёрнеров в создании костюмов. Лия ‒ тот человек, кто за всю жизнь не пропустил ни одного Карнавала в Рио. И даже она постоянно удивлялась пышности и необычности многих костюмов.

Конечно, далеко не все люди ходили в нереальных костюмах. Многие просто ходили в легкой одежде, украшенной всякими аксессуарами. Девушки многие были в купальниках. Много людей с дредами.

Я тоже подготовила пару костюмчиков, но не таких помпезных. А вообще, как и в прошлый раз, я большую часть времени ходила в простых легких шмотках, ибо с крутыми модными костюмами много заморочек и это не так удобно.

Как вам мой лук?
Как вам мой лук?

Арт-объекты как и всегда тоже были за гранью фантастики. Я каждый раз поражаюсь тому, как люди вообще это всё придумывают. Везде, куда ни глянь, стоят скульптуры из металла, дерева и пластика – сюрреалистические фигуры, которые словно сошли со страниц фантастических романов. Гигантские механические цветы, которые открывались и закрывались под воздействием ветра, огромные деревянные фигуры, взирающие на нас с загадочным выражением, и световые инсталляции, которые оживали по ночам, озаряя пустыню неоновым сиянием.

Просто банан. Чем не искусство?
Просто банан. Чем не искусство?
Ещё один единорог
Ещё один единорог
Была также и инсталляция в память о погибших на фестивале в Израиле, на который вторглись террористы ХАМАС. Надпись гласит: "Мы снова будем танцевать"
Была также и инсталляция в память о погибших на фестивале в Израиле, на который вторглись террористы ХАМАС. Надпись гласит: "Мы снова будем танцевать"
Не совсем арт-объект, но можно было встретить и такое)
Не совсем арт-объект, но можно было встретить и такое)
-22
-23
-24
-25
-26
-27
Произведениями искусства там были даже туалеты
Произведениями искусства там были даже туалеты
Мне очень жаль – Пожалуйста, прости меня – Спасибо – Люблю тебя
Мне очень жаль – Пожалуйста, прости меня – Спасибо – Люблю тебя
Чем труднее сказать правду, тем правдивее друг, который говорит её. В оригинале не так коряво звучит это)
Чем труднее сказать правду, тем правдивее друг, который говорит её. В оригинале не так коряво звучит это)
2 года назад была такая же табличка, где было написано просто "curious" – "У меня пыль в интересных местах". В этом году под стать теме слово чуть заменили, и получилось, что пыль в ещё более интересных местах ;)
2 года назад была такая же табличка, где было написано просто "curious" – "У меня пыль в интересных местах". В этом году под стать теме слово чуть заменили, и получилось, что пыль в ещё более интересных местах ;)
Ты побеждаешь тогда, когда твой разум сильнее твоих эмоций. Посвящается мне, когда я занималась большим теннисом
Ты побеждаешь тогда, когда твой разум сильнее твоих эмоций. Посвящается мне, когда я занималась большим теннисом
Сами решайте, что это
Сами решайте, что это
-34
Завораживает
Завораживает

К сожалению, я далеко не все арт-объекты смогла увидеть и ещё меньше сфотографировать.

Но моя самая любимая часть искусства на Бёрне ‒ это конечно мутант-кары. Я даже не знаю, как наиболее точно описать, что это такое. Это такие… хммм… транспортные средства, которые имеют абсолютно безумные формы и размеры, и при этом ездят! Вот просто представьте что угодно на колесах ‒ и на Бёрне по-любому можно встретить что-то подобное. Вот представьте, идёте вы такие по пустыне, и тут навстречу выезжет огромная пицца на колёсиках, или еще более огромная акула, или… мост Golden Gate прямиком из Сан-Франциско прикатил. Многие мутант-кары выглядят прямо как машины из фильмов Mad Max. Мой любимый - El Pulpo Magnifico, огромный механический огнедышащий осьминог, настоящее чудо техники. Он стал уже символом Бёрнинг Мэна, каждый год приезжает в Блэк Рок Сити.

El Pulpo Magnifico 🐙
El Pulpo Magnifico 🐙
Овечкомобиль
Овечкомобиль
Самоходный кролик-кровать
Самоходный кролик-кровать
Троянский дракон
Троянский дракон
Какая-то палатка-куропатка на колёсиках
Какая-то палатка-куропатка на колёсиках
Салун, который сам приедет напоить вас
Салун, который сам приедет напоить вас
Мой фаворит
Мой фаворит
Лучшая доставка пиццы
Лучшая доставка пиццы
Адская колесница
Адская колесница
Что-то из Безумного Макса
Что-то из Безумного Макса
Если очень хочется попасть на Бёрнинг Мэн – можно даже приплыть
Если очень хочется попасть на Бёрнинг Мэн – можно даже приплыть
Можно даже на подлодке
Можно даже на подлодке
Или на чём-то парусном
Или на чём-то парусном
Какая-то безумная хрень
Какая-то безумная хрень
Жук (не Фольксваген)
Жук (не Фольксваген)
-55
-56
Этот вообще упоролся
Этот вообще упоролся
-58
Да, эта огромная акула тоже ездит
Да, эта огромная акула тоже ездит

Кемпы ‒ самый удивительный и забавный опыт, какой можно получить на Бёрне. Опять же, как и в случае с арт-объектами и мутант-карами разнообразие кемпов и услуг, которые они предлагали, ограничивалось лишь глубиной фантазии их создателей.

-61

Например, наткнулись мы как-то на кемп под названием Silent Disco. Заходим туда и наблюдаем следующую картину: десятки людей танцуют в абсолютной тишине. Думаешь сперва, что с ними не так, а потом оказывается, что там при входе всем выдают беспроводные наушники-капельки, которые в атмосфере лагеря почти не заметны в ушах танцующих. Мы тоже попробовали потанцевать так. По сути, разницы почти никакой в сранении с обычной дискотекой, где музыка идёт из колонок. До тех пор, пока у всех в ушах не начинает играть абсолютно разная музыка. Вот тогда начинается настоящее веселье.

Или, к примеру, лагерь Sound Safari, на территории которого было множество абсолютно странных музыкальных инструментов. Собранных, как говорится, из говна и палок. И работающих по очень необычным принципам. Например, чтобы извлекать звук из одного инструмента, нужно было кидать в него небольшие мягкие шарики. А у другого инструмента дергать за веревочки с разной силой и натяжением. Со стороны кажется, что это развлечение минут на 5, но мы в итоге там залипли чуть ли не на пару часов, пытаясь подобрать знакомые ритмы на этих странных инструментах. Мне это напомнило один музей в Москве под названием Экспериментаниум, где тоже много всяких таких интерактивных штучек.

Также было много кемпов, посвященным квестам в реальности. Наткнулись как-то на кемп под названием "Portal to the Unknown". Этот кемп выглядел как огромный разноцветный шатёр с двумя внушительными воротами. При входе нас встретил человек в костюме белого мага с длинной бородой и пригласил войти. Внутри всё было устроено как интерактивный квест: нужно было решать головоломки, чтобы пройти из одной комнаты в другую. В каждом зале были свои загадки, странные предметы и необычные существа. Я обожаю подобные квесты, за свою жизнь прошла несколько десятков, и поэтому мы быстро нашли общий язык с загадочными обитателями того кемпа,. И потом, покидая "Портал", чувствовали себя, как после настоящего путешествия по параллельным мирам.

Однажды утром мы с Пирсонами отправились исследовать кемп "Time Travelers' Lounge". Этот кемп был оформлен в стиле некого ретро-футуризма: мебель из 60-х, стены, расписанные в духе "Завтрака у Тиффани" и приборы, как будто сошедшие с обложек старых научно-фантастических журналов. Нас там угостили коктейлями, приготовленными по рецептам из прошлого века, и предложили принять участие в театральной игре, в которой нужно было представлять себя путешественниками во времени. В обычной жизни я бы ни за что не согласилась участвовать в таком, это же так легко опозориться и выглядеть нелепо. Но только не на Бёрнинг Мэне, там ты не чувствуешь себя неловко в подобных ситуациях. Лия с радостью взялась за роль капитана звездолета, а я была её храбрым помощником. А Пирсон изображали учёных, потерявшихся в эпохах. Мы смеялись до слёз, когда Глен пытался общаться с "жителями" другого времени с помощью псевдонаучных терминов. И всё это было чистой импровизацией. На Бёрнинг Мэне у вас как будто раскрываются все творческие потенциалы.

Бывали и совсем абсурдные лагеря, прочувствовать фишку которых было достаточно проблематично. Например, кемп “Песочное кафе”. Там всё меню состояло из… песка. Дада, вам дают меню, и там такие позиции: песочный суп, крокеты из барханного песка, десерт из песчаных волн с ванильной пенкой, пескобургер и куча всего другого “песочного”. И ты поначалу думаешь, что это просто такой прикол, фигура речи. Но нет, тебе действительно выносят тарелку, на которой лежат круассаны, состоящие из песка. Они выглядят действительно красиво и даже не сразу понятно, что они из песка. Но они из песка. Ммммм, вкуснааа.

У абсурдности некоторых кемпов не было предела. Как-то раз мы встретили кемп, напоминающий типичную американскую прачечную, там стояло куча стиральных машин, правда они были очень большого размера. И стирали там людей! Ну как стирали. Любой желающий залазил туда, а все остальные просто вращали барабан этой стиралки как им вздумается.Забавно со стороны выглядело, но мы не стали пробовать)

Был весьма интересный кемп со странным названием “Философия овечьей шерсти”. На первый взгляд, это была обычная зона для общения, но вместо привычных стульев и подушек там были гигантские рулоны овечьей шерсти. Организаторы кемпа, называющие себя "пастухами мысли", пригласили нас "погрузиться в шерсть и обсудить глубочайшие вопросы бытия". Мы устроились на мягких, пушистых рулонах, а вокруг нас начали разворачивать философскую беседу о природе реальности, метафизике и смысле жизни… через призму овечьей шерсти. Оказалось, что каждая шерстинка символизировала "ниточку жизни", а рулоны ‒ "поток времени". Лия, подыгрывая организаторам, задавала вопросы о том, как выбирать "правильную шерсть" для своей жизни, и вскоре мы все вместе угарали, разматывая огромные клубки из мягкой шерсти. Пирсоны, погружённые в эту абсурдную философию, с интересом участвовали в дискуссии, не забывая делать намек на "шерстяные тайны" и подхватывать странные метафоры.

Одним вечером, когда мы с Лией бродили по Плайе в поисках чего-то нового, мы заметили небольшой палаточный кемп с едва видимой табличкой "Чай на троих". На первый взгляд, там было просто несколько ковриков, разложенных на песке, и маленький чайный столик с чайником и несколькими чашками. За столиком сидела пожилая женщина в шляпе с перьями и читала книгу. Она приветливо помахала нам рукой, приглашая присесть. Мы присоединились, и она налила нам горячий чай с травами. Женщина представилась как Мэгги и сказала, что этот кемп она создала с единственной целью ‒ предложить чашку чая тем, кто ищет тишину и спокойствие среди шумного Бёрна. Мы пили чай (который оказался просто восхитительным), разговаривали о том, как попали на фестиваль, обсуждали различные путешествия и мечты. Всё было очень просто, но душевно. Мэгги рассказала нам, что каждый вечер она проводит здесь в ожидании случайных гостей, чтобы услышать их истории и поделиться своими. Мы проболтали с ней почти час, и снова было то самое чувство, будто мы зашли в гости к старому другу. И это мгновение тишины и спокойствия, среди всей этой хаотичной энергии фестиваля, стало для нас настоящим подарком.

Еще один интересный непримечательный кемп носил название "Невидимая Музыка". Это была всего лишь небольшая палатка с парой наушников, лежащих на столике, и кучкой маленьких MP3-плееров. Рядом сидела женщина по имени Джулия и улыбалась каждому, кто подходил. Она предложила нам надеть наушники и послушать эту "невидимую музыку", объяснив, что на каждом плеере записаны звуки, которые она и её друзья годами собирали по всему миру: от шума улиц в Париже до тихого журчания ручья в Альпах, от звона колоколов в Тибете до пения птиц в джунглях Амазонки. Мы надели наушники и сразу погрузились в звуковое путешествие. Это так удивительно удивительно ‒ просто стоять посреди пустыни и слушать звуки, которые мгновенно переносили нас в разные уголки мира. Иногда для путешествий не нужны самолёты и поезда, а достаточно лишь и прислушаться к окружающим нас звукам. Лия закрыла глаза и тихо улыбалась, а я ощущала, как эти звуки создают внутри меня нечто новое, как будто каждый из них несет частичку мира, который мне хотелось узнать.

Я могу до бесконечности рассказывать про кемпы, в которых нам удалось побывать. Все они такие душевные и прикольные. Это очень интересный и многогранный опыт. Это были места, где искусство рождалось в разговорах, где радость находилась в творчестве, а связь с людьми ощущалась в самых простых действиях — объятиях, шепоте, звуках и смехе. Как жаль, что Блэк Рок Сити настолько огромен, что просто невозможно за неделю успеть всё посмотреть и попробовать. Потому что на каждом шагу можно наткнуться на событие, которое моментально затянет вас.

Однажды кто-то рассказал нам о "Волшебном Автомате", стоящем где-то на границе Плайи. Говорили, что это что-то вроде вендингового аппарата, но выдающего "волшебные" предметы ‒ от странных аксессуаров до миниатюрных произведений искусства. В Блэк Рок Сити ходит множество легенд, не все правдивые, но в таким месте невозможно определить наверняка, правда это или вымысел. Потому мы решили, что обязательно должны найти этот автомат. Шли мы долго, периодически отвлекаясь на рандомные события в пути. Спрашивали у встречных людей, знают ли они об этом автомате. Большинство были не в курсе, но один парень сказал, что он только что оттуда, и дал нам специальный жетон, который нам понадобится там. Наконец, мы добрались до места, где, по слухам, стоял тот самый автомат. Оказалось, что это просто небольшой деревянный ящик с отверстием, куда нужно опустить жетон. Мы опустили жетон, и из автомата выпал маленький пластиковый динозавр в розовой шляпе и бумажка с надписью "Продолжай искать магию". Это было настолько абсурдно и неожиданно (и слегка разочаровывающе), что мы решили просто оставить нашего динозавра на видном месте, чтобы другие тоже могли его найти и улыбнуться.

Во многих лагерях очень вкусно кормят
Во многих лагерях очень вкусно кормят

Я всё ещё не рассказала о тусовках, на которых мы побывали. Тус там, конечно же, было миллион. На любой вкус, в любое время суток, любых масштабов. Постоянно проводились всякие концерты и большие вечеринки, каким бы позавидовал любой самый знаменитый клуб мира.

Один из главных мутант-каров Бернинг Мэна ‒ Mayan Warrior, огромнейшая платформа, украшенная фигурами майя и оснащенная мощнейшей аудиосистемой, славится своими визуальными эффектами и бесконечными танцами под звёздами. И всё это может самостоятельно передвигаться! Обычно Mayan Warrior укатывал куда-то на край Плайи, за ним тянулась длинная вереница из велосипедов, потом прикатывал другой огромный мутант-кар Robot Heart ‒ тоже большая самоходная платформа с аудиосистемами и здоровенным металлическим каркасом в форме сердца, на который забирались люди и танцевали под ритм. И начиналась гранд-тусовка. Музыка смешивалась с далекими звуками других тусовок и мелодиями многочисленных кемпов, световые инсталляции словно боролись за наше внимание, а вокруг танцевали, смеялись, обнимались и просто были счастливы самые разные люди, собравшиеся здесь со всего мира. Атмосфера была просто потрясающая ‒ в этом удивительном единстве, в котором мы все двигались в одном ритме, дышали одним воздухом и, кажется, разделяли одно сердце. И особенно круто было ночью, когда включались десятки лучей света длиной до края неба, и двигались в ритме музыки.

-63
-64
-65
-66

И вообще, весь город ночью ‒ это уже как будто какой-то другой город и другой мир. Пустынные пыльные постапокалиптические пейзажи сменяются ярким светом неоновых вывесок, светодиодных лент и разноцветных фонарей. Все вокруг начинает мерцать, светиться и переливаться в самых неожиданных местах: где-то проблескивает неоновая инсталляция, в другом углу лазеры рассекают воздух разноцветными лучами, а еще чуть дальше ‒ десятки и сотни маленьких огоньков от велосипедов и нарядов бёрнеров. Как будто оказываешься в каком-то мире неона, невероятное зрелище. Появляется ощущение, что каждый житель этого города становится частью грандиозного светового шоу. Повсюду видны люди в светоотражающих костюмах, со светящимися головными уборами и яркими светодиодными аксессуарами. Блэк Рок Сити кажется бескрайним океаном, который пульсирует в такт музыке, доносящейся из разных концов Плайи.

Арт-объекты ночью меняются ‒ многие из них начинают светиться или даже двигаться. Где-то видны огненные перформансы: люди вращают пои, устраивают огненные шоу, а пламя на мгновения освещает их лица. На горизонте можно увидеть далекий свет от костров, которые горят на краю Плайи. Становится понятно, что каждый кусочек этого города живет своей жизнью, своим светом и звуком.

Мутант-кары тоже не отстают от этого тренда. Можно идти по Плайе, просто следуя за их светом, и неожиданно оказаться в центре громкой вечеринки или напротив тихой группы людей, которые собрались вокруг импровизированного костра, чтобы поговорить о смысле жизни. И каждый раз, словно по магии, тебе удается находить то, что ты ищешь: глубокий разговор, шальную тусовку или мгновение уединения под звездами.

-67
-68
-69
-70
-71

Покажу ещё немного фотографий самого города и красот.

Вот так город выглядит с воздуха. Да, там есть целый свой аэропорт, где всех желающих могут прокатить на самолёте
Вот так город выглядит с воздуха. Да, там есть целый свой аэропорт, где всех желающих могут прокатить на самолёте
Дорога к Человеку
Дорога к Человеку
Ещё вид на город изнутри
Ещё вид на город изнутри

Вот такой он, Бёрнинг Мэн.

День предпоследний. Суббота. Сжигание Человека

Когда настала ночь сжигания Человека ‒ кульминационный момент всего фестиваля, атмосфера в Блэк Рок Сити ощутимо изменилась. В воздухе витало напряжение и радостное предвкушение. Мы с нашими ребятами собрались все вместе у нашего кемпа, чтобы вместе отправиться в центр Плайи, к тому месту, где возвышалась огромная деревянная фигура Человека, так хорошо нам знакомая и так любимая каждым, кто хоть раз побывал на Бёрне.

По пути к центру было сложно не заметить, как люди стекались со всех сторон в единый поток. Велосипедисты, пешеходы, мутант-кары… все двигались к главному событию. Кто-то шёл в экстравагантных костюмах, специально подготовленных для этого момента, кто-то был просто небрежно закутан в тёплое пончо, но всех объединяла одна цель: стать частью этого ритуала.

Мы подошли к кругу, образовавшемуся вокруг деревянного Человека, присоединились к общей толпе, чувствуя невероятное воодушевление. Толпа людей была огромной, но в ней царило странное, почти священное спокойствие, как будто все понимали, что вот-вот произойдёт нечто важное и неизбежное. Мы с Лией взялись за руки, чтобы не потеряться в этом море людей, и начали медленно пробираться вперёд, поближе к месту действия.

Вокруг нас было слышно лишь тихое перешёптывание и звук музыкальных инструментов ‒ кто-то играл на барабанах, кто-то на гитаре, кто-то шептал мантры. Мутант-кары, окружившие пространство вокруг Человека, подсвечивали его светом неоновых огней и прожекторов. В какой-то момент свет приглушили, и толпа стихла.

Перед тем, как началось сожжение, небо над Блэк Рок Сити осветилось потрясающим фейерверком. Это был продолжительный салют, который сразу захватил всё внимание собравшихся. Всё вокруг замерло, и на несколько минут единственными звуками были шипение и треск фейерверков. Небо было буквально заполнено вспышками: золотыми, красными, зелеными и синими. Салют разрастался, становясь всё более интенсивным, и небо превратилось в огромный холст, расписанный огненными узорами. Это был как будто пролог, открывающий главный акт этого ночного ритуала. С последними залпами фейерверков, которые были особенно мощными и яркими, воздух наполнился восторженными криками и аплодисментами. Затем прогремел взрыв, визуаьно напоминающий ядерный грибок.

И момент наступил ‒ дёрнулась первая искра, и огонь медленно начал подниматься по деревянным опорам. Мы стояли, наблюдая, как фигура Человека начала трещать от огня. Лия крепко сжала мою руку, и я почувствовала в её взгляде смешанное чувство восторга и удивления ‒ ведь для неё это было впервые.

Вскоре пламя полностью захватило фигуру Человека, и началось то, что называется "Танцем Пламени". Искры взлетали в небо, как сотни огненных птиц, и в какой-то момент казалось, что небо само по себе стало частью огня. По кругу стали пробегать бегуны с огненными поями, создавая настоящую огненную мандалу, закручиваясь в невероятные фигуры и сплетения.

Когда деревянный каркас начал рушиться под натиском огня, раздался оглушительный гул толпы. Люди кричали, смеялись, обнимались. Мы тоже обнялись с Лией, чувствуя этот момент единения и свободы. Вокруг нас творился настоящий хаос радости и счастья.

Сжигание Человека ‒ это не просто финал фестиваля, а символ обновления, освобождения и единения. Это момент, когда каждый может оставить позади всё, что тяготило, и впустить в себя что-то новое. Это мгновение, когда ты чувствуешь, что стала частью истории, частью чего-то великого и значимого.

-76

День последний. Воскресенье. Сжигание Храма

Самый тихий и трепетный момент на Бёрнинг Мэне, место, где обнажаются все чувства и все боли. Храм ‒ место памяти, куда бёрнеры приходят, чтобы оставить частичку близких, покинувших наш мир.

Для меня это стало самым важным моментом всего фестиваля. В 2022 году я впервые стояла перед огнём Храма, держа в руках фотографию своего парня, который погиб шесть лет назад в автокатастрофе. Тогда рядом со мной были мои самые близкие друзья ‒ Лиза, Маша и Саша, те, с кем я делила этот опыт, те, кто поддерживали меня в этом ритуале прощания. Мы стояли вместе, в кругу, обнявшись, и смотрели, как пламя забирает Храм, унося с собой наши горести и воспоминания.

Тогда я писала в своем дневнике:

Это был один из самых особенных и важных моментов в моей жизни. Это было как некая точка соприкосновения жизни и смерти. Провожаешь очень ценного человека, которого уже довольно давно нет в твоей жизни, но в то же время прям тут же сидят другие твои самые ценные люди в твоей жизни, которые всё ещё здесь, с тобой рядом, ради которых хочется жить, наслаждаться жизнью и стараться делать их жизнь лучше

Но с тех пор всё резко изменилось. Год назад, когда мы все вместе путешествовали по Италии, мы попали в ужасную аварию, в которой они все трое погибли… И почему-то именно я почти не пострадала, отделалась лишь переломом руки… и страшной душевной раной. Я выжила, но вместе с этим я потеряла очень большую часть себя, часть, которую я уже не могла вернуть.

Теперь, стоя здесь, перед Храмом, я осознаю, как символично получилось, что те, с кем я была на сжигании Храма два года назад, теперь находятся по ту сторону огня. Я пришла сюда с таким тяжёлым сердцем, но также с чувством, что я должна была здесь быть. Это место стало для меня чем-то больше, чем просто инсталляцией. Это пространство, где я могу попробовать отпустить свою боль, где могу отпустить тех, кого уже нет рядом.

Когда огонь начал медленно охватывать Храм, я почувствовала, как ком встал в горле, а слёзы медленно потекли по щекам. В этом огне я увидела Лизу, Машу и Сашу, их смех, их улыбки, услышала их голоса, как будто они были здесь, рядом. Они пришли сюда вместе со мной, чтобы проститься еще раз. И в этот момент я не смогла сдержать слёз. Я закрыла глаза и позволила слезам литься, как будто с ними выходила вся накопившаяся боль, всё одиночество, вся тяжесть, что я несла в себе.

Лия, почувствовав моё состояние, крепко обняла меня и прижала к себе, словно хотела забрать часть моей боли. Я почувствовала её тепло, её поддержку, и это помогло мне немного успокоиться. Мы стояли так, обнявшись, и я понимала, что Лия чувствует каждую мою эмоцию, что она здесь для меня, что в этом мгновении мы связаны. Её молчание говорило больше любых слов.

Сжигание Храма стало для меня не просто прощанием с теми, кого я потеряла, но и неким началом пути к исцелению, символом принятия и прощения. Это было напоминание о том, что даже когда кажется, что всё потеряно, всегда остаётся огонёк, который поможет найти дорогу обратно к себе, к жизни. И этот огонёк был в сердце Лии, в её крепком объятии, в её молчаливом присутствии, которое стало для меня поддержкой в этом сложном, но таком важном моменте.

-77

Эпилог

Когда я была на Бёрнинг Мэне в первый раз, видела там табличку с надписью “You’re exactly where you need to be” — “Ты именно там, где тебе нужно быть”. Эта фраза стала моим своего рода жизненным ориентиром. И теперь, оглядываясь назад на все, что произошло на этом Бёрне ‒ от новых встреч и неожиданных моментов до глубочайших переживаний и прощаний ‒ я понимаю, что снова оказалась в нужном месте. С теми, кто мне нужен, и кому нужна я. В Блэк Рок Сити, среди песка и огня, я снова нашла гармонию с собой. И где бы я ни была, я всегда буду стремиться к этому ощущению: быть на своём месте, в своём времени, в своей жизни.

Вот он, секрет счастья. Одновременно невероятно сложный и до жути простой.

----------------------

Цена

Ну и, конечно, финансовая сторона. Мне часто задают этот вопрос. Почём сей банкет?

Конечно, несмотря на то, что на самом Бёрне всё бесплатно, для поездки туда нужно много денег.

На Бёрнинг Мэн возможно съездить с тремя разными уровнями трат.

Самый бюджетный вариант:

Билет купить на общей распродаже ($575)

Добраться на автобусе или автостопом (многие так делают, просто цепляются на хвост другим бёрнерам).

Не готовить никакие костюмы, а закупиться самыми дефолтными дешевыми шортами и футболками (все равно все на выброс потом)

Запастись только самыми необходимыми личными вещами. Еду и воду не покупать, а питаться в барах и кемпах, с этим проблем не будет. Спать тоже в кемпах, там очень много кемпов, где есть возможность прилечь.

И, таким образом, можно уложиться в тысячу долларов, если не учитывать перелёты.

Но как по мне, если уж ехать туда, то можно чуть больше потратиться, чтобы не зависеть полностью от других людей.

Оптимальный вариант:

Купить билет по предпродаже за $1500, он ничем не отличается от билета из общей продажи, кроме цены. Разница лишь в том, что покупая билет за 1500, вы с вероятностью 99% попадёте на фестиваль, а если понадеетесь купить в общей продаже за 575, то рискуете пролететь, ибо там 15-25 тысяч мест, а желающих обычно намного больше. Хотя вот в этом году впервые за 10 лет билеты ещё оставались перед началом Бёрна (скорей всего, после прошлогоднего треша с дождём у многих отбилось желание ехать в этом году).

В общем, тут на усмотрение каждого. Если не хочется рисковать и есть лишние деньги, то можно взять билет за 1500, если нет, то за 575 в целом тоже можно вырвать.

Также в оптимальный вариант трат входит аренда авто (а лучше автодома), закупка едой и водой, закупка полезными вещами. Короче, полное снаряжение, по типу того, как было у нас в этой поездке.

С таким вариантом подготовки траты могут быть $3000-5000 без учёта перелётов.

Элитный мажорский лакшери вариант:

Всё то же самое, что и в оптимальном варианте, плюс ещё арендовать заранее элитную палатку на территории какого-нибудь из лагерей. В этой палатке будут абсолютно все удобства: кондиционер, душ, мягкая кровать и т.д.

И стоить это удовольствие может от $10000.

Такой вариант обычно всякие блогеры и светские львицы выбирают.

Но я осуждаю такой подход. Ведь тогда теряется весь смысл поездки на Бёрнинг Мэн. А если хочется максимальных удобств - то может тогда лучше поехать в отель на море?

Сколько же потратила лично я?

Билет - $1500

Транспортный пропуск - $38 (его цена $150, но разделили на четверых, кто был в нашем RV)

Аренда RV - $700 ($2800 на четверых)

Бензин - $97 ($388 на четверых)

Закупка в Волмарте - $585 ($4095 на семерых)

Предварительная закупка вещами и пошив костюмов - $866

Налоги, сборы и прочая хрень:

Налог штата Невада на живые развлечения в размере 9% от цены билета - $135

Дополнительный сбор - $4 за каждый билет и транспортный пропуск (итого я плачу $4)

При оплате заказа комиссия 3.5% за обработку банковской карты - $58

Доставка билета - $20. Это самый дешевый вариант доставки, почтой в пределах США, я заказала доставку на дом Пирсонов. Доставка в Австралию стоит вообще $65. Даже на месте на кассе возле пустыни Блэк Рок получить билет стоит $30. И да, электронных билетов на это мероприятие не существует

Итого: $4003 (без учета перелётов)

-78